Налоговый и Таможенный кодексы. Проекты в Парламент поступят в сентябре

Предлагаются изменения
14 августа 2014 года в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан создан Комитет государственных доходов Министерства финансов РК путем слияний функций налоговых и таможенных органов, передачей ему функций службы экономических расследований от органов финансовой полиции. На областном уровне создан Департамент государственных доходов по Акмолинской области Комитета, возглавляет который сегодня Таукен Ошакбаев. Предлагаем читателям «АП» наше интервью с ним.

—  Объединение трех служб в единый государственный орган обозначено в Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» как задача по либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Это стало отправной точкой на пути нового комплексного подхода к снижению преград для бизнеса и качественному улучшению администрирования доходов. Об этом свидетельствуют и результаты.

Так, за семь месяцев текущего года Департамент исполнил план по доходам в бюджет на 108,2%: при прогнозе 57 млрд 018млнтенгепоступил61 млрд 679 млн тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 105,8%. По рейтинговым показателям за полугодие Акмолинская область в пятерке лучших.

Один из лучших показателей в республике и по таможенном администрировании: по итогам первого полугодия среднее время таможенного оформления экспортной декларации составило 11 минут, по импорту — 1 час 20 мин.

Службой экономических расследований возмещен ущерб по уголовным делам на 18,9 млрд тенге. Эти результаты достигнуты благодаря слаженной работе всего коллектива.

Таукен Темирбекович, какова политика ведомства в улучшении бизнес-климата?

— Оптимальные налоговая и таможенная политики — важная составляющая качественного экономического роста и инвестиционной привлекательности страны. Налоги платят предприятия, предприниматели, граждане.

Уровень удовлетворенности клиентов — это главный индикатор эффективности принимаемых мер. И наш Комитет готов отменить или пересмотреть те обязательства и сервисы, которые препятствуют бизнесу. Например, уже сейчас регистрация индивидуального предпринимателя носит уведомительный характер. Пересмотрена процедура постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

Благодаря поправкам в законодательство по налоговому и таможенному администрированию приняты меры по сокращению налоговых проверок, упрощена работа бухгалтеров — сокращено больше половины кодов бюджетной классификации, упрощены формы налоговой отчетности, при экспорте товаров сокращен перечень требуемых таможенными органами документов. И это двусторонний процесс — бизнес начинает платить налоги, мы со своей стороны упрощаем процедуры.

К слову сказать, ежегодно Департамент награждает победителей конкурса «Лучший налогоплательщик!», в прошлом году 17 предпринимателей получили это звание.

Также мы тесно сотрудничаем с региональной палатой предпринимателей: проводим круглые столы, где обсуждаем вопросы дальнейшего реформирования определенных административных процедур: обжалование проверок, самопроведение проверок и другие. С 1 мая этого года при поддержке палаты Комитет проводит акцию «Требуй чек — выиграй приз!». Целью акции является воспитание правовой культуры граждан в вопросах защиты собственных интересов как потребителей товаров, работ и услуг. Департамент проводит ежемесячный розыгрыш, а в конце года Комитет разыграет главный приз-автомобиль.

Уже известно, что готовы проекты новых Налогового и Таможенного кодексов…

— Проект в сентябре поступит на рассмотрение в Парламент.

В проекте Налогового кодекса планируется сократить налоговые проверки, предусматривается исключение 56% норм, являющихся основанием для проведения проверок: останутся 14 вместо действующих 32. В налоговых проверках вводятся подходы, основанные на принципах доверия, прозрачности и взаимовыгодного сотрудничества — горизонтальный мониторинг. Дальнейшая информатизация также повлияет на снижение налоговых проверок. Одним из рассматриваемых вопросов является сокращение неэффективных налоговых льгот. Предусматривается пересмотр льгот по корпоративному подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, и по местным налогам. Малому бизнесу будет предложен новый режим фиксированного вычета, который выгоден тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Для таких предпринимателей облагать обороты невыгодно. Поэтому налоговой базой станет разница между доходами и расходами. Крестьяне и фермеры получат право становиться плательщиками НДС, не теряя своего льготного режима. Им разрешат заниматься прочими видами деятельности без потери льготного режима. Не будет ограничений на вхождение в кооперативы, становиться учредителями нескольких сельхозпроизводств. К примеру, для ИП работающих на основе патента, планируется снизить ставку налога с 2% до 1%, а для режима «упрощенная декларация» требование по размеру дохода станет одинаковым для физических лиц и юридических лиц.

—  Что ожидает участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)?

—  Предпологается, что после нового таможенного кодекса участники ВЭД дистанционно смогут подать декларацию через информационную систему таможенных органов без необходимости прикладывать подтверждающие документы. Кроме того, теперь все участники ВЭД смогут получить отсрочку на месяц по таможенным пошлинам и налогам, а по некоторым категориям товаров — до шести месяцев. Расширены возможности выпуска товаров до подачи декларации. Этим более упрощенным механизмом смогут воспользоваться инвесторы, которые завозят товары в рамках реализации инвестиционных проектов. Также данная норма распространяется теперь и на свободные склады, СЭЗы, таможенные процедуры переработки.

Кроме того, участники ВЭД смогут воспользоваться новым способом уплаты таможенных платежей путем внесения авансовых платежей. Декларант сможет уплатить всю причитающуюся сумму платежей без разбивки на пошлины, сборы и налоги, а система таможенных органов сама их распределит по видам. Это уменьшает риск возникновения задолженности или ошибочной уплаты.

Сейчас идут подготовительные работы по внедрению автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования АСТАНА -1. Ее внедрение направлено на упрощение процедур. Система базируется на нормах ВТО и полностью соответствует международным стандартам, включая такие функции, как саморегистрация, удаленное е-декларирование, безбумажные сопроводительные документы, электронные платежи возможность выбора таможенного поста и места размещения товара.

Ожидается что вышеназванные новшества вступят в силу с 1 января 2018 года.

Что делается органами госдоходов для упрощения процедур получения госуслуг предпринимателями?

— В целях оптимизации и упрощения процедур с 1 апреля 2016 года в трех регионах республики: Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях реализуется пилотный проект по внедрению экстерриториального принципа оказания государственных услуг, который предусматривает отсутствие привязки налогоплательщика к месту регистрационного учета. То есть налогоплательщики имеют возможность получения услуг в любом органе государственных доходов.

Комитетом совместно с платежным шлюзом «Электронного правительства» запущен механизм передачи банками информации об уплате налоговых и таможенных платежей в онлайн-режиме. Данное взаимодействие позволило сократить срок передачи информации о платежах в информационные системы КГД с 2-3 рабочих дней после уплаты до нескольких минут. На текущий момент к системе онлайн-платежей подключены АО «Казпочта» (по налоговым и таможенным платежам) и АО «Народный банк» (по таможенным платежам). В ближайшее время планируется подключение остальных банков.

Благодарим за интервью!

Руслан НУРИЕВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также