Вопрос не местного значения

«Нашей Конституции в этом году исполнится 22 года. Конституция — она как живой организм, в ногу со временем должна обновляться. Мы несколько раз вносили изменения, и все время направление было в сторону демократизации, улучшения, старались двигаться той дорогой, которой идет весь мир…».
Нурсултан Назарбаев.
(Интервью Агентству «Хабар»)

Что показали выборы сельских акимов

— Пора идти на прямые выборы сельских акимов. Сельчане готовы избирать своего главу самостоятельно… Это еще раз доказали прошедшие в начале августа выборы сельских акимов.

Сторонников этой точки зрения становится все больше. Причем не только на республиканском уровне (к примеру, недавно об этом еще раз говорил лидер парламентской фракции ДПК «Ақ жол» Азат Перуашев), но и среди акмолинцев, ситуацией досконально владеющих.

По действующей ныне системе кандидатуры сельских акимов и городов районного значения предлагает аким района, на сельском сходе их обсуждают, а окончательное решение принимают депутаты районных маслихатов.

Во всех 19 регионах области с 24 июля по 4 августа этого года в выборах приняли участие 305 кандидатов в акимы. Избраны -157. Повторно продолжат полномочия 99 человек, впервые избранные в 2013 году. Средний возраст акимов 45 лет. Все они имеют высшее образование. На выборах присутствовали 77 наблюдателей, в том числе от партии «Нұр Отан», Коммунистической Народной Партии Казахстана, представителей средств массовой информации, 35 доверенных лиц кандидатов.

О том, как процесс выборов проходил в Есильском районе нам подробно рассказала секретарь районного маслихата Сауле Агымбаева: «Не скроем, найти в селе кандидатов, отвечающих достаточно жестким квалификационным требованиям, было непросто. Помогали сами жители: рекомендовали, сомневающихся потенциальных кандидатов убеждали, заверяли, что будут помогать». С каждым из кандидатов депутаты знакомились заранее, задолго до официального собеседования. Анализируя работу акимов, избираемых уже вторично, исходили из результатов регулярного мониторинга их деятельности.

— Так что каждого знаем не только в лицо. При этом главным было мнение сельских жителей, — Сауле Камеловна обращает внимание на то, что ни в одном из сельских округов не возникло ситуаций, при которых люди руководствовались бы принципами родства, соседства. Главное для них — решение сельских проблем. Если в селе кандидата не находилось, то люди к акиму «со стороны» относились с пониманием. Но общим было требование, чтобы и он сам, и его семья непременно переезжали в село.

Один из принявших такое решение, 35-летний аким Красивинского сельского округа Рустем Тулеубаев. Впрочем, человеком посторонним он, конечно, не является. Коренной есилец руководил юридической службой районного акимата, работал в отделе строительства. Прежний опыт работы поможет справиться с непростой системой государственных закупок. А их с формированием самостоятельного бюджета сельского   округа   (Красивинский сельский округ с его более чем 2000-м населением в числе тех, где это произойдет уже с начала будущего года) будет куда больше, чем сейчас. Семья против решения о переезде не возражает: «Жена у меня тоже сельская, куда я — туда и она. Конечно, будет непросто, — говорит молодой аким. — Народ стал намного грамотнее, а значит, и требовательнее. Надеюсь на поддержку, будем работать вместе». О том, как изменились люди за семь лет ее работы в селе Заречное этого же района, рассказывает избранная на второй срок аким Наталья Милюк: «Мещанства, когда «моя хата с краю», стало куда меньше. За дела своего сельского округа сейчас люди переживают больше. И сами многое делают». Очень помогают Советы общественного согласия, ветеранов, по делам молодежи, женсовет, а теперь и собрание местного сообщества, созданное согласно обновленному законодательству. Его членов избирали на сходах представителей каждой улицы. Свата, кума «протолкнуть» не пытались. Критерий у людей один — способность отстоять интересы этой части села. Заставлять никого не пришлось, уважение селян — дорогого стоит.

Наталья Казимировна говорит, что в селе появился дух здоровой конкуренции: «Сейчас у нас много не просто домов, а «картинок»: крыши новые, забор покрашен, цветы не только во дворе, но и за забором. После конкурсов на лучший дом и улицу увлечение стало всеобщим.

Если в первые годы работы акимом, я больше внимание уделяла вопросам сугубо хозяйственным, то теперь поняла, что главное — работа с людьми — то, что наш Президент очень точно называет модернизацией общественного сознания. Сколько бы денег ни вкладывали, допустим, в благоустройство, все очень быстро вернется к исходному состоянию. Уважение и доверие акима и населения должны быть взаимными».

— Прямых выборов мы не боимся. Людей знаем, люди знают нас. Депутаты мнение жителей села учитывают в полной мере, без анализа всех пожеланий и замечаний решение не принимают, — говорят многие сельские акимы. Ни один из десятка руководителей аппарата сельского округа, избранных коллегией выборщиков, (в данном случае районный маслихат выполняет именно такую функцию), с которыми мы беседовали, возражений против прямых выборов не имеет.

К прямым выборам. Шаг за шагом.

А ведь так было далеко не всегда. «Нужна демократия, как в странах Западной Европы, прямые выборы на всех уровнях…», — вспыхнувшие в первые годы обретения Независимости среди части наших граждан ожидания всеобъемлющей демократии «сейчас и немедля» сменились при здравой оценке ситуации пониманием того, что торопиться вообще нужно только в экстренных ситуациях. А уж в вопросах коренной модернизации политической системы — тем более не стоит.

Каждый шаг на пути демократизации общества должен опираться на должную экономическую основу и подготовленность граждан принимать ответственные решения, осуществлять местное самоуправление. В противном случае велика опасность популистских решений, чреватых последствиями, далекими от ожидаемых, а часто и противоположных им.

«… Вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание», — пишет Президент страны в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Именно этот путь постепенных экономических, политических реформ позволил стране менее чем за 30 лет суверенного развития достичь стабильности, стать узнаваемым и авторитетным субъектом международного сообщества.

В первой Конституции Республики Казахстан, принятой 28 января 1993 года, вообще не было предусмотрено такого демократического института общества, как местное самоуправление. На местах во многих территориальных сообществах создавались комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые и квартальные комитеты, которые пытались решить многие вопросы социально-бытового характера, коммунального обслуживания населения… Но успехом это не увенчалось, несмотря на искреннее желание людей, их создававших. Во многом именно потому, что кроме энтузиазма для реализации благих намерений нужны были и финансовые ресурсы, законодательная база, которая позволила бы их аккумулировать.

В ныне действующей Конституции правовой основой постепенного перехода к прямым выборам является раздел «Местное государственное управление и самоуправление». В 89 статье говорится: «В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Все остальные статьи раздела определяют механизм реализации гражданами права на самостоятельное решение многих вопросов.

Важнейшим шагом на пути развития этого демократического института стали Концепция развития местного самоуправления, утвержденная Указом Главы государства от 28 ноября 2012 года и принятый на ее основе в 2016 году Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления». Принявшие его парламентарии подчеркивали, что он направлен на исполнение 98 шага Плана нации «100 конкретных шагов»: «На уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения будет внедряться самостоятельный бюджет местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов».

Продолжение материала читайте в следующем номере «АП».

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также