СТОП! НАРКОТИК!: К свободе через интересный мир, Чтобы жизнь не стала адом

К свободе через интересный мир

Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах, особенно среди молодежи. Поэтому тема наркомании очень актуальна.

Наркомания — мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьезная угроза нормальному функционированию общественного организма. Она разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой, увы, невозможно само существование общества.

Наркотиком считается любое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм способно изменить одну или несколько его функций, и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Для того, чтобы молодое поколение было здоровым, а общество полноценным, необходимо уберечь его от наркомании. И поэтому не нужно избегать «щекотливых» тем, надевать на детей розовые очки, делать вид, что плохого в нашей жизни нет. Пусть знают, что расплата за «кайф» неминуема. Ведь наркомания — зло, которое угрожает сегодня всему человечеству, поэтому и бороться против него мы должны сообща. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать своего «врага».

В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в разных социально-экономических группах, а также появление некоторых наркотических веществ там, где их раньше не знали. Возникают новые и новые виды наркотических веществ. Гамма психотропных, болеутоляющих препаратов, используемых с целью наркотизации, изменяется. На смену одним приходят другие. Поиск все новых, причем зачастую неожиданных веществ, вероятно, не прекратится в обозримом будущем. Наркодельцы стали использовать самые изощренные методы — не представлять наркотик как наркотик, а, например, как просто стимулирующую таблетку.

Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его понять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические особенности подросткового возраста, которые лежат в основе кризиса взросления.

Также существуют факторы риска развития наркомании:

Биологические факторы риска. Известно, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы «отмены наркотиков». Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.

Биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Социальные факторы риска наркомании отражают неблагополучную экономическую, культурную, политическую, криминальную ситуации в обществе. Социальные причины в совокупности образуют своего рода «дрожжевой раствор», в котором наркомания как общественное явление существует и множится.

Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:

— разрушение института семьи;

—  отсутствие у подростков жизненных перспектив;

— плохая организация досуга;

—  целенаправленное «подсаживание на иглу» подростков взрослыми наркоманами.

Психологические   факторы

наркомании определяют индивидуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.

Среди психологических причин можно назвать следующие:

—   неправильное воспитание в семье;

— вовлеченность в группу сверстников, употребляющих наркотики;

-асоциальное поведение;

— дезадаптированность к учебному процессу;

-личностные характеристики.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддиктивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни.

Многие факторы риска в развитии наркомании несовершеннолетних носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как «запускающий» их механизм. Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания — осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность ребенка — антинаркотического воспитания.

К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов — те, кто еще «не пробовал», и те, кто уже систематически использует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной родителями и учителями.

Первичная профилактика направлена на формирование общественного неприятия употребления наркотиков, на предупреждение приобщения детей и подростков к наркотикам. Существенную роль в достижении целей этого этапа играет современная школа.

Первичная профилактика разрабатывается с учетом необходимости влияния на три основные сферы самореализации ребенка — семью, образовательное учреждение и место проведения досуга (включающего микросоциальное окружение). Стратегия первичной профилактики предусматривает активность мероприятий, направленных на: формирование личностных ресурсов, формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков; внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися; развитие социально-профилактической инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска» наркотизации и ребенка, заболевшего наркоманией.

Очевидная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже испытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает проявления болезни. Цель профилактики — максимально сократить продолжительность воздействия наркотика на человека, ограничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму — друзьям, одноклассникам, семье, то есть предотвратить возникновение хронического и «заразного» заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей наркотизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению наркотиков и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном уровне.

Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики) задач.

Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором много созидательной деятельности.

Таким образом, внедрение основных направлений Концепции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших наркоманией, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркомания».

В результате станет больше тех, кто понимает: дальнейшее распространение наркомании может привести к краху человечества.

И в заключение целесообразно привести одно суждение, которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика:

«Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает простого терпения, чтобы понять: радость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с помощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь — она как дикий зверь: не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении».

Эльмира ПРИХОДЬКО,
психолог областного наркологического реабилитационного центра.

Чтобы жизнь не стала адом

«Молодежь против наркотиков!» — акция с таким названием прошла на площади «Тәуелсіздік» г. Кокшетау, посвященная Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

Мероприятия, направленные на борьбу с искусственным «кайфом», проводятся организаторами — управлением по вопросам молодежной политики и управлением по борьбе с наркобизнесом ДВД области регулярно. Развитие у молодежи отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни — эти цели их проведения осознаешь по-настоящему, когда слышишь печальную статистику. К примеру, в прошлом году департаментом по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК по стране изъято более 35 тонн наркотиков, из них около 160 килограммов героина, около 300 килограммов гашиша. Сегодня в казахстанских наркодиспансерах на учете состоят более 17 тысяч человек, основная их часть в возрасте от 25 до 35 лет.

«Даже специальный курс лечения от наркомании не всегда способен освободить человека от этой зависимости. После нескольких лет без наркотиков у бывшего наркомана зачастую возникает рецидив. И те ощущения, которые казались спасением от реальных проблем и неудач, становятся бесконечным кошмаром и абсолютной пустотой. Поэтому изначально выбирать наркотики как средство для ухода от жизненных проблем — непростительное и губительное решение для каждого человека», — рассказал, обращаясь к пришедшим юношам и девушкам, главврач областного наркологического реабилитационного центра Серик Ашимов. Об этом говорил и начальник управления по борьбе с наркобизнесом облДВД Бауржан Даукенов. К слову, медики представили театрализованную сценку, которую с интересом наблюдали зрители.

На тематическом фестивале «Летний кубок «Жайдарман» выступили шесть лучших команд городов Кокшетау и Костаная. Акция продолжилась молодежным хип-хоп-фестивалем «No dope. Go dancing», участники которого соревновались в пяти номинациях: «Битбокс», «Брейкинг», «Dubstep», «Хип-Хоп», «Showtime». Здесь же были подведены итоги конкурса «Фотосушка» и интернет-конкурса на лучший антинаркотический слоган. Завершением акции стала вечерняя программа в формате «Open air».

Камиля АХМЕТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также