Герб и архитектурная доктрина Астаны

Градостроительство

Основопологающие понятия «Высокий шанырак, просторный кереге и прочный босаға» созвучны, гармонируют с внешним видом, архитектурой Астаны. За короткое время страна стала авторитетной, узнаваемой в мире культурной державой.

В начале 90-х годов Президент Нурсултан Назарбаев в связи с тем, что Целиноград, вновь обретший свое историческое название Акмола, стал столицей, выдвинул новые критерии градостроительства.

Во-первых, исходя из географического расположения города, организовал посадку деревьев вокруг него — одел в зеленый наряд. Такая идея ранее нигде и никем не применялась. В сфере градостроительства это можно назвать новой доктриной, философской системой. Рассматривать город в тесной связи с окружающей природой, сделать леса и рощи его неотъемлемой частью — явление новое, свежее.

Во-вторых, в экологическом плане были озеленены берега рек Есиль, Нура и Акбулак, разбиты газоны и фонтаны. Очистился, стал свежим воздух на пляжах. При личном участии Елбасы в соответствии с новой системой был уточнен генеральный план города, изучены его функциональные зоны: Центры матери и ребенка, кардиологии, диагностики, кардиохирургии, медицинский институт были расположены по направлению юго-западного ветра. Спортивные комплексы, футбольные арены, хоккейный, гимнастический, велоспортивный дворцы и площадки, ледовые корты были приведены в одну должную систему. С учетом направлений ветров на северо-востоке города была сформирована производственная зона «Технопарк». Нурсултан Назарбаев вместе с институтом планирования «Астанагенплан» разработал и внедрил новые методики планирования городского строительства. Это явилось новой тенденцией в урбанизации, новым словом в расположении на местности.

С точки зрения архитектуры и градостроительства эта методика вполне заслуживает научного исследования. Появилось новое понятие — гармонизация строительства города с окружающей природой, рассмотрение их как единый организм. Не как попало воздвигаются здания и в черте города. Акорда,  Дом   Правительства, Сенат, Мажилис, здания «КазМунайГаза», «Казахстан темир жолы», «Хан Шатыр» и другие созданы в русле одной идеи, одного стратегического подхода и образуют неповторимый городской ансамбль. Монумент «Байтерек» стал символом города. Он, можно сказать, заложил основы национальной архитектуры, зодчества. «Байтерек» -многофункциональное монументальное сооружение, символизирующее большой интернациональный шанырак. Здесь кроется высокий смысл: чтобы страна, земля наша, народ наш стали настоящим священным байтереком — опорой. Здание «Байтерек» ассоциируются с Эйфелевой башней в Париже. При словах «Эйфелева башня», прежде всего, вспоминается Париж. Так и «Байтерек» возвеличивает понятия «Астана» и «Казахстан».

Исконное казахское добродушие и гостеприимство, терпимость и миролюбие — все это нашло отражение в общем облике города Астаны. В соответствии с названиями величественные сооружения «Триумф-Астана», «Хан Шатыр», «Пекин-Палас», Дворец мира и согласия — стали символами межэтнических отношений. От здания Ассамблеи народа Казахстана, выполненного в духе интернациональной архитектуры, так и веет идеей: «Мы — астанинцы, мы — граждане Казахстана». Несмотря на единые религию, ментальность, жизненный уклад деятели зодчества в разных странах оставляли свои неповторимые творческие следы. Их можно назвать «служителями архитектуры». Сегодня с большим уважением произносятся имена американского архитектора финского происхождения Ээро Сарииена (1910-1961), немецкого архитектора Людвига Муе Ван Дер Роэ (1886-1960), французского архитектора, основателя школы функционализма Ле Корбюзье (1887-1965), бразильского архитектора Оскара Нимеера (1907-2012), американского архитектора Франка Ллойта Райта (1869-1959), японского архитектора, пропагандиста национальной архитектуры Кендзо Танге (1913-2005). Это — штучные мастера своего искусства, определившие пути и направления архитектуры XX века. Вышеназванные личности в прошлом веке внесли неоценимый вклад в развитие мирового зодчества. Каждый из этих подлинных мастеров сформировал свою школу (стиль), можно сказать, корифей академии архитектуры.

Однако при всем при том нельзя не сказать и об архитектурных и архитектонических методах и методологии Великой Степи, берущих начало с древних времен. Это — уникальное явление, имеющее свое место в сокровищнице мировых ценностей. Свидетельство тому то, что в Великой Степи, ее богатом и обширном регионе Сары-арка возник город Астана. (Кабульдинов 3. «История Астаны», Астана: Арман ПВ, 2012 г., стр. 200).

Заслуга Елбасы Нурсултана Назарбаева в сфере архитектуры в том, что он уточнил, конкретизировал систему градостроительства XXI века, его пути и направления. Астана за 25 лет превратилась в мегаполис, в эпоху глобализации сравнялась с ведущими городами мира, по сравнению с некоторыми даже вышла вперед. Нынешняя Астана — центр социально-политической, административной, научной, образовательной и культурной жизни.

В казахской истории никогда градостроительство не достигало такого уровня. По своему динамическому развитию в мире не было случая возведения городов за такое короткое время. Японский архитектор Кисе Куракава предложил не опасаться подземных геолого-гидрологических вод левого побережья. Япония, безусловно, является ведущим государством, в совершенстве освоившим эту отрасль. Кисе Куракава в ходе строительства городов, наряду с методами симбиоза и метаболизма преследовал цель достижения экосистемы единения с природой. Это было новым направлением в сфере строительства городов. Еще одной особенностью генерального плана строительства Астаны является то, что «Аллея Тысячелетия» и аллея «ЭКСПО-2017» через ось «Байтерек» расходятся в разные стороны в виде экспланады и цветников. Архитектурными украшениями города являются упирающиеся в небо здания многоэтажных центров бизнеса, различных офисов и банков.

Сегодня Астана является современным городом, построенным по последнему слову норм градостроительства. В числе его направлений, заслуживающих изучения, в первую очередь, можно назвать гармонию экологической системы, естественную связь с природой (симбиоз и метаболизм). Астана все более и более становится местом, где формируются единство, согласие, мир, соответствующие культуре Великой Степи.

Городок «ЭКСПО-2017» по своей направленности — украшение города и в то же время особая концепция в сфере градостроительства, посвященная народному благу.

Расцвет Астаны, безусловно, станет архитектурной школой, дающей строительству всех городов и районов новые идеи, веяния и позитивное влияние. За развитием и расцветом столицы стоит известность Казахстана всему миру. Астана — проект, реализованный за короткое время, детище главного архитектора — Елбасы Нурсултана Назарбаева. Это светлая дорога культуры Великой Степи, получившая развитие в XXI веке, символ вечной страны.

Из книги Жандарбека МАЛИБЕКҮЛЫ «Герб Казахстана».

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также