Закон «О прокуратуре». Статус, компетенции и порядок деятельности

Высший надзор
30 июня 2017 года принят новый Закон Республики Казахстан «О прокуратуре», определяющий статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры.

В статье 1 Закона говорится, что прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование. От имени государства прокуратура осуществляет Высший надзор чем и отличается от других форм государственного контроля. Во-первых, надзор закреплен Конституцией. Далее он, то есть Высший надзор, подчинен единой цели — обеспечению законности в стране. Является высшим по отношению к другим формам государственного надзора — санитарный, экономический, пожарный, финансовый, налоговый и т.п. И наконец, Генеральный прокурор, осуществляя надзор, подчинен только Президенту, а нижестоящие прокуроры подчинены только Генеральному прокурору.

Согласно статье 3 Закона прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Конституция РК в ст. 1 прямо закрепила принцип первостепенной значимости человека, его жизни, прав и свобод, который является высшим в системе государственных ценностей. Задача прокурора согласно ст. 4 Закона -обеспечить защиту, восстановление прав и свобод человека и гражданина. Эта же статья обеспечивает защиту законных интересов юридических лиц, общества и государства. Наряду с этим перед прокуратурой поставлена задача координации деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Это сделано с целью, чтобы правоохранительные органы, имея общие задачи в борьбе с преступностью, не работали вразнобой, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Почему за прокуратурой закрепили координацию? За ответом обратимся к ст. 83 Конституции — Генеральный прокурор и прокуроры на местах осуществляют Высший надзор, в ст. 5 Закона — основным направлением прокурорского надзора является надзор за деятельностью правоохранительных и специальных государственных органов в сферах досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности. Впервые за прокуратурой закрепили аналитическое обеспечение состояния законности. Ст. 8 Закона дает право проводить анализ состояния законности с использованием доступа к информационным системам и ресурсам, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов. Правоохранительным органам в борьбе с преступностью и особенно с организованными преступными группировками дано право проводить оперативно-розыскные мероприятия, негласные следственные действия. Все эти действия должны проводиться в рамках закона. Прокуратура, осуществляя надзор в этом направлении, санкционирует проведение оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, проверяет законность их проведения, инициирует проведение оперативно-розыскных мероприятий и прекращает их при выявлении нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор, как требует ст. 15 Закона вправе посещать с целью проверки в любое время места лишения свободы и другие учреждения, исполняющие наказание и иные меры государственного принуждения на предмет законности задержания, содержание под стражей лиц, совершивших преступление, подозреваемых в его совершении, осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. По результатам любой проверки у прокурора есть правовые рычаги для устранения выявленных нарушений законов. Ст. 23 Закона определены акты прокурорского надзора: протест, санкция, указание, представление и акты прокурорского реагирования — ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона. В новом Законе нет предписания, как было ранее, но введено новое прокурорское реагирование — ходатайство о пересмотре не вступивших в законную силу судебных актов.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор должен исходить из принципа неотвратимости наказания, как в известном фильме «Место встречи изменить нельзя»: вор должен сидеть в тюрьме. Но задача прокурора, осуществляющего надзор, чтобы вор сидел законно, при этом он не может быть объявлен вором, пока его вина не будет доказана приговором суда. И главное, чтобы приговор вступил в законную силу -это конституционный принцип презумпции невиновности — ст. 77 Конституции РК. За прокурором оставлено право реагировать, ходатайствовать о пересмотре не вступивших в законную силу судебных актов. Ранее прокурор вносил протест, сейчас согласно ст. 29 Закона — ходатайство. Прокурор (ст. 44 Закона), осуществляя надзор, обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, этические нормы поведения, защищать права граждан и законные интересы общества и государства. Прокуратура, имея исключительные полномочия при осуществлении Высшего надзора за соблюдением законности на территории РК, в то же время не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, если с их стороны нет нарушений законов, и требовать этого же от других правоохранительных органов и контролирующих государственных ведомств. Новый Закон состоит из 52 статей. В рамках этой статьи мы раскрыли только часть основных функций прокуратуры, доведя их до широкой общественности в соответствии с принципом гласности, не раскрывая отдельные ведомственные положения этого надзорного органа.

Генеральный прокурор Республики Казахстан Жакип Асанов в своей статье «В рамках Основного Закона» отметил, что нынешний год можно назвать судьбоносным в истории прокуратуры страны. По инициативе Елбасы впервые изменили статью 83 Конституции, где четко определили три основные функции прокуратуры: высший надзор; представительство государства в суде; уголовное преследование от имени государства.

При этом надзор не прежний -необъятный, а строго в пределах, в рамках очерченных Основным Законом.

Состояние законности в стране во многом говорит об авторитете политической власти, стабильности отношений в государстве, нравственных устоях в обществе, морально-психологическом климате. Именно поэтому общественная значимость законности столь значительна.

Онгар СУЛЕЙМЕНОВ,
ветеран органов прокуратуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также