Они стояли у истоков движения «Алаш»

В Казахстане 2017 год прошел под знаком столетия партии «Алаш» и правительства Алаш Орда.

У истоков движения «Алаш» наряду с другими стояли и видные общественно-политические деятели из Акмолинской области. Зарождение этого движения было вызвано в связи с усилением имперской политики царизма.

Дело в том, что в последней трети XIX в. был проведен ряд административных и судебных реформ, в результате которых ликвидированы остатки местного самоуправления, для укрепления своего господства и расширения социальной базы царизмом осуществляется широкомасштабная кампания по переселению европейского населения в лице крестьян, казаков, чиновников на казахские земли, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых мест.

Социальный и национальный гнет, сопровождавшийся чиновничьим и казачьим произволом, вызвал массовое недовольство народа. На самосознание народов окраин России, на рост их протестного движения большое влияние оказала Первая Русская революция 1905-1907 гг. В этих условиях руководство национально-освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита. Тонкая прослойка интеллигенции и их лидеры в лице Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржақыпа Дулатова и других, избрала легальные формы борьбы против политики царизма: составление петиций, использование трибуны Государственной Думы, организация партии, издание газет и т.п.

Исследование истории движения «Алаш», жизни и деятельности его лидеров стало одним из приоритетных направлений современной исторической науки Казахстана. По этим проблемам проводятся научные конференции и симпозиумы, издаются научные сборники и монографии и это неслучайно. Долгие годы в советской историографии господствующей и чуть ли не единственной темой исследования историков была история лишь одного движения — социал-демократического, лишь одной партии — большевистской. Деятельность всех других движений и партий априори считалась реакционной, либо оппортунистической и поэтому не заслуживающей внимания. На историю партии «Алаш» вовсе было наложено табу, а понятия «Алаш-Орда», «алашор-динцы» стали чуть ли не ругательскими. Всякие попытки философски осмыслить исторический процесс, дать объективную оценку национально-освободительному движению в Казахстане пресекались, а историки подвергались гонениям.

В условиях независимого Казахстана жизнь поставила перед специалистами задачу: восстановить в истинном виде историю, отбросить все то, что мешало общественному прогрессу. Ибо именно по пинии осмысления исторического прошлого народа, извлечения уроков, как с позитивного, так и негативного опыта идет процесс созидания нового.

В свете новых требований, с позиции современных знаний стали подходить историки к освещению тех вопросов, которые в свое время замалчивались или получили конъюнктурную оценку. Имеется ввиду необходимость научного осмысления деятельности представителей национальной интеллигенции, сыгравших важную роль в пробуждении национального самосознания народа, его духовного возрождения. К числу таких личностей относятся и деятели движения «Алаш», выходцы из Аколинской области: Мамбет-Али Сердалин (Шобеков) (1865-1914), Магжан Жумабаев (1893-1938), Айдархан Турлыбаев (1877-1937), Науан Хазрет (1845-1916), Шаймерден Косшыгулов (1869/1874-1932), Мухамед Салим Кашимов (1884-1934), Кошмухамед Кеменгеров (1896-1937), Смагул Садвакасов (1900-1933) и другие.

Мамбет-Али Сердалин — видный ученый, экономист, общественно-политический деятель. Личность его примечательна уже тем, что он был одним из первых казахов, подвергшихся репрессиям со стороны жандармов за революционно-демократические взгляды и связь с политическими ссыльными.

Родился М. Сердалин в 1866 году в ауле № 4 Мизгильской волости Кокчетавского уезда. Начальное образование получил в аульной школе. Его отец Сердали Шобеков решил дать своему одаренному сыну передовое русское образование. С этой целью отдает его в трехгодичное уездное училище в Кокшетау. После успешного окончания которого в 1885 г. он привозит сына в Омск. Здесь, блестяще выдержавший вступительные экзамены, Мамбет-Али зачислен «пансионаром» в Омское техническое училище (ОТУ).

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: М. Сердалин, имея отличные оценки по учебным предметам, имел оценку 4 (четыре) по поведению. По-видимому, так оценивалась его дисциплина за участие в студенческих сходках и манифестациях, за связь с политическими ссыльными. В такой обстановке проходили годы учебы молодого Мамбета-Али в Омском техническом училище. Мы считаем, что М. Сердалин оказал непосредственное влияние на формирование общественно-политического воззрения казахской молодежи, обучавшейся в то время в городе Омске, в том числе и на А. Букейханова.

Однако в отличие от А. Букейханова, М. Сердалину окончить техническое училище не дали. В 1889 г. он был исключен с последнего курса за антиправительственную деятельность и связи с политическими ссыльными. Тем не менее и после исключения из учебного заведения М. Сердалин не прекращал общественно-политическую деятельность.

На формирование гражданской позиции и мировоззрения М. Сердалина и других представителей интеллигенции оказали влияние следующие обстоятельства. Во-первых, все основные тенденции общественно-политической и культурной жизни в центре России находили отражение и на территории окраин. Во-вторых, города Степного края — Омск, Петропавловск, Семипалатинск, Кокчетав — на рубеже веков стали местом сосредоточения политических ссыльных. Под их влиянием формировались жизненные позиции казахской молодежи, обучавшейся в учебных заведениях Омска и других городов. В-третьих, массовое изъятие у местных жителей лучших земельных угодий началось на Севере Казахстана. К примеру, в Кокчетавском уезде было образовано 16 казачьих станиц и десятки крестьянских поселений.

В такой обстановке передовые представители казахской национальной интеллигенции, как и их русские собратья, пытливо думали о судьбе родины, «шли в народ», изучали его историю, культуру, распространяли грамотность, способствовали росту самосознания народа.

Многое объединяло М. Сердалина, А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, А. Турлыбаева, Ш. Косшыгулова, К. Кеменгерова и Науана Хазрета. Они были современниками периода политико-административных реформ в Казахстане, вызвавших значительные изменения в социальной, политической и правовой жизни казахского общества. Являясь свидетелем социального и национального гнета коренного населения, казахская интеллигенция не могла относиться равнодушно к дальнейшей судьбе своего народа. В этот период М. Сердалин и А. Букейханов занимали активную позицию в решении аграрного и переселенческого вопроса. Они открыто выступали против царских чиновников, разоблачая пороки самодержавия.

М. Сердалин в своих трудах «Аренда казахской земли» (Омск, 1900 г.), «Об эксплуатации степей Западной Сибири путем скотоводческой культуры» обосновал положение о необходимости разумного подхода к землепользованию в Казахстане. Протестуя против аграрной политики царской администрации, он писал: «Клочок за клочком отнимают у нас, исконных скотоводов, земли, тем самым создавая невозможность продолжать скотоводческую культуру». Он предостерегал от безоглядной распашки площадей, что, по его словам, «может послужить к превращению степей в пустыню», предвидел, чем может обернуться отрыв от сложившихся форм хозяйствования, нарушение традиций, обычаев, обрядов и быта степняков.

В трудах М. Сердалина поражает не только обширность научных познаний, но и стиль изложения фактов, прекрасное знание русского языка и литературы. В записях М. Сердалина мы находим фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова, Г.И.Успенского, Н.В. Гоголя.

В Омском областном государственном архиве хранится документ под названием «Переписка о состоящем под негласным наблюдением киргизе Мамбет-Али Сердалине (он же Чубеков)». В нем есть сведения о том, что через два года после исключения из училища, то есть в 1891 году, за М. Сердалиным был установлен негласный надзор. Волостному управителю предписывалось каждые 10 дней доносить уездному начальнику о М. Сердалине. Надзор был снят лишь в 1904 г., т.е.он длился 13 лет.

Одной из форм сопротивления народа напору и давлению царизма в духовной сфере стало отстаивание традиционного уклада, обычаев, культуры, мусульманской веры. Против произвола властей, нарушений элементарных прав, политики христианизации и русификации вели непримиримую борьбу Науан Хазрет, М. Сердалин, А. Букейханов, А. Байтурсынов, А. Турлыбаев, Ш. Косшыгулов, К. Кеменгеров, М. Кашимов и другие.

Одним из видных лидеров движения «Алаш» был Айдархан Турлыбаев (1877-1937), также как и М. Сердалин, уроженец Мезгильской волости Кокчетавского уезда. В 1896 году, окончив с отличием учительскую семинарию в Омске, по своему выбору получил направление на юридический факультет Петербургского университета. После его окончания в 1902-1917 гг. работал в Омске в адвокатской конторе, «присяжным поверенным» в судебной палате.

А. Турлыбаев в период революции 1917 г. активно участвовал в общественно-политической жизни народа. Он председательствовал на съезде казахов Акмолинской области, который проходил в Омске с 25 апреля по 5 мая 1917 г. В его работе приняло участие 250 делегатов из Атбасарского, Кокшетауского, Петропавловского, Омского, Акмолинского уездов. А. Турлыбаев был избран делегатом I Всеказахского съезда, где было провозглашено создание партии «Алаш».

В 1917 году он активно участвовал в организации и проведении I Всеказахского съезда, который проходил 21-28 июня 1917 года в Оренбурге. На этом съезде произошло организационное оформление партии «Алаш», были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономная республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.

После Октябрьской революции, на II Всеказахском съезде, проходившем в Оренбурге с 5 по 12 декабря 1917 г., была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». В состав Совета вошло 25 представителей, из числа которых сформировали правительство из 15 человек. Председателем правительства был избран Алихан Букейханов, а его заместителем — Айдархан Турлыбаев.

Деятельность участников национально-освободительного движения из Северного Казахстана явилась одним из факторов создания партии «Алаш». Идеи, заложенные в движении «Алаш», нашли свое воплощение в современном независимом, демократическом, многонациональном Казахстане, являющимся важным субъектом международных отношений.

Кадыржан АБУЕВ,
д.и.н., профессор КГУ им. Ш. Уалиханова.

Фото из сети Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также