Новых реформ не ожидается. Довести до ума начатые

Главный педсовет
Вчера педагогическая общественность области по традиции собралась на августовское совещание, чтобы в преддверии нового учебного года, обсудить итоги и перспективы развития системы образования, ее приоритетные направления. В работе форума приняли участие директор департамента юридической службы и международного сотрудничества МОН РК Нурсеит Байжанов, заместитель акима области Айна Мусралимова.

Предваряла совещание выставка-презентация работ педколлективов области «Модернизация Казахстана 3.0 — вклад образования».

Открыл главный педсовет области и.о. руководителя облуправления образования Валерий Гамазов, подведя итоги работы за год предыдущий, поделился перспективами на грядущий. По его словам, в области активизирована работа для полного охвата детей дошкольным образованием. В 2017 году уже 97% малышей от 3 до 6 лет будут посещать детсады. Стало больше частных организаций в этой сфере.

Обновлено содержание дошкольного воспитания и обучения: утвержден новый Стандарт, введена в действие Типовая программа, разработана Система индикаторов развития умений и навыков детей этого возраста, внедрение которой предстоит в 2017-2018 учебном году. Тогда же будет апробирован и учебник для предшкольных классов и групп «Әліппе», «Букварь», обучение по которому будет начато в 2018 году.

Для повышения качества школьного образования обновляется содержание программ, цифровизация обучающих ресурсов, внедряется обучение на трех языках. С прошлого года более 15 тысяч первоклассников учатся по новым программам и учебникам. С нынешнего перейдут 1,2,5,7 классы. На приобретение учебников из бюджета выделено более 1,1 млрд тенге, в том числе для 100% обеспечения дополнительно — 364 млн тенге. Учебники доставлены в организации образования.

В этом году разработана новая методика обучения государственному языку для 1-11 классов школ с неказахским языком обучения с использованием впервые созданного в Казахстане частотного словаря. В сентябре 8 школ области начнут преподавание по этой методике в пилотном режиме.

Активно внедряются ІТ-технологии. Развивается STEM образование. 52 организации образования области за счет привлечения бюджетных и внебюджетных средств обеспечены комплектами оборудования по робототехнике.

С начала прошлого учебного года 27 школ области реализуют пилотный проект по внедрению элементов трехъязычия. 40 педагогов уже завершили языковые курсы, семеро направлены на стажировку в г.Сеул (Южная Корея), г.Гонконг (Китай). В этом году обучились 48, продолжают-188 педагогов. В сентябре на языковые курсы придут еще 455 предметников.

В прошедшем году в 227 школах области созданы условия для инклюзивного образования (40%). В этом учебном году по плану каждая вторая школа региона должна начать работу в этом формате.

Модернизация образования предполагает и изменение подходов в воспитательном процессе. В программе «Руха-ни жаңғыру» образованию отведена первая подпрограмма «Тәрбиежәне білім», направленная на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Управлением образования разработаны 28 подпроектов.

Количество колледжей, внедряющих дуальную систему, за последние три года увеличилось до 23 по семи отраслям экономики. Заключено более тысячи трехсторонних договоров между учебными заведениями, предприятиями и студентами о прохождении профессиональной практики.

В ходе обсуждения основного доклада на совещании прозвучали выступления руководителей образовательных учреждений, педагогов на темы, затрагивающие различные аспекты реализации образовательных стандартов дошкольного и основного общего образования, повышения уровня профессиональной компетентности учителей в современной школе.

Как отметил директор департамента юридической службы международного сотрудничества МОН РК Нурсеит Байжанов, больших реформ в системе образования в этом году не ожидается. Работа педагогов страны будет сосредоточена на его качестве. «В дошкольном образовании республиканский показатель охвата детей от 3 до 6 лет составляет почти 86%. Для выхода на 100 % нам необходимо привлекать в том числе и частный бизнес. Для облегчения этой работы МОН РК проведена определенная работа в части облегчения санитарных правил, ряда других.

В школах основной задачей является переход на обновленное содержание, начатый в прошлом году. Много работы педагогам предстоит провести с родителями. Очень важно, чтобы они ясно понимали его смысл и суть», — подчеркнул он.

Напомнил представитель министерства коллегам о начинающемся в этом году масштабном пилоте по внедрению предметов на английском языке. Отметил одно из важных направлений работы -дальнейшее формирование и внедрение попечительских советов, передачу им более широкого спектра полномочий. «Глава министерства на недавнем республиканском августовском совещании подчеркнул, что представители попечительских советов будут участвовать в том числе и в избрании директоров школ. Поп-совет будет одним из важнейших органов в организации внутришкольной деятельности и контроля. Министерство намерено работать над расширением академической, управленческой и финансовой свободы школ под контролем попсоветов», — сказал он.

Проинформировал Нурсеит Байжа-нов, что с 2019 года планируется внедрение подушевого финансирования во всех полнокомплектных школах (апробация ведется в 73 школах пяти областей, в том числе и Акмолинской области). Такая мера поднимет конкуренцию между общеобразовательными школами.

Новые образовательные модульные программы, согласованные с НПП «Атамекен», внедряются и вТиПО, что позволит сократить сроки обучения. В колледжах апробируется кредитная технология, что позволит учащимся по их окончании поступать на второй курс университетов.

Заместитель акима области Айна Мус-ралимова от имени главы региона поздравила педагогов с наступающим началом нового учебного года. Она подчеркнула, что образование — одна из сфер развития нашей страны, влияющих на все планы и результаты государственной политики и экономики.

«В текущем году в систему образования направлено более 69 млрд тенге. Ведется строительство и реконструкция 18 объектов на сумму более 5 млрд тенге, в том числе семи школ, две из которых планируется сдать в этом году. Это позволит устранить трехсменное обучение в Кокшетау, Щучинске и Целиноградском районе. На капремонту объектов выделено более 1,4 млрд тенге. Развивается сеть дошкольных организаций с целью 100% охвата в 2019 году детей в возрасте от 3 до 6 лет. Этот показатель выполнен в г.Степногорске, Егиндыкольском и Сандыктауском районах. Имеется потребность в дошкольных организациях в г. Кокшетау, Целиноградском, Бурабайском, Аршалынском, Аккольском районах», — приводила она сравнительные факты.

Управлению образования, акиматам районов и городов предложено увеличить охват детей дошкольным воспитанием и обучением и за счет развития ГЧП, расширения сети мини-центров при малокомплектных школах. Акцентировано внимание на внедрении в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, оснащении школ мультимедийным оборудованием и подключению их к широкополосному скоростному интернету, повышении квалификационного уровня педагогических кадров, новых образовательных программах.

«По инициативе Главы государства с этого года началась реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Сегодня в области из более 13 тысяч студентов, обучающихся по госзаказу, свыше 8 тысяч обучаются техническим, технологическим и сельскохозяйственным специальностям, а из 4,5 тысяч мест ежегодно размещаемого в организациях ТиПО госзаказа 2,4 тысячи, приходятся на рабочие специальности. Внедрение проекта позволит значительно увеличить этот показатель», — сказала Айна Мусралимова, поручив продолжить подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, развивать дуальную систему обучения.

«Система ценностей всех казахстанцев «Мәңгілік Ел» — объединяющая идея, предложенная Президентом нашей страны, должна пронизывать все уровни образования: от дошкольного до высшего, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, — продолжила замакима области. — В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого — патриотизм. Все это заложено в программе «Рухани жангыру». Ее реализации должно быть уделено большое внимание во всей учебно-воспитательной работе системы образования». Приняв рекомендации, педагоги аплодировали коллегам, ставшим обладателями ведомственных наград, грамот МОН РК. Сертификат «Лучшая организация среднего образования» вручен директору МГ № 5 «Таңдау», диплом по итогам республиканского конкурса «Лучшая специализированная организация образования-2017» — областной специализированной школе-интернату № 2 для одаренных детей (г. Астана).

P.S. Когда материал готовился в печать, мы получили приятное извещение: в полку областных педагогов прибудет. Акиматом области выделены 100 образовательных грантов на подготовку специалистов с высшим образованием по педагогическим специальностям. Список счастливых его обладателей опубликован на пятой полосе номера.

Раушан УТЕУЛИНА.

На выставке работ педколлективов области «Модернизация Казахстана 3.0- вклад образования».

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также