Современные вопросы сестринского образования

Реформы в здравоохранении
На наших глазах в мире начинается новый исторический цикл, и через адаптацию к меняющимся условиям необходимо взять лучшее из наработок с тем, чтобы, модернизировав, быть конкурентоспособными и эффективными в современных условиях.

Отрадно, что модернизация коснулась и сестринского дела.

Как известно, Министерство здравоохранения и социального развития утвердило Комплексный план развития сестринского дела до 2020 года. В нем в первую очередь предусматривается внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения, а также институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела.

Кроме того, намечено создание научной основы для укрепления образования и развития самой системы, формирование позитивного образа новой модели профессии медсестры. Поэтому сегодня заметно расширяется участие персонала в новых данной квалификации организационных формах внебольничной помощи, дневных стационарах, хосписах, консультативно-диагностических службах, ухода на дому и в кабинетах планирования семьи.

Качество медицинской помощи является комплексным понятием и зависит от множества факторов, среди которых следует выделить уровень профессионализма, наличие мотивации медицинских специалистов среднего звена, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания помощи.

В условиях реформирования здравоохранения медицинские сестры рассматриваются как ключевой ресурс. Они составляют самую большую группу специалистов в системе, работают в различных структурах.

Вместе с тем они нуждаются в образовании и профессиональной подготовке, чтобы соответствовать уровню задач, которые ставятся в связи с акцентом на расширение полномочий персонала среднего звена.

Министерством здравоохранения разработана программа прикладного бакалавриата, которая является новым и важным направлением в реформировании образовательной программы развития сестринского дела, усиливает роль медицинской сестры в современной системе здравоохранения.

Медицинский колледж в Кокшетау вошел в число первых экспериментальных площадок для внедрения программы прикладного бакалавриата.

Если раньше дисциплина сестринского дела базировалась на концепции «медсестра — помощник врача» и соответственно этому строились программы обучения, то в настоящее время с внедрением в РК высшего сестринского образования и появлением медсестер-менеджеров возникает вопрос о необходимости расширения границ сестринской практики и, таким образом, определения роли медицинских сестер в стратегии развития общественного здравоохранения РК.

ВОЗ рассматривает медицинских сестер как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи. И действительно сегодня сестринское дело — это и искусство, и наука. Оно требует и понимания, и применения специальных знаний и умений.

Сестринское дело основывается на теории и практике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии и др.

Миссия сестринского дела состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне независимо от меняющихся условий проживания и работы.

Новое сестринское дело — это потребность в изменении основы текущей практики.

Новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью.

Высококвалифицированная практикующая медицинская сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делается особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровление и восстановление здоровья пациента.

В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медицинскую сестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в документации.

Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра -сестринскую помощь. Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

Вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения образования, профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствии с европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.

Именно в компетенции медицинских сестер выстраивается должный уход за пациентом, максимально щадящий чувства его родных. Ведь медицинская сестра больше времени проводит с пациентом, больше о нем заботится, она — жизненно важное звено в оказании всесторонней и эффективной помощи пациенту.

Современные требования к подготовке среднего медицинского персонала ставят перед собой сверхзадачу: построение каждой медицинской сестрой «этического пространства — внутри себя, внутри своей профессии и вокруг себя».

«Сестра — это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя» -эти слова основоположницы классической теории сестринского ухода Виржинии Хендерсон были написаны в 60-х годах прошлого века и актуальны по сей день.

Елена МОСКВИНА, главная медсестра Акмолинской областной больницы.

Фото предоставлено автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также