Находки урочища Кошкарбай

«Настоящий археологический заповедник — так мы называем эту местность», — отвечает директор областного Центра по охране и использованию историко-культурного наследия Куаныш Шакшаков на вопрос о раскопках практически под самым носом у кокшетауцев. Несколько десятков километров, и вы у села Кеноткель Зерендинского района, где нынешняя экспедиция обнаружила удивительные находки.

По мнению ученых, эту уникальную территорию — урочище Кошкарбай — в 20 квадратных километров можно исследовать и исследовать с точки зрения определения ее историко-культурной ценности. «И найти свидетельства проживания людей различных эпох, начиная от каменного века до этнографической современности. То есть ориентировочно они жили 8-10 тысяч лет на одном месте, разумеется, поколение за поколением. Начинаем, скажем, археологические раскопки поселения раннего железного века, то, до того, как доходим до материковой части, вдруг находим неолитическую стоянку. Если заметили, рядом вода, вокруг сопки как природная защита, именно в таких местах селились наши предки. Доказано, что тут находится более трехсот памятников археологии: курганы, стоянки, могильники, — продолжает он. — Именно «многослойные» поселения особенно интересны специалистам, поэтому охранно-спасательные работы здесь мы проводим каждое лето». И сразу уточняет: «Памятники старины неизбежно разрушаются вследствие антропогенного и природного факторов, чем быстрее будут работать археологи, тем больше артефактов удастся сохранить».

Надо сказать, что этот поисковый «сезон» выдался «урожайным»: за месяц удалось исследовать пять курганов могильника Кеноткель-18, относящегося к андронов-ской культуре эпохи бронзы. В трех из них найдены элементы кремации. Как правило, кремации подвергали авторитетных членов общества — старшин, вождей, именитых воинов. Нашли и скелеты. По предметам рядом — оружию и украшениям — определили, что один из них мужской, другой -женский. По всему видно, что покойника укладывали на левый бок головой на запад в позе эмбриона — так хоронили по языческому верованию», — рассказывает Куаныш Шакшаков. — Еще удалось найти бронзовые изделия — в основном бусы, браслеты, а также 14 сосудов с геометрическим рисунком, кстати, многие из них почти целые, не распались на части. Все находки отправляются в научно-исследовательский институт «Халық қазынасы» Национального музея РК. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с доктором исторических наук, профессором археологии Виктором Зайбертом».

Археологические раскопки — дело тонкое, кропотливое, трудоемкое. Самый тяжелый инструмент, которым пользуются исследователи древности — лопата, чтобы вскрыть верхние покровы земли, скрывающие тот или иной артефакт, а когда доходят до глубинных, то в ход идут лишь шпатели, кисточки, пинцеты. «Важная составляющая исследования-рекультивация, по окончании раскопок нужно воссоздать первоначальный вид местности. Так изученный объект становится туристическим, — поясняет мой собеседник.

Первыми уникальные находки видят собственными глазами студенты по окончании первого, второго курсов из КГУ имени Ш. Уали-ханова и Кокшетауского университета имени А. Мырзахметова. Вот так, в полевых условиях, ребята проходят студенческую практику. «Памятники археологии — это культурное наследие, истоки, корни, без которых невозможна любовь к земле, на которой родился, живешь. И будущие историки должны сами открывать древние тайны, получать впечатления, впитывать эмоции, — считает их руководитель, преподаватель КУАМ Риззат Елю-баев. — На лекциях они изучают теорию, методику, к примеру, раскопки кургана на интерактивной доске. Приезжают сюда и вместе со специалистами Центра делают разведку, разметку. Прямо перед вами квадратная раскопка, далее — диаметральная. Они вам и сами расскажут, как мечтают найти артефакты, по которым можно выстроить гипотезу.

Ну и потом есть еще мотивация — за находку ребята получают банку сгущенки», — шутит он.

«Это моя первая экспедиция. Об андроновском периоде я читала немало, — делится третьекурсница Сания Агибаева. — Но когда сам присутствуешь на раскопках — это совсем другое, будто попал в древний мир. Не представляете, каково держать в руке вещь, которой четыре тысячи лет. В одной из могильных ям мы нашли бронзовые браслеты, шейное украшение». «Я теперь понял, почему археологи такие увлеченные люди, — говорит ее однокурсник Мейрам Асылбеков. — Соприкоснуться с историей в буквальном смысле — это очень здорово. Когда понимаешь, как жили твои предки, начинаешь задумываться о том, какживешь сам. Может, и на том месте, где находится мой аул, тоже была древняя стоянка. Мне будет, что рассказать нашим студентам».

В урочище Кошкарбай пока изучены лишь двадцать процентов его территории. Археологи уверены: в заповеднике их ждет множество открытий.

Аэлита ТАЕВА.

Зерендинский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также