О ценностях без сроков давности

Сохранению духовных ценностей призваны способствовать новые культурно — идеологические проекты, инициированные Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, в том числе и специальный проект по укреплению в сознании народа общенациональных святынь «Сакральная география Казахстана». Обсуждение сакральных памятников и природно — ландшафтных объектов региона, начавшееся на заседании круглого стола в областной библиотеке им. М. Жумабаева в минувшую пятницу, имело продолжение.

Руководитель управления культуры Сауле Бурбаева проинформировала, что на территории Акмолинской области находится 1793 объекта историко-культурного наследия. Из них: 4 — республиканского значения, 1032 — местного и 757 состоят на предварительном учете. 1375 археологических памятников в основном сосредоточены в Зерендинском, Ерейментауском, Бурабайском, Коргалжынском и Атбасарском районах. К важным объектам сакральной географии относятся: научно-реставрационный проект — «Этнопарк Кумай» — модель древнего и средневекового культурного наследия в Ерейментауском районе, один из шедевров средневековой архитектуры мазар «Жанибек-Шалкар», культовые памятники: мавзолей Батыгай, мазары Каныкей, Беспакыр, Алыптомар, Ак Едиль ходжа в Коргалжынском районе, комплекс объектов природного и исторического наследия Щучинско-Бурабайской культурной зоны и другие. Их научная систематизация и картографирование должны способствовать более глубокому и детальному изучению истории и созданию общенационального перечня объектов сакральной географии области.

Разъяснение Концепции спецпроекта дал руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан», кандидат исторических наук Берик Абдыгали.

— Сакральность объектов определяют не ученые, а народ, который поклоняется и совершает определенные обряды, — подчеркнул он. — Важно понимание не столько материальной, вещественной стороны памятников, а, прежде всего, духовной, сакральной сути святых мест.

Напомнив, что наши соотечественники попадают под влияние деструктивных религиозных течений в результате навязанных им программ в социальных сетях, привел цитату Елбасы: «Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика».

Сакральные объекты не имеют национальной принадлежности и не могут быть сведены к религиозным. А рассматриваются как особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющие непреходящую ценность в памяти народа Казахстана и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения. Они нужны не только для воспитания молодежи, но и всей нации.

Почетное право начать обсуждение было предоставлено доктору исторических наук, члену-корреспонденту Академии социальных наук РК, профессору Виктору Зайберту.

— Ботайская энеолитическая культура IVIII тысячелетий до нашей эры, явившаяся началом степной цивилизации и культурогенеза казахов, открыта в 1980 году и исследуется по настоящее время, — сделал вступление Виктор Федорович. Затем зачитал адресованное ему письмо английского исследователя-археозоолога, профессора Эксетерского университета Алана Оутрама, посетившего Ботай в начале 90-х годов. В нем есть такие строки: «Результаты, которые мы имеем в отношении древней генетики людей и лошадей, исключительно интересны и важны для науки. Окончательные анализы все еще ведутся, но скоро будут готовы. Мы должны обсудить перспективы совместной работы и финансирование такого проекта».

С большим вниманием слушали участники форума о том, что ботайцы-коневоды за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Были искусными мастерами в хозяйственной сфере и домашних промыслах, художниками, ювелирами и медиками. К примеру, трепанация черепа в условиях того времени граничит с фантастикой.

Профессор Зайберт и его коллега из ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, доктор биологических наук РК и РФ Мурат Нурушев предложили музеефикацию поселения ботайской культуры у села Красный Яр.

Научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Бибигуль Садуакас поведала об интересных фактах, связанных с выдающимся государственным и политическим деятелем Абылай-ханом и его потомками. Так, именно в годы правления Абылая, названные «золотым веком», получил широкую известность   наш регион. Как в свое время сообщалось в одном из писем известного ученого-археолога Алькея Маргулана главе области Еркину Ауельбекову, резиденция Абылая в Кокшетау называлась «Хан Ордасы» или «Ханның Кызыл үйі». Заметьте, название указывает на красный цвет подобно современным: «Ақ Орда», «Красный Кремль», «Белый Дом» и т. д. Летняя резиденция хана, построенная в 1765 году, находилась в Сырымбете. Впоследствии в ней жили сын правителя — Уали-хан и внук — Губайдулла.

Влияние ханской династии Абылая было настолько сильным в регионе, что до сих пор сохранилось в топонимах и этногидронимах. К примеру, «Ханкел — Ханское озеро» ассоциируется как с именем самого Абылая, так и его знаменитого внука Кенесары — предводителя одного из крупнейших в истории XIX века антиколониальных войн.

Недалеко от тех мест находится мазар сына Абылая — Уали, единственного из ханов, покоящегося на родной земле.

На рубеже ХІХ-ХХ веков Кокшетауская мечеть, имамом которой был Науан Хазрет, в народе называлась «Хан мешіті — Ханская мечеть», а медресе-интернат «Хан медресе». Об этом упоминается в романе Сабита Муканова «Промелькнувший метеор».

Директор музея Малика Габдуллина акын, член союзов писателей и журналистов РК Кудайберлы Мырзабек свое выступление посвятил харизматической личности — просветителю Наурызбаю Таласову, известному в народе под именем Науан Хазрет.

— Высокообразованный человек, боровшийся против насильственного распространения царским самодержавием православия среди казахов, он при жизни почитался святым, — сказал Кудайберлы Рахимбекович. — Место его захоронения в Кокшетау — часто посещаемое казахстанцами. Почтить память известного теолога, сотрудничавшего с великим Абаем, Аканом серэ и другими прогрессивными деятелями, приезжают и из-за границы.

Предложил отметить  175-летие со дня рождения Науна Хазрета и открыть музей в центральной мечети г. Кокшетау, носящей его имя.

Певец любви, глашатай, исполненный борьбы со злом, пороком, несправедливостью, смелый обличитель произвола, непревзойденный мастер айтыса, акын-импровизатор, чьи песни стали основой для народного оркестра композитора Зиновия Компанейца, опер Евгения Брусиловского — не полный перечень достоинств Биржана-сал Кожагулулы.

Научным сотрудником музея литературы и искусства Бахытбеком Бекмуратом предложено поднять статус Кокшетауского музыкального колледжа имени Биржан-сала и воздвигнуть в честь него памятник в столице.

«Это благодаря его научно-исследовательскому, литературному и творческому таланту казахский народ узнал об истоках своей многовековой и гордой истории. Центральное место в творчестве Ильяса Есенберлина занимает знаменитая трилогия «Кочевники», которую отличают эпический размах, динамизм действия, живые и неповторимые образы выдающихся деятелей казахской истории, точный и выразительный язык», — цитировала Главу государства Нурсултана Назарбаева заведующая литературным музеем И. Есенберлина г. Атбасара Улболсын Комбатурова. В слайдовом сопровождении рассказала о праздничных мероприятиях, состоявшихся в честь 100-летия со дня рождения великого писателя.

Были заслушаны доклады, мнения и других участников форума. Руководитель НИЦ «Сакральный Казахстан» Берик Абдыгали ответил на многочисленные вопросы. Руководитель облуправления культуры Сауле Бурбаева отметила, что создание единой сети святых мест на территории области будет способствовать познанию целостной истории края, национальному осознанию единого пространства и консолидации общества, даст дополнительный импульс развитию туристического кластера.

Марат НУРСЕИТОВ.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также