О проезде в общественном транспорте

Тарифы

Стоимость проезда в городских маршрутных автобусах Кокшетау уже в августе с 60 поднимется до 80 тенге. Об этой вынужденной мере в силу своего трудного финансового положения рассказали перевозчики областного центра на брифинге на площадке РСК.

В частности это были генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова, директоры ТОО «Сейнур» — Райхан Сейдалина, «Бастау» — Вадим Кирсанкин, «АТП «Тулпар» — Кайрат Кусаинов.

Было отмечено, что согласно правилам перевозок при значительном повышении стоимости ГСМ, запасных частей, коммунальных услуг перевозчики имеют право через каждые три года подавать расчеты для увеличения тарифов. К слову, последний раз цена на их услугу устанавливалась в мае 2014 года. И вот, спустя три года, пересчитав расходы, они в феврале нынешнего года вновь подали заявку на увеличение стоимости проезда в городских маршрутных автобусах до 117 тенге. На сессии депутаты городского маслихата остановились на тарифе — 80 тенге. Получили они и согласие членов Общественного совета, сейчас проходит онлайн-обсуждение, постановление горакимата согласовывается в Региональной палате предпринимателей, и у независимых экспертов-предпринимателей, затем останется регистрация в юстиции.

Представим, ежедневно на маршруты города выезжают 146 автобусов, 16 ГАЗелей, в общей сложности обслуживается 38 автобусных и 4 микроавтобусных маршрутов. По словам Асии Шаримовой, выступившей от имени коллег, утвержденной новой расценкой они перекрывают лишь часть своих затрат, львиная доля которых уходит не только на ГСМ, но и на приобретение запасных частей и резины, причем не очень хорошего качества. А подорожал бензин на 60%, запчасти и оборудование — на 150-180%. Говоря о приобретаемых деталях и механизмах, перевозчики отметили: «Это абсолютно свободный рынок, цены на котором никем не контролируются, а мы вынуждены приобретать по предлагаемым расценкам некачественный товар, поскольку других поставщиков у нас нет. При нынешних скачках цен и стоимости проезда в 60 тенге, мы не то чтобы обновлять устаревший парк не можем, едва сводим концы с концами».

На вопрос: что изменилось бы, будь стоимость проезда 117 тенге, Асия Шаримова ответила: думаю, 50 % автобусов, в частности в нашем автопарке, были бы новыми.

Существенной проблемой руководители предприятий назвали дефицит бензина марки Аи-80. Они не единожды обращались в инстанции и просили о том, чтобы для них был назначен единый оператор, но воз, как говорится и ныне там.

Согласно правилам перевозок семь социальных городских маршрутов закреплены за каждым из четырех предприятий-автоперевозчиков. По закону, говорят их руководители, поскольку все они нерентабельны, убыточные поездки должны  компенсироваться. Кроме того, за собственный счет они согласно подписанному меморандуму перевозят 12 категорий горожан из числа социально уязвимых (хотя, по их словам, в обществе бытует мнение о том, что льготники ездят за государственный счет). Как отметила Асия Шаримова, городские перевозчики готовы были отменить льготные перевозки и сократить число социально значимых маршрутов, не решись вопрос с повышением тарифа.

В числе нерешаемых проблем автобусных парков и кадровая, при этом было отмечено, что никогда водители почему-то не попадают в списки подготовки и переобучения кадров в рамках госпрограмм занятости населения. Со страхом, говорят руководители, они смотрят на будущее своих предприятий, поскольку основной состав водительских кадров — люди предпенсионного возраста, молодежь эта профессия не привлекает.

Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также