Как избавиться от «аристонов» и «форточной системы»

Кокшетау — единственный областной центр в Казахстане, не имеющий своей ТЭЦ. Отсюда многие наши коммунальные проблемы, прежде всего, стоимость тепло- и электроснабжения, отсутствие горячей воды в городских квартирах. Вот, когда найдут инвесторов, ТЭЦ построят, тогда они и разрешатся, — в разговоре с координатором проектов по энергоэффективности ПРООН/ГЭФ и Правительства РК Александром Белым я не могла не озвучить точку зрения большинства жителей областного центра.

Комментарий признанного эксперта в этой сфере был несколько неожиданным для тех, кто настроен терпеливо ожидать строительства ТЭЦ: «Мы детально познакомились с каждым из 15 казахстанских городов, избранных нами в качестве пилотных для реализации проекта «Устойчивые города для низкоуглеродного развития в Казахстане». В частности, нас интересовало состояние городского теплоснабжения. Уверяю вас, что в Кокшетау положение не самое худшее. Есть города, в которых даже при наличии ТЭЦ круглогодичное горячее водоснабжение отсутствует также, как и в Кокшетау. Также жители «сидят на аристонах». Многое можно сделать уже сегодня, не дожидаясь строительства ТЭЦ».

После встреч с руководством города, коллективом РК-2 у самого Александра Белого, других экспертов, приехавших в Кокшетау для проведения семинара «Возможности и технологии продвижения низкоуглеродных практик в городском хозяйстве», сложилось четкое впечатление: «Да, определенные проблемы есть. В том числе и экологического плана. Но у руководства есть четкое видение путей снижения их остроты, готовность сотрудничать. У нас есть желание и возможности помочь в этом, содействовать тому, чтобы Кокшетау и Степногорск (в проект вошли два города нашей области) превращались в города устойчивого развития».

Принятое в мировой практике определение «Устойчивого города» таково «…это удобный для проживания населенный пункт, функционирующий с учетом влияния на окружающую среду». Спикеры семинара обратили внимание участников — представителей местных органов власти, управлений энергетики, строительства, транспорта, городских коммунальных предприятий, неправительственных объединений — на факт символический, но отнюдь не случайный. «Устойчивые города и населенные пункты» — один из пунктов документа «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятого главами государств на Генеральной Ассамблее ООН в 2015 году. На 17 лет позже, чем наша стратегическая программа «Ка-захстан-2030». Цели этих двух документов во многом совпадают. И в том, и в другом речь, в частности, идет о социальной защите населения, доступном жилье, урбанизации, сохранении памятников культуры, качестве воздуха, воды…

Причем, социальные, гуманитарные аспекты программ базируются на прочной экономической основе.

— Мы не являемся грантовой организацией, поддерживаем только рентабельные проекты, — объясняет Александр Белый. — Намерены оказать содействие акимату в привлечении инвесторов для реализации проектов. А инвестор не придет, если проект убыточен, да и жители не будут платить за дорогую энергию.

Тому, что проекты с «зеленой» составляющей не только снижают нагрузку на экологическую среду, но выгодны экономически — множество подтверждений. Не только в дальнем зарубежье, но уже и в нашей стране. Часть из них реализуется по инициативе и с помощью ПРООН: автоматизация систем теплопотребле-ния и вентиляции жилых и общественных зданий, реконструкция их освещения, модернизация насосного оборудования, применение возобновляемых источников энергии…

— Ночью специально вышли на улицу из гостиницы «Достык», увидели, что светодиодное уличное освещение в Кокшетау — не редкость, — делились своими впечатлениями гости из международной организации. — Но это, как и всюду, происходит за счет бюджета, средства затрачиваются немалые, а ведь они могли пойти на другие городские нужды.

Проект «Устойчивые города для низкоуглеродного развития в Казахстане» направлен на то, чтобы бюджет разгрузить, апробировать внебюджетное финансирование. Многое можно сделать за счет частных инвестиций, использование механизма государственно-частного партнерства.

На семинаре не раз подчеркивалась тесная взаимосвязь деятельности ПРООН в Казахстане со стратегическими государственными программами: «Нұрлы жол», Индустриально-инновационного развития, Планом нации, 59 шаг которого ставит задачу привлечения стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международно признанный механизм энергосервисных договоров: «…Их основная задача: стимулирование развития частных энергосервисных компаний для предоставления комплекса услуг в сфере энергосбережения с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат».

Более того, главный эксперт Министерства по инвестициям и развитию РК Сауле Инаханова на семинаре подчеркивала, что в Государственной программе индустриально-инновационного развития есть пункт, согласно которому местные органы власти ежегодно должны реализовывать не менее одного проекта в сфере энергосбережения. Причем, в обязательном порядке использовать при этом механизм ГЧП.

Так что сам факт, что два наших акмолинских города попали в число населенных пунктов, где будет реализован проект «Устойчивые города для низкоуглеродного развития в Казахстане», можно считать удачей. О том, насколько он будет успешным, во многом (скорее даже, в главном и основном) будет зависеть от нас- рядовых жителей.

На вопрос о том, что является главным препятствием на пути реализации этого и других не менее интересных проектов, национальный эксперт ПРООН Толебай Адилов ответил без долгих раздумий: «Низкая социальная, гражданская активность жителей, недостаточное знание законов». И пояснил, что в одном и том же городе на встречу выходят большинство жителей многоквартирного дома, находятся активисты, которые «продвигают» установку, допустим, автоматизированного теплового пункта. Затраты окупаются через год с небольшим. Платежи снижаются процентов на 30%.

А представителем жильцов соседнего дома является только председатель КСК. Всем остальным по определению участницы семинара -председателя КСК «Кристалл» Галины Белоусовой, которая не раз была в такой ситуации, «Ничего не нужно». Так и будут люди платить «по полной», иногда замерзать, иногда использовать «форточную систему регулирования климата», хотя современная система автоматически закрывающихся клапанов позволяет равномерно распределять тепло по всему зданию.

Согласен с ней и другой участник семинара — председатель КСК «Надежда — 4» Александр Добычин: «Проекты очень хорошие. В каждом из них можно найти выгоды, но пока жильцы не поймут, что за все надо платить, не научатся принимать совместные решения, чтобы суммы платежей в результате снизить, будет очень трудно. До сих пор часто сидят и ждут, пока акимат протекающую крышу починит».

— Ситуацию изменить нужно и можно, — консультант проекта, депутат Мажилиса Парламента РК двух созывов Айгуль Соловьева убеждена в этом сама, владеет аргументами, ее правоту подтверждающими.

Проведенные ею тренинги не только помогли участникам семинара осознать, какие возможности для каждого из насдают «Правительство для граждан», «Открытое правительство», Закон РК «О доступе к информации»…, но и, без преувеличения, пробудить желание использовать эти возможности в полной мере.

Инициированный Айгуль Сагади-бековной разговор о сути и задачах Общественных советов, созданных в соответствии с 99-м шагом Плана нации с полным на то правом можно назвать дискуссией. Острой и при этом конструктивной.

— То понимание, которое мы нашли в городских акиматах, среди участников семинара дают основания надеяться, что наше сотрудничество будет долгосрочным и плодотворным, — подводил итоги первого этапа работы Александр Белый. -Впереди встречи с консультантами, компаниями, которые могут проявить интрес, со всеми заинтересованными акмолинцами.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также