Село на тропе Абылая

Проселочная дорога, мало чем отличающаяся от других на этой древней земле, вокруг-бескрайняя степь и поющий ковыль, колосящийся волнами и сверкающий на солнце, которого здесь удивительно много. Такая знакомая и милая сердцу, рожденного в этих краях, картина…

А спроси любого, сразу скажет, какое это особенное место. Именно здесь проходила тропа легендарного полководца, хана Абылая.

Аксакалы аула Сауле, что в переводе и означает тот самый «солнечный луч», который так щедро озарил эту местность, бережно хранят народную память, переданную им от своих дедов. Вдохновленные Президентской программой «Рухани жаңғыру», здесь намерены обустроить тот древний путь, внести его в разрабатываемый в районе маршрут туристического кластера. А готовить будущих экскурсоводов, которые расскажут о легендарном Абылае, его походах, начнут в местной школе, традиции которой и ее сегодняшние успехи — тоже достойная тема для отдельной экскурсии. Она сегодня носит имя своего земляка, первого педагога-профессора страны Шарапи Альжанова, оставившего много трудов по педагогике и психологии, автора первого русско-казахского этимологического словаря. У входа в школу расположен его бюст, что изваял уроженец аула, выпускник школы.

Именно здесь еще в средние века и пролегал путь караванов, шедших с севера до самого Туркестана и обратно. Вдоль него расположено немало мазаров, древних колодцев. По сохраненному преданию, один из них выкопал местный житель Байгобек кажи для проезжающих мимо путников, чтобы они могли попить воды, отдохнуть, напоить коня. Этого доброго, истинно верующего старца потом похоронили, как он и завещал, тоже у дороги. До сих пор существует поверье, что, проезжая мимо, обязательно нужно прочесть молитву, и тогда не случится с тобой беды. Было это более ста лет назад, но потомки основателя первого народного колодца, что живут в селе и даже работают в школе учителями, чтут своего предка и гордятся им.

Правда, саму школу сегодня не узнать: на месте покосившейся прежней три года назад выросла новая, современная, введенная по программе ликвидации аварийных школ, инициированной Президентом страны. Компьютерные классы, мультимедийные доски, просторные мастерские и спортивный зал. Вместе с красавицей-школой появился и мини-центр, которого в этой глубинке никогда не было. И теперь 30 дошколят ходят сюда на радость родителям, вернувшимся на свои рабочие места. Далеко за пределами аула известно имя потомка знаменитого ученого — виртуозного домбриста Жениса Альжанова, создавшего филиал районной музыкальной школы, а сейчас и свой семейный ансамбль. В репертуаре — классика, народные кюи, а неизменный «конек» Альжановых — произведения выдающегося певца этих мест Биржана сал, именем которого недавно был назван район. Они их знают все. Национальным достоянием становятся и воспитанные чемпионы, обладатели престижных званий на состязаниях по қазақ күресі. Готовит их многие годы преподаватель Сакен Шайкенов, фанат казахской национальной борьбы. Имя простого сельского учителя хорошо знают спортсмены, за высокие достижения он удостоен медали им. Сагадата Нурмагамбетова.

А еще в школе по крупицам собирают сведения об истории своего края, мечтают о настоящем музее села, чтобы каждый его житель знал все о своей малой родине. Из этого аула вышли потомки Биржана caл: бии Альжан, Клышпай. Сын Альжана — Шарапи Альжанов как раз и стал видным ученым-педагогом, в честь которого названа новая школа. Когда-то тут учился и известный общественный деятель Марат Идрисов, построивший затем на свои средства для аула мечеть. Чуть ли не каждое имя аулчанина — свой штрих в истории родных мест.

Аул Сауле — старинный. Архивы рассказывают, что 90 лет назад он стал колхозом, объединив несколько близлежащих сел. В 20-е годы прошлого века под руководством аулчанина Токпая Ершика (Ермагамбет) была построена плотина для сохранения пресной воды из родника, что вливалась в соленое озеро, находившееся близ аула. Камни для плотины возили на быках, но все же построили. А озеро это с годами приобрело известность не только своей соленой водой, но и лечебной грязью, за которой теперь приезжают выходцы из этих мест даже издалека. И не только за ней. Чтобы постоять у могилы целителя, святого Салык муллы, что погребен неподалеку — это придает сил, верят старожилы. А еще чтобы забраться на живописную сопку Шоқы и полюбоваться дорогими сердцу окрестностями.

В голодные тридцатые аул сильно пострадал. Многие жители не перенесли горьких тягот, часть из них уехала в другие края. Великая Отечественная война вписала свою трагическую страницу — с фронта не вернулись 88 мужчин. В те времена золотыми буквами в историю села вписан такой факт: кузнец Ехсан Сулейменов подарил фронту танк. Аксакал хотел купить на заработанные деньги технику для села, но началась война, и он решил, что так будет правильнее…

Во время целины из Украины и Белоруссии приехали на освоение целины 30 добровольцев. Урожайность тогда впервые достигла 20-30 ц. В ауле заработала малая электростанция, в каждый дом провели радио, построили клуб, школу, животноводческие базы, поголовье КРС за несколько лет выросло до 2700. Среди организованных бригад по откорму скота появились семейные. Так, Алимбай Шолаков с двумя сыновьями Ескендиром и Идрисом, невестками Айжан и Алмагуль, дочерью Тиыштык взяли 1000 голов КРС и достигли лучших показателей по району. За добросовестный труд отмечены высокими наградами: участник ВДНХ, бригадир Шадан Темиргалиев — орденом Ленина, труженики: Сарбас Уайисов — орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета», он же занесен в Золотую книгу почета КазССР, Дуйсенбек Мынжасаров награжден двумя орденами «Знак Почета», Сагымбай Казыкенов, Куттыбек Уалиев, Кайырбек Габдуллин — Трудового Красного Знамени. Доярка Айша Абдирахманова участвовала на выставке ВДНХ СССР, этой чести удостоился и скотник Шакир Ескендиров. Передовыми сельчанами гордятся, о них слагают песни. Кстати, это еще одна особенность села Сауле, которое так и называют — «поющим». В каждой семье здесь дружат с песней, известен на всю страну местный оркестр народных инструментов, родом отсюда немало талантливых акынов, выходец из этих мест и композитор Рамазан Елебаев.

Свою, не менее интересную историю, начинает писать нынешняя молодежь села, ровесники независимого Казахстана. Марал Тлеукенова, выпускница местной школы, три года назад окончила Евразийский университет, магистратуру и вернулась в аул. Работала учителем казахского языка и литературы, сейчас завуч. «Я здесь родилась, здесь живут мои родители и нет для меня на земле места лучше, люблю свое село, свою профессию, детей, которых учу. Верю в лучшее будущее родного края, сейчас сюда возвращается молодежь после того, как отстроили новую школу. Вот — Кульзат Бупанова, окончила университет, вернулась домой и таких примеров много. Молодым специалистам создаются все условия, жизнь налаживается». Мнение Марал поддержал и ветеран школы Женис Альжанов: «Я сам вернулся в родное село 27 лет назад сразу после вуза и работал здесь всю свою жизнь, создал лучшие в округе народные ансамбли. Уверен, что нынешняя молодежь подхватит наши инициативы. Произошло главное — она перестала уезжать, молодые хотят обосноваться в селе, строят дома, связывают свое будущее и своих детей с родным селом. А что еще надо, чтобы душа перестала болеть за родное село? Появились и рачительные хозяева -сельхозпроизводители, которые стали добрыми спонсорами, оказывают социальную поддержку и ветеранам, и детям. А мы, в свою очередь, создаем интересный досуг, прививаем здоровый образ жизни. У нас в селе, кого ни возьми — или музыканты, или спортсмены. А все пошло от школы, где решили не только знания давать, но и отвлечь детей от гаджетов, воспитать разносторонние личности на духовных ценностях, богатой истории предков, родного края, чтобы выросли патриотами своей родины. Если школа не подхватит первой идеи «Рухани жаңғыру», тогда кто?».

Александра МЯКОТА.

Район Биржан сал.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также