Осколок в теле, осколки в душе

Особенная дата

Сегодня исполняется 17 лет со дня вывода из Таджикистана Отдельного сводного стрелкового батальона Республики Казахстан, выполнившего первую боевую задачу Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РК Нурсултана Назарбаева по охране южных рубежей СНГ на таджикско-афганской границе. В ноябре 1993 года Кокчетавским ОВК были направлены 73 призывника для прохождения срочной службы в Чимкентский оперативный полк внутренних войск МВД (ныне Национальной гвардии) РК. Именно воины 7 сводной роты этой части специального назначения 7 апреля 1995 года приняли неравный бой с моджахедами в Пшихаврском ущелье. Мы беседуем с непосредственным его участником, кавалером боевых наград — медалей «Жауынгерлік ерлігі үшін» и «За отвагу», старшиной запаса Сериком Искаковым.

—  Серик Толеуович, Вы дважды находились в составе ОССБ РК?

— Да, в июле-октябре 1994 года и марте-апреле 1995-го. Чистопольским РВК вместе со мной призывался Бауржан Бутабаев. После курса молодого бойца в учебном центре «Актас» г. Чимкента нас, кокчетавцев, в полку распределили по подразделениям и 25 декабря 1993 года мы приняли военную присягу. Летом, перед отправкой в Таджикистан, месяц в том же Ақтасе готовили дополнительно. Лично меня в качестве старшего сапера.

Как к Вашей миротворческой миссии отнеслись родители?

Особо они не тревожились, потому что практически ничего о моей службе не знали. Помню, в одном из писем я намекнул: «Если долго не будет ответа, не переживайте — предстоит командировка…».

Для воинов нашего призыва, да и молодых офицеров трудным был август 1994 года, пока адаптировались к Памирским горам, бурной реке Пяндж и пронизывающим ветрам. Позже научились преодолевать высоты не хуже местных жителей. Стали привыкать к перепадам давления и однообразию пейзажа, дневному зною и ночным холодам. Несли службу часовыми на блокпостах Неводак и Барчит. Изредка ходили в дозоры.

В конце ноября, по возвращении на большую землю, удостоился краткосрочного отпуска с выездом на родину. За две недели пребывания дома с трудом акклиматизировался. Зато удалось успокоить родных и близких. О второй поездке в Таджикистан родителям я, конечно, не сообщал.

Наверное, тяжело вспоминать тот бой?

— Как и осколок, оставшийся по сей день в правом плече. Хотя я не офицер и не силен в тактике и стратегии, постараюсь изложить суть. Наша 7 сводная рота, которой командовал капитан Ерлан Алданазаров, несла службу по охране участка границы на блокпосту Подкуноб. Утром 7 апреля 1995 года поступила команда передислоцироваться в район 6-й заставы. Колонна автомашин «ЗИЛ-131», груженная личным составом и боеприпасами, шла в сопровождении двух БТР-в, зенитной установки на ГАЗ-66 и командно-штабной машины связи. Прикрытия с воздуха не было, как нам объяснили, из-за пасмурной погоды. Руководил передислокацией командир нашего батальона, майор Юрий Лобачев, а общее командование колонной осуществлял российский офицер — заместитель начальника Калайхумбского погранотряда.

Примерно в полдень колонна остановилась в Пшихаврском ущелье, в 50 м от моста. Группа офицеров поднялась по склону для рекогносцировки и определения позиции. Кто-то вышел размяться и перекурить. Внезапно прогремел взрыв. Как выяснилось позже, это пострадал гражданский «УАЗик», скрывшийся за поворотом. С афганской стороны били из гранатометов по БТР-ам и головным машинам. Все пылало, слышались крики раненых и обгоревших товарищей. Мы стали выпрыгивать из машин и занимать оборону под ними же. Но вскоре пришлось искать другие позиции. Командиры взводов были выведены из строя, другие офицеры отрезаны от нас вражескими снайперами. Командование на себя принял сержант Марат Ахметов, который организовал эвакуацию раненых под мост и управлял боем до прибытия комбата. Попытку моджахедов выйти в тыл колонны пресекла рекогносцировочная группа. Бой длился пять часов. Погибли 17 наших военнослужащих и 33 были ранены. После организации системы огня и подхода подкрепления противнику был нанесен серьезный урон. В том бою смертью храбрых погиб наш земляк Ербол Бекебаев. Кроме нас приняли участие еще четверо акмолинцев: Канат Галеев, Ербол Журунтаев, Мурат Аманбаев и Сайран Каженов, получивший тяжелое ранение.

Как сложилась Ваша судьба в дальнейшем?

—  Один осколок мне вытащили в санчасти Калайхумбского погранотряда. На третий день раненых отправили в г. Душанбе. Неделю мы лечились в медпункте 201-й мотострелковой дивизии. Туда приезжал Президент Таджикистана Эмомали Рахмон и лично награждал каждого прямо в палатах медалью «За отвагу». После доставили в Алматы и распределили по госпиталям. В медучреждении МВД я пролежал месяц. Затем вернулся в часть, что в г. Чимкенте. Демобилизовался, приехал домой. Два года правая рука «не слушалась». С 1997 года работаю водителем на частном предприятии. Супруга, Улпан Каиржановна, — врач УЗИ. Растет сын Диас.

Серик Искаков — третий на снимке (слева направо).

Ваши пожелания?

— В Астану на торжества, посвященные очередной годовщине вывода ОССБ РК из Таджикистана, выехали председатель областного союза ветеранов — участников боевых действий на таджикско-афганской границе Кайдар Бакиров, обладатель крапового берета Талгат Нуркасимов и другие наши однополчане. Туда приглашены и родители погибших военнослужащих. Они считают, что давно назрела необходимость придания воинам-казахстанцам, защищавшим внешние границы Содружества Независимых Государств, статуса лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны. Верю в торжество социальной справедливости. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех боевых друзей с нашим праздником!

Марат НУРСЕИТОВ.

Фото предоставлено автором.

Читайте также