Ядро права, но живой, развивающийся организм

Конституция Республики Казахстан, как основной юридической закон государства, является ядром действующего законодательства. Она способствует согласованности всего правового развития страны. Глава государства подчеркнул, что Конституция — не застывшая конструкция, а живой развивающийся организм, она должна обновляться и меняться. Время нельзя остановить, а значит, модернизация, как и сама история — процесс непрерывный.

Состоявшаяся в этом году Конституционная реформа стала закономерным результатом развития нашего государства. В рамках реформ ряд полномочий Президента делегированы другим ветвям власти. Усилена самостоятельность Правительства и ответственность за принимаемые решения. Парламент получил новые полномочия для контроля деятельности Правительства и исполнительных органов. Политическая система обрела большую степень демократичности и устойчивости.

Внесены изменения и в статью 83 Конституции, которая регламентирует деятельность органов прокуратуры Республики Казахстан. Что же изменилось? Закон от 10 марта 2017 пэда «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» более точно определил конституционные функции прокуратуры. К их числу отнесены высший надзор, представительство в суде и уголовное преследование. Эти функции осуществляются от имени государства. В отличие от ранее действовавшей редакции статьи 83 Конституции высший надзор перестал ограничиваться только применением законов, теперь предметом надзора является соблюдение законности.

Термины «применение законов» и «соблюдение законности» отражают правовые феномены разного порядка.

Применение законов заключается в принятии субъектами государственной власти правовых актов и совершении ими действий, которыми реализуются нормы закона. Соблюдение законности является неотъемлемым условием функционирования правового государства и означает не нарушение субъектами права императивных и, в частности, запретительных норм. Установлены пределы и формы высшего надзора. Исключена формулировка: «принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности». Раньше, прокурор отвечал за все, что зачастую приводило к дублированию функций других государственных органов.

В реализацию указанных в Конституции задач принят новый Закон «О прокуратуре» (далее Закон). В нем закреплены три основания для вмешательства прокурора: человек не может защитить себя сам; нарушены права неограниченного круга лиц; есть угроза необратимых последствий жизни и здоровью человека либо безопасности государства. Эти проверки могут осуществляться лишь в случае бездействия уполномоченных государственных органов, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы. Ограничена возможность проверок субъектов бизнеса. Они могут проводиться только по поручению Главы государства или Генпрокурора. В тоже время пределы представительства интересов государства в суде и уголовного преследования закреплены в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и Административном кодексах и существенных изменений не претерпели.

Любые обращения граждан и организаций на действия и решения правоохранительных и специальных государственных органов в сферах: досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности; исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, подлежат тщательной проверке в порядке и сроки, установленные соответствующими кодексами.

Конституционная реформа и новый Закон «О прокуратуре» предоставили нам правовые инструменты для логического завершения запущенной генеральным прокурором Жакипом Асановым еще в прошлом году Программы перемен — прокуратура для народа. В программе определены два индикатора работы: верховенство закона и доверие граждан.

Выполнение целей программы будет обеспечено через реализацию четырех ключевых направлений: формирование новой организационной культуры, совершенствование процессов и внедрение сервисного подхода, совершенствование технологий и создание системы непрерывного улучшения. Что это все означает? В программу перемен прокуратуры включены 52 задачи, которые распределены по 10 проектам и охватывают все направления деятельности надзорного органа.

Проектная работа-это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений. Каждый проектный менеджер имеет четкую зону ответственности и ясную конечную цель работы.

Сотрудники прокуратуры Акмолинской области являются региональными менеджерами проектов, реализуемых Генеральной прокуратурой, таких как: «Стоп кражи», «Земля по закону — прекратим самозахваты», «Алименты. 30 шагов против неуплаты» и другие.

Кроме того, прокуратура области, применяя инструменты проектного менеджмента, работает над оптимизацией уголовного процесса, реализует программы профилактики правонарушений, противодействия экстремизму и терроризму, незаконному недропользованию и др. Все это направлено на решение проблем каждого жителя области и региона в целом.

Указанная работа осуществляется при поддержке акимата, других государственных и уполномоченных, проправительственных и некоммерческих организаций, общественных деятелей и просто неравнодушных людей. Всем выражаю слова благодарности и надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

В канун 22-й годовщины Дня Конституции Республики Казахстан поздравляю всех жителей области с этим праздником! Желаю мирного неба над головой, благополучия в каждой семье!

Тимур ТАШИМБАЕВ,
прокурор Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также