700 учителей «подтянут» свой английский

Сегодня уже мало кто сомневается в пользе изучения наряду с родным нескольких иностранных языков, расширяющих границы возможного. Программа трехъязычного образования ставит на новый уровень качество обучения в казахстанских школах. Свой первый в этом направлении опыт, пусть он и «сын ошибок трудных», нарабатывают в Степногорске.

Идея триязычия как один из важнейших социальных приоритетов впервые была высказана Президентом Нурсултаном Назарбаевым в октябре 2006 года на сессии Ассамблеи народа Казахстана. В феврале 2007 года в Послании «Новый Казахстан в новом мире» была предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков в Республике Казахстан».

В степногорской школе-гимназии №4 имени Л.Н. Толстого разработали программу развития трехъязычного образования на 2015 — 2020 годы. Сфера применения государственного языка расширена за счет открытия в 2016 году нулевого, первого и второго классов с казахским языком обучения. Наряду с английским в гимназии изучают немецкий и французский языки в качестве второго иностранного. Трое учителей казахского и преподаватель английского языка прошли курсы по обновленномусодержанию образования, а учителя начальной школы уже сделали триязычие неотъемлемой частью обновленной программы обучения в первых классах.

В рамках международной программы «TEA» прошли педагогическую стажировку в университетах США учителя английского языка Любовь Фетисова и Татьяна Голубева, которая к тому же, являясь победителем республиканского конкурса среди учителей французского языка, обучалась методике преподавания иностранного языка в Университете Стендаля во Франции. Учителя школы-гимназии №4 включились в республиканский эксперимент по раннему обучению языкам с использованием зарубежных учебно-методических комплексов. Этот опыт обобщен и признан эффективным на областном уровне.

Разработка Татьяны Голубевой «Проблемный диалог на уроках иностранного языка» отмечена грамотой V Международной ярмарки в номинации «За вклад в социализацию личности». В начале этого учебного года учителя казахского языка и литературы поделились с коллегами городских школ опытом применения новых подходов в обучении. А месяц назад в ходе регионального семинара по критериальному оцениванию учителя начальных классов четвертой школы провели открытые уроки, реализующие идею развития полиязычия.

С этого года, по словам министра образования и науки Ерлана Сагадиева, 12 тысяч учителей начнут углубленное обучение, с отрывом от школы до девяти месяцев, на языковых курсах. На эти цели из республиканского бюджета выделено 483 млн тенге — в 23 раза больше, чем в прошлом году.

Сегодня по пилотной программе работают 27 школ Акмолинской области. Обучение на языковых курсах в прошлом году прошли 97 преподавателей региона, еще порядка 700 учителей «подтянут» свой английский до начала нового учебного года.

Планируется, что уже осенью этого года сотни новых классов перейдут на английский язык дополнительно к 2700 учителям, которые сегодня преподают на английском более чем в 120 школах страны. Преподавание предметов на английском языке будет организовано только на добровольной основе, с письменного согласия родителей. «Начиная с 2019 года, обучение по некоторым предметам в 10 -11 классах будет проходить на английском языке», — говорится в Послании Президента страны «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Качества обучения учителя достигают за счет внедрения технологии интегрированного обучения, игр, развития критического мышления, технологии проблемного обучения и дифференцированного подхода. И результаты не заставляют себя ждать.

Учащиеся школы-гимназии №4, демонстрируя высокий уровень знания языков — родного и иностранного, становятся победителями городских, областных предметных олимпиад, призерами международных дистанционных конкурсов «Кенгуру-лингвист», «Бритиш бульдог», республиканской олимпиады КИО, «Русский медвежонок — языкознание для всех», Международной олимпиады УРФОДУ. Ученицы четвертой школы Татьяна Криницына, Кристина Ударцева, Томирис Шаймерденова стали победителями международной программы по обмену старшеклассниками «FLEX» и прошли обучение в средних школах США.

Триязычие стало привлекательным трендом во внеурочной деятельности. Ученица 11 класса Лейла Ляу заняла 1 место в городском конкурсе сочинений по русскому языку, она же стала четвертой в городском конкурсе сочинений по казахскому языку, а в конкурсе сочинений на английском языке 2 место заняла ученица 10 класса Анастасия Балашова.

В гимназии созданы дайджест-группы, которые пропагандируют изучение языков не только в рамках школьной программы. Летние лингвистические школы предоставляют ребятам возможность углубить свои языковые знания во время каникул. К примеру, в июле прошлого года ученики Любови Фетисовой совершенствовали свой английский в языковой школе в Великобритании. А на лето этого года уже запланирована поездка в Чехию все с той же целью — повысить языковую грамотность учащихся.

Школьной традицией стали ежегодные открытые встречи с общением на трех языках. В этом учебном году литературная гостиная, организованная методическими объединениями учителей-языковедов, была посвящена 188-й годовщине со дня рождения Л.Н. Толстого, чье имя носит школа-гимназия №4. На казахском, русском и английском старшеклассники рассказывали об удивительных фактах из жизни и творчества великого писателя, который, кстати, владел 15 языками. Ученики 10-11 классов инсценировали эпизод из романа «Война и мир», а семиклассники показали отрывок из рассказа «Кавказский пленник».

Преподавание естественно-математических дисциплин с элементами обучения на английском языке стало с этого учебного года пилотным проектом школы-гимназии №6 им. Абая Кунанбаева.

Учитель информатики Елена Косова прошла курсы повышения квалификации в «Назарбаев Университете» при участии Swiss American Academy. Обучение основам преподавания естественно-математических дисциплин на английском языке велось по программе Швейцарской академии наук SAAPedagogyПо возвращении домой педагог создала профессиональное интернет-сообщество учителей, внедряющих трехъязычное обучение. А учителя-предметники гимназии №6 разработали трехъязычные терминологические словари по информатике, физике, химии и биологии.

Для учителей английского языка и естественно-математических дисциплин организованы авторские курсы, посвященные внедрению элементов обучения на английском языке: учителя Александр и Наталья Кинцели выбрали для этого биологию в 6 классе, педагог Елена Косова объединилась с учителем английского языка Еленой Галех, чтобы применить нововведения на уроках математики в 5 классе, и с преподавателем английского языка Надеждой Польченко — с целью внедрения трехъязычия на уроках информатики в 9 классе. Учителем географии Еленой Садртдиновой и преподавателем английского языка Екатериной Акимовой разработан и ведется мультимедийный курс «Предметно-языковое интегрированное обучение географии и английскому языку в 7 классе» по теме «Австралия».

С целью совершенствования навыков говорения и грамотного письма в вариативную часть учебного плана введены факультативы по государственному языку, развивающие интерес к культуре казахского народа. Учитель Гульжамал Касенова разработала и ведет факультативный курс «Деловой казахский» в профильных 11-х классах. Аучителем казахского языка Мар-жан Токеновой и преподавателем английского языка Ириной Астафьевой разработана авторская программа для начальных классов по изучению государственного, русского и английского языков в игровой, активной и интерактивной формах.

Информационно-аналитический центр Министерства образования и науки Казахстана в прошлом году провел социологическое исследование: 66 процентов родителей выступают за триязычие.

— Главное, — сходятся во мнении сторонники обновленного содержания образования, — чтобы обучение было качественным и результативным.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ,
собкор «АП».

г. Степногорск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также