Село исчезло с карты, но не из памяти

«Представляете, почти 200 лет назад здесь были сад, пруд, графский дом с колоннами. А дом для ямщиков сохранился до сих пор, — учащиеся СШ № 1 поселка Шортанды говорят об истории сел родного края буквально наперебой. — Называется село Конкрынка по фамилии графа Конкрынского, сам он здесь не жил, занимал большой пост в Санкт-Петербурге, а построил имение для сына, сосланного за участие в восстании декабристов».

Так интересно, с массой удивительных подробностей участники школьного проекта «Тарих» готовы говорить не только о Конкрынке, но и других селах, название которых на самой подробной карте уже не отыщешь.

«Упразднено», «переведено в категорию иных поселений»… Так пишется о них в перечне «Исчезнувшие населенные пункты Акмолинской области».

Процесс исчезновения малых сел, начавшийся еще во времена предшествующих модернизаций, естественен и неизбежен. Судите сами. В селе Новокавказское, включенном в состав с. Петровка, в 2009 г. проживали 30 человек…

Исчезают малые села повсюду. Исчезают с карты географической, но не из памяти людей не только в них родившихся и живших, но и тех, кто только слышал о них из рассказов бабушек и дедушек.

«А я бы хотел жить в то время!». Для 15-летнего восьмиклассника Сергея Вдовина 50-е года прошлого столетия действительно «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». «Тогда двери дома не запирали, доверяли друг другу. Мы встречались со многими людьми, которые очень благодарны медсестре Ирине Двоеглазовой. Все вспоминают ее добрым словом. Она до самой старости работала, помогала людям. Вообще, люди раньше свою работу очень любили. Так и сейчас надо работать».

Такие выводы сделал не только Сергей, мечтающий стать хирургом, но и другие старшеклассники шортандин-ской школы после того, как побывали на месте, где когда-то было село Джамбул. В 1959 году его жители по программе укрупнения хозяйств переехали в расположенное неподалеку опытное хозяйство.

Десятиклассник Денис Выхват в будущем хочет стать военным. Вряд ли он забудет рассказы людей, переживших ужасы насильственной депортации и помогавших тем, кто попал под ее жернова: «Ездили к бабушке. К ней все обращаются — баба Миля. И нас просила так называть. Фамилия Ткаченко по мужу. Сама она — немка, их семью депортировали из Украины. Страшно об этом времени слушать. Если бы люди не помогали друг другу, то умирали бы еще больше».

Во время одной из экспедиций ребята нашли заброшенное кладбище, где по рассказам старожилов, покоятся депортированные с Кавказа. Потомки похороненных здесь почти все вернулись на родину. «Баба Миля рассказывала, что когда прощались, все плакали: и те, кто уезжал, и те, кто оставался».

— Мы обратимся к чечено-ингушской диаспоре, чтобы помогли огородить, установить памятную доску, — говорит директор школы Даурен Жапаров. — Это надо сделать обязательно. И по долгу человеческому, и для того, чтобы дети видели, что их поисковая работа дает зримый, практический результат.

От старожилов Конкрынки слышали, что был когда-то неподалеку от села родник. Ребята это место отыскали: сплошные камни. Их отодвинули, но воды нет. Собираются вместе с учениками Бектауской школы попробовать родник расчистить: а вдруг возродится целебный источник.

— Возле него можно и камень установить, который мы отыскали, — говорит Данил Харитонов. — На сопке возле села мы нашли большой валун, на нем выбита дата — 1851 год. Мы так удивились, что до нас никто этого не увидел. А, может быть, кто-то видел, но не заинтересовался.

Учитель истории Татьяна Ганзиева показывает найденные во время экспедиций многочисленные артефакты, тщательно документированные записи рассказов старожилов. В классной комнате они уже размещаются с трудом. Но как же помогают найденные ребятами свидетельства дней былых в воспитании многих из тех качеств, на формирование которых нацеливает программа «Рухани жаңғыру», а один из ее проектов — «Туған жер» — особенно.

— Патриотизм начинается с любви к своей земле, своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине, — пишет Президент страны в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». — Почему малая родина? Человек — существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина — это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа… Все это важно».

Заместитель директора школы по воспитательной работе Акмарал Калиева говорит о том, насколько меняются ученики, соприкоснувшись с прошлым: «Дети не жалеют ни времени, ни сил, обсуждают увиденное, найденное, делятся впечатлениями с друзьями, родителями».

Пик поисковой работы приходится на весенне-осенний период. Но ребят и зимой уже не остановить. Тимуровская работа — в разгаре: снег, дрова, уголь, концерты в домах пожилых людей… И, конечно, долгие рассказы пожилых людей о днях своей молодости.

Конечно, молодые люди не могут знать, как сложится их жизнь. Возможно, дела профессиональные, семейные уведут их далеко от родных мест. Но сегодня они говорят о том, что где бы ни были, о родных местах не забудут: «Это же история наших предков. Это наша история».

Нина МИТЧИНОВА.

Шортандинский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также