Конкретная история Ардака Капышева

Знакомьтесь, в гостях у редакции — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой международных отношений, истории и социальной работы КУАМ, руководитель научно-экспертной группы ААНК Ардак Капышев.

—  Ардак Каиржанович, давайте «от печки», с чего начинался Ваш путь историка, общественного деятеля?

— «От печки» в моем случае справедливо не только в переносном, но и буквальном смысле. Я же из села, родился в Щучинском районе, жил там, пока не стал студентом КарГУ им. Букетова. Старший ребенок в семье, единственный сын где-то с класса седьмого-восьмого всегда был рядом с отцом: в поле, сарае… Так что качества, необходимые для историка-исследователя отец привил: трудиться с полной отдачей, аккуратно, добросовестно…

«Всем хорошим во мне обязан книгам» — это тоже где-то обо мне. Историей интересовался всегда (учителям — огромное спасибо), перечитал все, что было в сельской библиотеке. В 1988 году все-таки пытался поступить на юридический факультет, не прошел. В итоге поступил на заочное отделение исторического факультета. Позже получил и юридическое образование, но я уже понял, что история — это действительно мое.

Через два года перевелся на дневное отделение, на пятом курсе получил приглашение работать преподавателем на кафедре истории.

Как формировалась сфера Ваших научных интересов?

—   Изначально, конечно, меня в большей мере интересовала всемирная история. Не забывайте, что я советскую школу окончил и в университете начинал учиться в бытность СССР. Был на третьем курсе — Союз распался. А это же не только геополитическое событие, но и сугубо личное для каждого взрослого гражданина страны.

Проявилось многое из того, что ранее, если не запрещалось, то по меньшей мере не поощрялось. И в первую очередь — национальное самосознание. Появилась возможность читать, узнавать, писать самому по темам, ранее закрытым. И одна из таких тем — истинная, подлинная история Казахстана, национальная трагедия — голод в стране в 30-е годы прошлого века. По этой теме я писал дипломную работу. И дальше работал в этом направлении.

Очень благодарен своим наставникам. В их числе хочу назвать декана факультета, кандидата исторических наук Сергея Васильевича Селиверстова. Интеллигентнейший, порядочный человек. Учил работать с историческими источниками скрупулезно, тщательно.

Доктор исторических наук, профессор Хангельды Абжанов приезжал в КарГУ как председатель ГАК, читал лекции молодым преподавателям, каждая консультация у него для меня была событием.

«Пришел на кафедру ассистентом — ушел заведующим кафедрой». Причем ушел, когда открывались хорошие перспективы профессионального, научного роста. Мы же знаем, научный потенциал КарГУ. Почему — в Кокшетау?

— Хотел быть рядом с мамой, дал слово отцу перед его ранней кончиной. Не надо думать, что с моей стороны это было какой-то жертвой. Главное — на душе спокойно.

А в современном мире расстояние, место проживания для научной деятельности препятствием не являются. Более того, в небольшом городе и преимущества есть: спокойнее, воздух чище, элементарно на дорогу времени меньше уходит. Возможностей заниматься любимой работой, контактов научных отнюдь не меньше.

—  Наверное, Вы правы. И издание трехтомного учебника «Дуние жүзі тарихы», одним из авторов которого Вы являетесь, — тому блестящее подтверждение. Вы его готовили по какому-то гранту, в рамках госзаказа?

Нет, ни гранта, ни госзаказа не было. Было желание восполнить имеющийся дефицит учебников по всемирной истории на государственном языке, был накопленный материал, продуманная концепция учебника.

До сей поры у нас преобладает формационный подход, в рамках которого «бытие определяет сознание» и детерминантой всех событий служат экономические процессы. В западных научных школах — подход цивилизационный, при котором первопричина развития — культура. Мы использовали оба. Перейти сразу на цивилизационный — слишком нетрадиционно, да и в этом случае неизбежны противоречия существующей типовой программе.

Учебник выходит в очень серьезном издательстве «Бастау». Они собрали отзывы, все положительные. Так что над казахско — русско — английским словарем-справочником по социальной работе мы с коллегами будем работать «с новой силой».

—  Вы можете представить эти книги на латинской графике?

— В издательстве меня тоже спросили, как я отнесусь к тому, что в перспективе трехтомник будет издан на новом алфавите. Конечно, положительно. Студенты прочтут без проблем и в прежнем и в новом вариантах. Люди моего поколения, немецкий хоть как-то учившие, тоже.

В архивах я изучал материалы на латинской графике, изданные в 30-е годы. Читать легче, писать будет сложнее. Научимся. Стимулы для этого — огромные. Нам будет проще ориентироваться в мировых научных (и не только) изданиях, наши работы смогут прочесть куда больше людей.

В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев пишет «…модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом». На Ваш взгляд гражданина, ученого, преподавателя, отчего именно нам надо отказаться как можно быстрее?

— От неизбывного желания и стремления покровительствовать «по роду- по племени». Заметьте, я не говорю о том, что помогать не надо. Это свято: надо помочь — помоги, но из своего кармана. Покровительство -это другое, это продвижение не по заслугам, используя авторитет, служебное положение…

Конечно, отказываться надо и от того, что Абай называл бахвальством, а молодежь нынешняя — «понтами». Миллионные кредиты на свадьбы, «статусные» автомобили — это уже «притча во языцех», но тем не менее, ощущение такое, что меньше их пока не становится. Зачем, для чего?

Обратите внимание, что в этой статье речь идет о том, что мы должны быть прагматиками. На первый взгляд, прагматизм присущ, прежде всего, европейцам, где преобладает протестантизм. А мы — народ степной, кочевой, душа широкая… Это, конечно, где-то так. Но разумное отношение ктратам своим, природным богатствам, которые нашим внукам и правнукам тоже принадлежат, крайне необходимы всегда. Сегодня — особенно.

Студенты наши все больше и лучше понимают, что не будет знания иностранного языка, реальных знаний, то никакой «дядя» здравомыслящий не поможет. На госслужбе сейчас такая система, которая просто не позволяет «продвинуть своего»: тестирование, аттестации, строгий функционал, уполномоченные по этике… А в бизнесе — держать слабого специалиста, будь он даже очень близким родственником, элементарно невыгодно.

—  Вы были на многих научных стажировках, в частности, в МГУ. Как победитель конкурса на звание «Лучший преподаватель вуза» — в знаменитой Сорбоне. Скажите, «студент всегда студент» и «студент везде студент»?

В главном и основном — и «всегда» и «везде». Отличия, конечно, есть. Их просто не может не быть. В сравнении с нашим поколением нынешним студентам найти информацию куда проще и быстрее. Возможно, поэтому реже встречается бережное, аналитическое к ней отношение.

Мы еще и истину, смысл жизни пытались найти. Возможно, нынешняя молодежь делает это еще в школьные годы? А на студенческой скамье уже думает о том, где найти работу с хорошим заработком. И ее нельзя за это осуждать. Другое дело, каким путем она намерена к этому идти.

Что касается второй части вопроса, то, конечно, везде. Потому что молодость — это молодость. Но у нас, к сожалению, столько читающих традиционные, сделанные собственноручно конспекты я не вижу. Возможно потому, что учиться там очень сложно, поступить куда проще, чем окончить. А студент всегда действует в рамках предъявляемых требований.

Ваши пожелания читателям нашей газеты…

— Быть в курсе всех событий. Не надо думать, что «нас это не коснется». Чем больше будем знать, анализировать, делать выводы, тем интереснее жить. Да и полезно это, то есть прагматично.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также