«Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал…»

Их, в боях ковавших великую Победу, в живых накануне нынешнего 9 мая в Степногорске только четырнадцать. С одним из участников Великой Отечественной войны, Никандром Иннокентьевичем Стрельниковым, встретился аким города Ануар Кумпекеев, чтобы поздравить ветерана с Днем Победы.

Никандр Иннокентьевич показывает пожелтевшую от времени фотографию, на которой запечатлен совсем еще юнец Стрельников, и начинает с нее свой рассказ: «Здесь мне исполнилось семнадцать лет — 18 октября 1943 года, а в декабре, после ферганской «учебки» и принятия присяги, меня призвали в армию…». Их четырнадцать тогда отправили на фронт из одного поселка. Не меньше тысячи новобранцев стянули к Днепру — готовить плоты для переправы людей и военной техники на другой берег. При форсировании Днепра пехотинец Стрельников принял свое боевое крещение: «Война есть война. С самолета нас бомбят, а мы плывем, свое дело делаем. Кто-то утонул, кто-то переплыл. В общем, форсировали Днепр».

Рядового Стрельникова зачислили в пехотные войска и отправили с товарищами в наступление на Киев в составе первого Украинского фронта, которым командовал тогда генерал-майор Николай Ватутин. «Много нашего брата в тех жестоких боях полегло, — вспоминает Никандр Иннокентьевич, — но Киев от фашистов мы освободили».

Фронтовые дороги пехотинца Стрельникова проходили через Винницу, Тернополь, Черновцы, из которых враг был изгнан. В августе 1944 года Никандр Иннокентьевич участвовал в разгроме крупной немецко-румынской группировки — эта стратегическая военная операция Вооруженных Сил СССР вошла в историю как Ясско-Кишиневский котел. Дальше фронтовой путь солдата проходил уже по чужеземным дорогам — через Польшу, Венгрию. Когда вышли на чехословацкую границу, соединились с третьим Белорусским фронтом под командованием маршала Советского Союза Рокоссовского и уже дальше вместе гнали фашиста с захваченных им земель. В год, который войдет в историю Великой Отечественной как победный, Стрельников получит свою отметину войны — на границе за Чехословакией его ранило от разорвавшейся мины, а для кого-то из боевых товарищей этот взрыв стал гибельным. Часть, в которой служил гвардии рядовой Стрельников, отправили на Дальний Восток — воевать с японцами.

А наш герой встретил победу в военном госпитале во Львове. Но для Стрельникова война еще не закончилась. Его и с десяток выздоровевших солдат отправили на пересыльный пункт, где примерно из тысячи собравшихся человек сформировали команду для ликвидации банд в черных лесах Западной Украины. «Лютовали бандиты, до полутора тысяч их там насчитывалось. Наших много тогда погибло, — продолжает свой рассказ Никандр Иннокентьевич, — но мы, при поддержке авиации и «катюш», выбили бандеровцев, пройдя Львовскую область, Ровно, Станислав. Потом повернули на Черновцы, долго бились там с бандитами, аж до 1948 года».

В том же году рядового Стрельникова в числе шестидесяти добровольцев «завербовали» на восстановление народного хозяйства в Сибирь. Пригодилось довоенное обучение на токаря в фабрично-заводском училище. 10 лет проработал Никандр Иннокентьевич на лесоповале Тюменской области. Там, в Заводоуковском леспромхозе, и обрел свое семейное счастье. А когда прошел по стране партийный призыв поднимать целину, Стрельников откликнулся сразу же — приехал с семьей в Рузаевский район Кокчетавской области. Так на всю жизнь связал свою судьбу с казахстанской землей.

Сегодня Никандру Иннокентьевичу 90 лет. Он потерял зрение, но его памяти и веселому нраву могут позавидовать многие молодые.

Гвардии рядовой Стрельников награжден орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». Отмечен наградами за добросовестный труд в мирное время.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ,
собкор «АП».

г. Степногорск.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также