О власти судят по качеству работы госслужащих

С первых лет обретения Независимости в Казахстане большое внимание уделялось формированию эффективной системы государственного управления. О результатах происходящих изменений мы беседуем с руководителем областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Бергеном Беспалиновым.

Берген Маратович, разъясните, пожалуйста, какова цель происходящей сегодня модернизации государственной службы?

—  Цель ясна — решение масштабных задач, стоящих перед страной, модернизация всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе, а, может быть, в первую очередь, общественного сознания. Ведь без устойчивого и эффективного государственного управления все иные реформы не осуществить.

Среди пяти институциональных реформ, инициированных Лидером нации, на первом месте стоит формирование профессионального государственного аппарата. В своей совокупности обозначенные 15 шагов задают четкий алгоритм действий трансформации госслужбы в целом. При этом главным приоритетом является повышение доверия населения к институтам власти.

В любой стране население судит о власти не по лозунгам и призывам, а по качеству работы госслужащих. А для этого они, прежде всего, должны быть профессиональными управленцами.

Вы пришли на госслужбу 15 лет назад. Что изменилось за это время: условия работы, требования, сами работники?

— Изменилось многое и кардинально. Я хочу подчеркнуть, что все изменения носят действительно институциональный характер. То есть создаются условия, которые минимизируют какой-либо субъективизм, протекционизм, создают систему, которая отторгает непрофессионалов, людей недобросовестных, корыстолюбивых. Огромную роль в этом играет обязательное применение современных технологий.

Судите сами. 15 лет назад мы проходили тестирование на бумажных носителях, не было системы защиты персональных данных, информационной безопасности. То есть при желании возможность «порадеть родному человечку» все-таки не исключалась. Мы помним громкие процессы над подставными людьми, которые за «мзду» сдавали тестирование за кандидатов на госслужбу.

Теперь это исключено абсолютно. Тестирование компьютерное, подсчет результатов — в режиме онлайн, в обязательном порядке ведется видеозапись. Также, как и на собеседовании. Если кандидату покажется, что его права нарушены, то всегда можно обратиться к материалам видеозаписи. Каждому кандидату задается только равное количество вопросов. Как по количеству, так и по степени сложности. В обязательном порядке присутствуют наблюдатели, которые могут дать свою оценку.

Отказались от формирования кадрового резерва. Сегодня на госслужбу можно поступить только в результате открытых прозрачных конкурсных процедур, причем карьера каждого может начаться только с низовой должности.

Конечно, все это необходимые моменты реализации принципа меритократии, но, если встать на место выпускника престижного вуза… Молодой человек имеет степень магистра, ему 23-24 года, нет своего жилья, время в брак вступать… А тут — низовая должность с весьма скромной заработной платой.

За понятием «низовая должность», включенного в Закон «О государственной службе Республики Казахстан» стоит концептуальная модернизация процедуры назначения на административную государственную должность корпуса «Б». Отбор на нее и дальнейшее карьерное продвижение осуществляются на основе компетентностного и конкурсного подхода. Обратите внимание, речь идет именно о дальнейшем продвижении. Молодые специалисты имеют возможность в достаточно короткие сроки стать профессионалами, проявить себя, продвигаться по карьерной лестнице. Условия для этого созданы.

Хорошо зарекомендовал себя созданный недавно институт наставников. Обязательны стажировки, обучение каждые три года закреплено законодательно.

Что касается заработной платы, то ее размер, конечно, важен. Но не менее важно и видение перспектив ее повышения. А они есть. В 2018-ом начнется апробация в пилотном режиме новой системы оплаты труда по результатам работы каждого. Ее всеобщее внедрение закреплено пятым и шестым шагами Плана нации. Так что — многое будет зависеть от самого специалиста.

Надо сказать, что люди это понимают, привлекательность госслужбы растет. В 2014 году в нашей области было порядка 360 вакансий, сегодня — не более 250. Сменяемость достигала 10%. Сегодня — 5%. Определенное количество вакансий будет всегда: люди приезжают, уезжают, переводятся. Уровень — 5-6% вполне приемлем. Если выше, то это — обязательный повод разобраться в причинах.

—  Сейчас вопросов, вызванных требованиями принятого в 2015 году Этического кодекса государственного служащего РК, стало значительно меньше, но тем не менее… Не жалуются ли молодые ребята: «Сложно, туда не иди, снимки в сеть не выкладывай, постоянно по сторонам оглядывайся…».

— Нет. Подобного я не замечал. Ходить можно всюду, селфи можно делать, но вести себя надо прилично. Причем не только госслужащим, а всем. Ничего сверхординарного в Этическом кодексе нет.

«Воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе», «не распространять сведения, не соответствующие действительности», «не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению коллегами их должностных обязанностей»… Разве не в любом коллективе и не любому человеку надо соблюдать такие нормы? Они вполне обоснованы и логичны. Ни одно из них прав человека не нарушает.

Если кому-то кажутся излишне жесткими, то среди нас ему действительно не место. Госслужба была и остается выражением высокого доверия государства. Не оправдать его нельзя.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также