ЕНТ-2017: Новое — старое в подходах

КРУГЛЫЙ СТОЛ В РЕДАКЦИИ «АП»

Единое национальное тестирование и итоговая аттестация выпускников школ -вот темы, которые волнуют сегодня тысячи акмолинских семей. Выпускные и вступительные экзамены снова разделены: кто-то, узнав об этом, вздохнул с облегчением, а кто-то, напротив, схватился за голову…

Как сделать так, чтобы абитуриенты не списывали на ЕНТ? Не окажутся ли «липовыми» отличники после итоговой аттестации в школе? Как справиться со стрессом на экзамене и куда поступить, если завалил тестирование? Что такое «утечка мозгов», и грозит ли она нашей области и стране в целом?

Все эти и многие другие вопросы мы обсудили за «круглым столом», получив ответы из первых уст прямо в редакции «АП».

А «пятерки» не «липовые»?

Разговор, как водится, начался с цифр и фактов. Главный специалист управления образования области Казиза Дюсеханова рассказала, что среднюю школу в этом году оканчивает 4331 выпускник, втом числе на аттестат «Алтын белгі» претендуют 214 из них, еще 97 — могут получить аттестат с отличием. Участие в ЕНТ примут 3166 выпускников.

Итоговая аттестация, как было отмечено, — это практически те же старые добрые школьные экзамены, что сдавали до появления ЕНТ. Они уже проходят во всех школах. И вот тут, отметила Казиза Кудайбер-геновна, есть повод для беспокойства. Дело в том, что изменение формата ЕНТ и введение итоговой аттестации в школах дало скачок количества претендентов на «Алтын белгі»: в прошлом году их было 180, а нынче уже 214. Результаты экзаменов отданы на откуп школам, а потому объективность их вызывает вопросы.

Директор кокшетауской школы-лицея № 2 Гульнара Абдыкасымова, взяв слово, рассказала, что проблему «заслуженности» хороших оценок в их учебном заведении решили еще до начала экзаменов, протестировав заранее двух претенденток на «Алтын белгі». После придирчивой оценки результатов было принято решение поставить девочкам «четверки» по математике.

— Не знаю, как в других школах относятся к этому вопросу, но мы точно можем сказать, что «золотые медали» наших выпускников — самые что ни на есть настоящие, выстраданные и заработанные, — сказала Гульнара Жантыновна.

Еще небольшая проблема, связанная с проведением итоговой аттестации в школах — отсутствие в некоторых из них лингафонных кабинетов: из 344 средних школ области таким оснащением обладают 293. Впрочем, как отметила Казиза Кудайберге-новна, проведению экзаменов это, конечно, не помешает.

Тесты и «глушители» готовы

—   Недавно проводилось общенациональное родительское собрание, наши специалисты выезжали в районы с разъяснением основных правил, и могу сказать, что родители выпускников все разъяснения получили в своих школах — даже не задавали дополнительных вопросов, — рассказала Казиза Дюсеханова.

Она отметила, что для разъяснения нового формата ЕНТ проведено множество встреч с выпускниками, их учителями, родителями, руководством городов и сельских округов региона. Тестирование будет проходить в 11 пунктах, ранее созданных в области. Кокшетауцы будут сдавать экзамен в два потока-21 и 23 июня. Каки предполагалось, у ребят будет три обязательных предмета — математическая грамотность, грамотность чтения и история Казахстана. Проходной балл в вузы остается прежним — 50. У всех желающих есть возможность пройти пробное тестирование.

Кстати, если поначалу на пробных тестах школьники показывали средний результат 75,9 балла по области, то теперь этот показатель составляет 79,4 балла. Конечно, как подчеркнула Казиза Кудайбергеновна, это пока ни о чем не говорит, но все же показывает, что рука у выпускников уже набита.

Как рассказал директор пункта проведения ЕНТ при КГУ им. Ш. Уалиханова Бауыржан Рахимжанов, посадочные листы для выпускников уже составлены, пункт оборудован глушителями сигналов сотовой связи. Правда, абитуриенты все равно стараются обойти запреты и списать — к примеру, портят кабели глушителей, стараются во время экзамена выйти в туалет, где «ловит» телефон, «запасаются» тремя телефонами и шпаргалками, зная, что несколько раз через «рамку» проходить не заставят…

Однако все это не идет ни в какое сравнение с историей, которую рассказала Гульнар Абдыкасымова от имени одного из педагогов своей школы, присутствовавшего в качестве наблюдателя на ЕНТ в Южно-Казахстанской области. Там одна из абитуриенток проткнула себе ноздрю острым карандашом, чтобы выйти из экзаменационной аудитории…

Как же заставить школьников реально учиться в школе, а не проявлять чудеса изворотливости при списывании?

Попробовать можно платно

Как было отмечено на встрече, недостатка в материалах для пробного тестирования нет. Их предоставляет Национальный центр тестирования, а также его партнеры — образовательный центр «Достык» и центр онлайн тестирования «UStudy». На встрече педагоги СШЛ № 2 подняли вопрос о том, что все материалы для пробного тестирования платные. Пройти тест школьники могут, заплатив 260 тенге через «Кассу 24» или через банк. Также можно купить брошюры с вопросами. Педагоги уверены: во многих семьях, особенно сельских, малообеспеченных, денежный вопрос стоит остро. Однако, представители облуправления образования утверждают, что материалы тестирования всегда были платными, и до этого проблем не возникало. Сегодня же беспокойство учеников и родителей связано прежде всего с тем, что тестирование проводится по новым предметам — математической грамотности и грамотности чтения.

Так ли они отличаются от привычных нам русского языка и алгебры? Педагоги говорят, что грамотность чтения — практически тот же русский язык: различий не так много. А вот матграмотность — это скорее предмет, развивающий сообразительность и логику. Большинство заданий, по мнению не только директора школы, но и учителя математики Гульнары Абдыкасымовой, могут решить даже ученики 5-6 классов, а задач уровня 10-11 класса в тестах практически нет.

В этом году при КГУ им. Ш. Уалиханова были открыты специальные подготовительные курсы, где детей тренируют специально обученные преподаватели. Впрочем, как стало ясно за круглым столом, школьные учителя все же считают: курс математической грамотности нуждается в доработке.

— Мы часто слышим, что учебные программы далеки от реальной школы и учителей. Может быть, и вправду пора к составлению заданий привлекать педагогов, которые непосредственно работают с детьми.., — прозвучало за круглым столом.

ЕНТ не для всех?

В Атбасарском районе ЕНТ будут сдавать всего 50% выпускников, а по городу Кокшетау 86,7%, — такие цифры привел в своем выступлении директор пункта проведения ЕНТ Бауыржан Рахимжанов. Выдвигая предположения о том, почему так происходит, участники круглого стола вскрыли и важные проблемы сегодняшнего дня.

Как сказала Гульнара Абдыкасымова, лучшие выпускники СШЛ № 2, да и других школ тоже, каждый год уезжают учиться в вузы Китая и крупных российских городов. В этом году из 51 выпускника в ЕНТ будут участвовать 35, остальные планируют поступать вузы за границей — в Омске, Томске, Екатеринбурге, Ухте, Тюмени, других городах.

— В этой связи нас беспокоят больше всего две проблемы: во-первых, то, что в массе наши выпускники на ЕНТ покажут более низкий средний результат. Во-вторых, — утечка хороших кадров, ведь большинство этих ребят и после окончания университетов останутся в России, создав семьи или получив хорошую работу, — поделилась Гульнара Жантыновна.

Как рассказал преподаватель физики и классный руководитель СШЛ №2 Марат Алимов, в конкурсах, устраиваемых российскими вузами, в этом году участвовали даже ребята из классов с государственным языком обучения. А пройдя отбор, многие засобирались на учебу в соседнее государство. «Виной» тому, считает педагог, — большое количество бюджетных мест в вузах, наличие хороших общежитий, удобной инфраструктуры для студентов и конечно, знания, которые дают в старейших вузах соседнего государства.

Марат Темиргалиевич, трудившийся и в сельской школе, и в Назарбаев интеллектуальной школе г. Астаны, уверен: сегодня необходимо больше грантов на обучение для малообеспеченной молодежи, выпускников сельских школ, для которых материальный вопрос — это самый серьезный стопор на пути к высшему образованию.

— В селе очень много умных и способных ребят, но часто для них даже один раз приехать в город — проблема, связанная с серьезными по сельским меркам материальными затратами. Что уж говорить о поступлении: даже при условии получения гранта нужно где-то жить, чем-то питаться, снимать жилье, — сказал педагог.

От обсуждения проблемы качества знаний учеников собравшиеся за круглым столом плавно перешли к качеству преподавания. Говорили о слабой подготовке молодых специалистов, которые выходят из вузов не только неопытными практически, но и не всегда подкованными в теории. Марат Алимов рассказывал о том, что практиканты, приходящие в школу, вроде бы и педагогами стать хотят, и стараются, а задачи по физике решить не могут. Выходит, чтобы обеспечить хороший уровень знаний ученикам, нужны хорошие учителя. А для этого в свою очередь — хорошие вузовские преподаватели…

По мнению педагогов, необходимо сегодня на уровне государства проработать вопросы качества преподавания в казахстанских вузах, развития социальной инфраструктуры для студентов и предоставления грантов тем, кто мечтает учиться в России, с условием возвращения с дипломом на Родину.

Чему учит колледж?

Впрочем, не все так плохо. Все-таки и сейчас немало молодых учителей, которые учились и работают по призванию, а реформы, проходящие сегодня в системе образования, позволяют надеяться на постепенное изменение ситуации к лучшему.

Свое видение проблемы предложила за нашим круглым столом директор Высшего колледжа г. Кокшетау Акнур Еслямова:

— Скажу как человек, не имеющий отношения к среднему образованию. Новый формат ЕНТ дает всем равные условия для получения высшего образования. Другой вопрос — нужно ли оно всем? Сегодня родители выпускников считают, что если ребенок не поступил в вуз, то это трагедия. У меня другое видение: думаю, в вузы сразу после школы должны поступать лишь те, кто действительно обладает большими способностями и желанием, высоким уровнем подготовки, кто будет учиться по программе «Болашақ», мечтает посвятить свою жизнь науке и разнообразным исследованиям…Те же, кто не наделен особенными способностями к научной деятельности, кто учится средне, имеют прекрасную возможность стать успешными, если начнут накапливать опыт постепенно, ступень за ступенью, окончив сначала колледж и получив рабочую профессию, а потом уже решив для себя, нужно ли поступать в вуз, и если да, то по какому направлению. Тем более, что профессиональное образование теперь бесплатно для всех.

— Могу сказать, что с 2015 года мы работаем по международным стандартам, наши студенты занимают призовые места на международных чемпионатах «Worldskills», — продолжила Акнур Кабиденовна. — Колледжи сегодня выпускают не только высококлассных автослесарей и мастеров по отделке интерьера, среди профессий учреждений ТиПО есть и веб-дизайн, и ресторанный бизнес, и ландшафтный дизайн, визаж и парикмахерское искусство — престижные и высокооплачиваемые профессии. К тому же, для поступления на рабочие профессии с этого года необходимо пройти только собеседование — без всяких экзаменов. А комплексное тестирование сдают уже те, кто хочет, минуя рабочую квалификацию, получить специальность техника или младшего инженера. Результаты ЕНТ мы тоже берем во внимание, причем нам достаточно 30 баллов.

Сегодня отношение к системе ТиПО должно поменяться. Высшее образование через ТиПО может стать нормой. Тогда и психологический дискомфорт от обилия экзаменов будет меньше, и конкурентоспособность выпускников возрастет в разы, и высшее образование дети, получившие профессию, будут выбирать более осознанно.

Подготовьте «План Б»

Существуют определенные показатели готовности школьников к экзаменам: информационная — показатель осведомленности детей о правилах поведения на экзамене и основных организационных моментах; предметная — то есть качественное изучение учебного предмета. А также психологическая — устойчивость к стрессу, неизбежному при сдаче экзамена, способность преодолеть напряжение и показать свои знания. Руководитель кокшетауского городского методического объединения педагогов-психологов, педагог-психолог многопрофильной гимназии № 5 «Таңдау» Ольга Понятова дала несколько советов, которые точно пригодятся экзаменуемым.

— Наблюдая за выпускниками и их родителями, могу сказать, что мамы и папы зачастую больше нервничают, чем сами дети. Вместо того, чтобы вселять в них уверенность в себе, они начинают повышать уровень стресса, говоря: «Если не поступишь…».

Всем семьям выпускников Ольга Понятова предложила несколько методов борьбы со стрессом, который может стать причиной провалов в памяти, ступора, а в итоге-«заваленного» экзамена. Методы, в общем, знакомые: сделать глубокий вдох, выпить глоток воды, заняться физическими упражнениями. К примеру, положить левую руку на правое колено и несколько раз поднять-опустить пятку правой ноги. Затем поменять руку и повторить движение. По мнению Ольги, такие перекрестные упражнения помогают успокоиться и расслабиться.

Также психолог рекомендует за неделю до экзамена попить легкие успокоительные средства. Однако прием, к примеру, валерианки следует прекратить за пару дней до экзамена: во-первых, она вызывает торможение нервной системы, а во-вторых, легкое волнение все же должно подстегивать ребенка к решению сложных задач.

Не стоит, по мнению психолога, и пренебрегать народными приметами — посидеть на учебнике перед экзаменом, положить монетку под пятку. Такой метод самоубеждения очень помогает поверить в себя.

Но самый практичный совет- продумать так называемый «План Б»: то есть четко определить для себя, что будет, если не удастся набрать нужные баллы. «Запасной аэродром» в виде, к примеру, хорошей рабочей специальности, станет и своеобразной «прививкой» от стресса, и панацеей от многих других проблем — психологических и материальных.

Владислава КОКОРИНА.

Фото из архива строительно-технического колледжа № 1 из Кокшетау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также