Прежняя схема уже не работает, новая еще не работает

Не так давно были преданы широкой огласке коммунальные перипетии щучинского микрорайона «БСХТ», в частности, говорилось, что его жителей предполагают отключить от системы электроснабжения. На самом же деле, ситуация — далеко не внезапность, а закономерный итог нерешаемых долгие годы бытовых вопросов.

Прошло уже более четверти века, а жилищно-коммунальные проблемы наследия 90-х годов прошлого века, в первозданном состоянии еще имеют место быть. Так, до сих пор в «БСХТ» дома людей обслуживаются не предприятиями, прямыми функциями которых является обеспечение работы коммунального хозяйства, а во многом зависят от учебного учреждения — в нынешние времена именуемого ГККП «Колледж экологии и лесного хозяйства» (КЭЛХ). По большому счету, так было всегда, росли они вместе еще со времен строительства коммунизма. Жилищный фонд и вся сопутствующая инженерная инфраструктура возводились для преподавателей, многие из которых, уже будучи пенсионерами, и сейчас тут проживают. Все коммунальное хозяйство — электросети, отопительная, канализационная и водоснабжающая системы — взаимодействовало со своими потребителями через организацию образования.

И всех такой микроклимат устраивал долгое время. Колледж справлялся и с учебным процессом и с хозяйственным. У местных жителей до некоторых пор никаких претензий не возникало. Они исправно платили по счетам (дисциплинированности у старшего поколения можно поучиться), жили со светом, водой и в тепле. Щучинские горэлектросети оплату за свои услуги получали регулярно, в полном объеме. А местные исполнительные органы этот «карточный» механизм не тревожили, тронь одну его часть — посыплется весь. Да и весь комплекс хозяйственных вопросов в микрорайоне из сферы гражданско-правовых отношений. Как комментирует ситуацию нынешний руководитель ЖКХ Бурабайского района Каиргельды Мусин, вмешиваться по собственной инициативе в них акимат не имеет права.

Надо сказать, предпосылки для того, что в один день все изменится и, скорее всего, не лучшим образом, складывались уже давно. В 2013 году колледж отказался от владения и обслуживания электролиний частного сектора. Если раньше аварии на электросетях устраняли специалисты КЭЛХ, то после жителям самостоятельно приходилось заниматься ремонтом линий, которые рвались из-за своей изношенности от любого дуновения ветерка, рассказывает жительница м-на Елена Ибраева. «Таких абонентов нет» — сколько раз приходилось слышать этот ответ звонившим в диспетчерскую горэлектросетей. Но главное — КЭЛХ никогда не имел права заниматься продажей и транспортировкой электроэнергии, так как это лицензируемый вид деятельности. Однако контролирующие органы на это почему-то закрывали глаза.

Помимо назревавших проблем в электроснабжении, была увеличена стоимость водопотребления, зимой в домах стало холодно, канализационные дела отдали в полное ведение людей. Многоэтажки обслуживать тут тоже некому, КСК нет. Вывозом мусора организованно никто не занимается.

Точка невозврата пришлась на прошлый месяц. Когда над жителями микрорайона повисла реальная угроза остаться без света. Как позже выяснилось, объявление об отключении жилого сектора от электроэнергии за неуплату было лишь методом, шоковой терапией. Таким образом ее организаторы, какая из сторон точно сегодня сказать трудно: горсеть или КЭЛХ, решили поставить точку с неопределенностью в обеспечении микрорайона электроэнергией. Которую сами же породили и долгое время чурались.

Суть проблемы в том, что до сегодняшнего дня потребители частного сектора платили за электроэнергию по первому уровню дифференцированного тарифа — 14,62 тенге. Электричество поступало к ним посредством электроустановок колледжа, который в свою очередь собирал оплату с людей и рассчитывался с горсетью. Но КЭЛХ, как уже упоминалось, не является физическим лицом, и за всю потребленную энергию платит по другой ставке. Для юрлиц она выше приблизительно на 6 тенге. По этой же цене потреблять свет должны были и люди. То есть разница в тарифах и стала переломным фактором.

Возникает вопрос: как же до сих пор работала прежняя схема потребления — оплаты? Маловероятно, что колледж из благородных намерений оплачивал за население фактически потребленный объем электроэнергии по тарифу в почти 21 тенге. По словам Дмитрия Шнайдера, заместителя директора колледжа по АХЧ, между ними и энергетиками было заключено дополнительное соглашение, которое давало право объекту образования вносить плату за частный сектор по общеустановленному тарифу. «Недавно, ссылаясь на закон об изменениях тарифа, поставщик электроэнергии отменил соглашение, и автоматически жители перешли в разряд юридических лиц. То есть с октября они должны платить, как и колледж. Люди, конечно, недовольны. Но и мы не можем взвалить на себя сумму от разницы тарифов», -добавил он.

Ни подтверждать, ни отказываться от действия некоего соглашения в Щучинских городских электросетях не стали. Но в разговоре начальник предприятия Сайлаубай Амиржанов заверил: «Вопрос об отключении бытовых потребителей не стоит». Выход из ситуации с согласия самих жителей и при содействии местных властей обоюдно нашли на специально организованном сходе. Чтобы люди могли платить как все, им необходимо выполнить действующие требования к приборам учета: заменить, вынести, провести госповерку. После этого показания они будут оплачивать как физлица. Вот только стать в полной мере абонентами энергопередающей компании с заключением индивидуальных договоров почти 200 семей смогут тогда, когда отдельной линией будут отведены от ведомственных сетей колледжа. Но, опять же, простое желание потребителей должно быть подкреплено финансово. А вот по обслуживанию электролиний, питающих частный сектор, не договорились. Хотя, согласно последним поправкам в законодательстве, распределительные компании и не могут отказаться от передаваемых сетей, но необходимо выполнить ряд требований. Энергетики сегодня принимают такие линии на свой баланс только в надлежащем виде, то есть после ремонта. И при наличии всей необходимой документации, изготавленной теми организациями, которым они принадлежали. Суммы на это нужны немалые. Вполне вероятно, поэтому районный акимат не торопится брать бесхозные сети в свое коммунальное хозяйство. Но однозначно, заявил Каиргельды Мусин, средства изыскивать для этого в ближайшее время будут.

Айдана АДИЛЬБЕКОВА.

Бурабайский район.

Фото из сети Интернет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также