ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: Родильному отделению требуется…, Урумкайцам нужна аптека, Былое и думы земских докторов, Прививать или не прививать? Не тот вопрос…

Госпрограмма «Денсаулық»
Родильному отделению требуется…

В государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы одним из семи основных направлений определено обеспечение качества медицинских услуг. Как оно выполняется немало добрых примеров. В Коргалжынской центральной районной больнице обновили родильное отделение: за счет областного бюджета в нем проведен хороший ремонт.

—  Роды — это самое прекрасное событие в жизни каждой женщины! — говорит заведующий родильным отделением Марат Хайрулин. — И чтобы все прошло благополучно, нужно очень постараться и ей самой, и нам, медикам. Многое, конечно же, при этом зависит от условий, созданных в самой клинике.

Марат Далабаевич — выпускник Целиноградского медицинского института 1987 года, врач — акушер — гинеколог I категории. К тому же он еще и заместитель главного врача ЦРБ по лечебно-профилактической работе, отличник здравоохранения РК.

—  Семи коек родильного отделения для нашего района с девятитысячным населением вполне достаточно, — продолжает он, показывая стерильной чистоты, теплые и уютные палаты. — Мы проводим постоянный мониторинг состояния здоровья беременных женщин. За две недели до родов их госпитализируем сюда в обязательном порядке. Для лечащихся на стационаре организовано питание. Осуществляем медицинское обеспечение родов и послеродового периода, а также выхаживание новорожденных.

Имеющееся оборудование соответствует требованиям, предъявляемым к больницам первого уровня. Есть два инкубатора для недоношенных детей, кардиотокография для регистрации сердцебиения плода и аппарат ультразвукового исследования для определения его положения. Лекарства доставляются ТОО «СК-Фармация» согласно гарантированному объему медицинской помощи и в достаточном количестве.

Особо порадовали и приведенные Хайрулиным статистические данные о повышении уровня рождаемости в районе. Так, если за I квартал 2015 года на свет появились двое малышей, то за аналогичный период 2016 года — 4 и 2017 года — 11. И, к счастью, за последние годы ни один ребенок и ни одна мама не потеряны.

Рассказал заместитель главврача и о кадровых проблемах. В ЦРБ нет специалиста, работающего на новом аппарате УЗИ. Он приезжает один раз в неделю из городской поликлиники. Родильному отделению также нужны еще один врач-акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог и неонатолог. Обязанности последнего выполняет заведующая детским отделением, врач-педиатр I категории Кульбагила Мейрамова.

Средний медперсонал в полном составе. Акушерки Райхан Иманова, Гульмира Кожахметова, Молдир Смагул, Гульвира Отепбергенова и Карлыгаш Рахметова — люди, преданные своему делу. В их адрес в социальных сетях мамами написано немало добрых слов и благодарностей за приветливость, заботу и внимание. Вот одна из них, размещенная под именем Дина: «Мое солнышко — сыночек-первенец пришел в мир в Коргалжынской больнице. Весь медперсонал в отделении — замечательный! Особенно Райхан-апа, которая к нам, роженицам, относилась, как родная мать. Все девчата — доброжелательные. Спасибо!».

Марат НУРСЕИТОВ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

По обращению в редакцию

Урумкайцам нужна аптека

«Скоро полгода, как мы остались без аптеки, — рассказала «АП» жительница села Урумкай Бурабайского района, ветеран педагогического труда Галина Жарикова. — Округ у нас большой, населения хватает, среди них много пожилых людей, у которых нет возможности ездить в город за лекарствами. А каково тем, у кого дети? Недавно моему соседу почти ночью пришлось ехать в Щучинск за жаропонижающим, заболели сразу оба ребенка. До этого все было хорошо, работала частная аптека с замечательным фармацевтом, бед не знали. А теперь как нам быть?».

Слова пенсионерки подтверждают и односельчане, которые действительно ездят даже за простыми медикаментами в близлежащий районный центр. Не скрывают, неудобство большое, несмотря на то, что машина в семье — не редкость, и в случае чего преодолеть 30-километровый путь до городской круглосуточной аптеки в принципе можно. Только случаи бывают разные… «Пожилых людей, сами знаете, здоровье часто подводит. Меня, например, давление мучает, сердце, печень беспокоят. Бывает простынешь, так за обычным растиранием нужно куда-то ехать. Я одинока, ездить на такси до Щучинска каждый раз мне не по карману»,- делится 85-летняя труженица тыла Тамара Филипенко.

По мнению акима Урумкайского сельского округа Жамбыла Оспанова, лекарственное обеспечение этой административно — территориальной единицы могло быть, конечно, и лучше. Все-таки в округ входят восемь сел, в которых проживают почти три тысячи человек. «Когда частная аптека работала, бывало, сам возил лекарства в другие села. Сейчас вопрос действительно актуальный, он звучал и на отчетной встрече с урумкайцами. В курсе дела и заместитель акима Бурабайского района, и главный врач районной больницы. К сожалению, прежний владелец аптеки объяснил ее закрытие нерентабельностью, я пробовал вести переговоры с другим предпринимателем, пока тоже без результата. Говорит, сейчас стандарты новые для организации аптечного пункта, нужно помещение гораздо больше имеющегося», — делится он.

Что касается государственного участия, то врачебная амбулатория, располагающаяся в Урумкае, обеспечивает препаратами лишь пациентов, находящихся на диспансерном учете, в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи. Так, не вдаваясь в подробности, сетуя на постоянный дефицит времени, пояснила старший врач Урумкайской ВА, посоветовав нам обратиться к вышестоящему руководству. «У нее одной очень много работы,- ввели в курс дела жители, — приходится мотаться по всему округу. Нам бы еще врача». Но ведь известно же, что в аптечных пунктах при сельских будь то ФАП или врачебная амбулатория имеется запас необходимых лекарств, которые можно беспрепятственно приобрести… «Государственных аптечных пунктов при организациях ПМСП по области 105, причем согласно лицензии они не только могут бесплатно отпускать препараты для пациентов, состоящих на диспансерном учете, но и осуществлять розничную реализацию лекарственных средств, — комментирует главный специалист соответствующего отдела облуправления здравоохранения Арман Шериязданов. — С прошлого года по поручению акима области мы начали открывать социальные аптеки, которые предлагают основные, наиболее востребованные препараты с минимальной наценкой. Конечно, это делается для удобства сельчан, чтобы не ездить далеко, к примеру, за парой упаковок анальгина. Пока их порядка 30, но сеть будет расширяться. В числе первых будет и Урумкайский сельский округ. Сигнал поступил, будем разбираться».

Аэлита ТАЕВА.
Бурабайский район.

На своем месте

Былое и думы земских докторов

Сложившийся стереотип о том, что вся молодежь стремится в большие города, не всегда справедлив. Доказательство тому — два молодых доктора из Буландынского района Александр Савченко и Жансая Тишмаганбетова, приехавшие после выпуска из Медицинского университета Астана в маленький Макинск набираться опыта.

Александр Савченко приехал в Буландынский район из Степногорска почти двадцать лет назад, вместе с родителями. Окончил здесь школу-гимназию, музыкальную школу, и когда повзрослел, понял, что интереснее всего было бы стать врачом. Саша — хотя и молодой, но очень серьезный и умный молодой человек, интеллектуал с широким кругозором. За плечами — бакалавриат и интернатура по специальности «Внутренние болезни». Однако жизнь на периферии его нисколько не тяготит. Врач-терапевт трудится в поликлинике Макинской районной больницы, живет пока с родителями и радуется возможности набраться опыта. Александр справедливо считает, что работа в районе приносит земскому доктору такой неоценимый опыт, какой не получить в клиниках крупных городов. Ведь в сельской местности люди со всеми проблемами идут сначала на участок, и альтернативы — платных больниц с узкими специалистами — у них нет. Так что именно в районе есть шанс стать прекрасным диагностом. Таких пациентов у Александра на участке — 2167 человек, в его обязанности, кроме приема в кабинете, входят и обслуживание вызовов на дому, и дежурства в отделении терапии ЦРБ.

В ближайшие годы Александр хотел бы заняться интервенционной кардиологией и стать реаниматологом, в планах у него — специализация. Доктор надеется, что руководство больницы направит его на учебу. А пока продолжает трудиться. Он считает, что, хотя зарплата и востребованность и сыграли для него определенную роль в выборе профессии, все-таки врач — это призвание.

Коллега Александра Жансая Тишмаганбетова — тоже выпускница Медицинского университета Астана. Родом она из Карагандинской области, и в вуз поступала тоже в Караганде. А потом вышла замуж за красивого парня — военного по имени Аскар, перевелась в Медицинский университет Астана. После выпуска два месяца работала в столице, а потом по семейным обстоятельствам — заболела свекровь — приехала вместе с мужем в Макинск. С осени прошлого года Жансая — врач общей практики: лечит и взрослых, и детей — всего 2100 человек.

Жансая согласна с Сашей в том, что в районе работать сложнее, но интереснее. По ее мнению, на периферии не всегда есть возможность для наиболее полного обследования пациентов — узких специалистов мало. Но это и доктора общей практики заставляет смотреть в корень, анализировать — иначе верный диагноз не поставить.

— Многие мои однокурсники, кто остался в Астане, даже не встречали пациентов со сложными диагнозами, например, острым коронарным синдромом, — рассказывает Жансая. — В столице много частных клиник, и жители зачастую обращаются сразу к узким специалистам. А здесь я на практике сталкиваюсь с непростыми случаями, вижу воочию все, чему учили нас в университете.

Сынишка Жансаи Мади ходит в садик, и свекровь чувствует себя уже намного лучше. Конечно, есть и проблемы — например, отсутствие собственного жилья, но молодая семья уезжать из Макинска не собирается. Так как райцентр имеет статус города, и подъемные по госпрограмме «С дипломом — в село» молодым докторам здесь не выдаются, Жансая не опускает руки: уверена, что на квартиру заработают сами. И работа у нее хотя и сложная, но очень интересная, и профессия — любимая, и семья надежная. А значит, любые трудности-по плечу.

Владислава КОКОРИНА.
Буландынский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Актуально

Прививать или не прививать? Не тот вопрос…

41 новорожденный малыш в Акмолинской области с января 2017 года не получил в роддоме вакцину БЦЖ от туберкулеза. В прошлом году без прививок остались 366 детей. Эти данные областного департамента по защите прав потребителей внушают опасение не только медикам, которые уже готовы бить тревогу, но и обычным гражданам. Ведь непривитые дети могут не только легко подхватить опасную болезнь, но и заразить ею других.

По совету интернета

— Я отказалась прививать своих детей! Я считаю, что качество вакцины никто не может гарантировать, а использованную упаковку от нее мне ни разу не отдали. Посмотрите, в интернете очень много роликов о вреде прививок. Какой смысл прививать грудничка, если в первые три года жизни он все равно находится дома? А сколько детей отравили поддельными препаратами! — говорит одна из таких «отказников», пациентка Кокшетауской городской поликлиники №1 Елена. У женщины двое детей, трех лет и семи месяцев от роду. И если старший ребенок получал прививки, рекомендованные в первый год жизни, то младший не привит даже БЦЖ в первые дни жизни. Елена уверена: риск заболеть чем-нибудь ужасным после прививок для ее детей гораздо выше, чем при их отсутствии. Так рассуждают и некоторые другие родители, «просвещенные» по поводу вреда прививок и их краткосрочного действия роликами в интернете.

Конечно, опасения за здоровье детей естественны для матери, да и от поддельных или некачественных препаратов никто не застрахован. Однако если все нормы законов и закупок соблюдены, то бояться родителям нечего. Осложнения от вакцины возникают один раз на миллион, а вот при заражении опасными инфекциями — туберкулезом, корью, краснухой, паратитом — непривитый ребенок рискует и вовсе погибнуть. Это гораздо страшнее эфемерной фобии некачественной вакцины…

Зачем вакцине ртуть?

—  На волне модного «антипрививочного» поветрия некоторые родители считают, что прививки — это вред, так как в них содержатся ртуть, фенол и прочее, — говорит заведующая детским отделением областного противотуберкулезного диспансера, врач-фтизиатр высшей категории Рысты Шолатаева. — Дело в том, что в вакцине БЦЖ действительно есть консерванты, но без этого живую вакцину не сделать. Доказательная медицина опровергает связь между наличием ртути в вакцине и развитием детских болезней, то есть то количество, так называемых, вредных веществ и то физико-химическое состояние, в котором они присутствуют в препарате, не может нанести вреда организму. Все доводы против прививок по причине наличия в них вредных веществ — не более, чем дезинформация.

По словам Рысты Шолатаевой, вакцина не защищает организм от заражения возбудителем туберкулеза, но защищает от перехода скрытой инфекции в явную болезнь, и практически на 100% — от тяжелых форм заболевания.

Такого же мнения придерживается и заведующая отделением профилактики и социально-психологической помощи городской поликлиники №1 Улпан Утегенова:

—  Когда я готовилась к одному из круглых столов, посвященных вакцинации, заглянула в интернет: хотела найти видеоролики для детей о том, что такое прививка. Оказалось, что такого видео в интернете нет, зато есть десятки роликов о том, как опасна вакцина. Заходя в «профили» авторов, я не встретила ни одного человека с медицинским образованием. То есть нужно понимать: нет никакого научного обоснования, никакой доказательной базы, подтверждающей, что вакцина опасна. А видео для интернет-страшилок записывают обычные люди, которые в силу неграмотности распространяют ложные сведения. Это немного похоже на недавно вошедшие в моду ролики о том, как горит сыр. Авторами видео этот факт преподносится как изобличающий производителей продукта, а на самом деле любой сыр горит, если его поджечь, потому что содержит большое количество жира…

Сами привиты, а как же дети?

— Сегодня многие родители, которые, к слову, сами в детстве получили вакцины от всех серьезных заболеваний, отказываются прививать своих детей, — говорит Улпан Утегенова. — Конечно, нынешнее поколение уже плохо помнит, что такое полиомиелит, оспа, корь, туберкулез — болезни, заражение которыми именно с помощью всеобщей вакцинации удалось сократить до единичных случаев. Приведу еще один пример: вакцина от бешенства. Если не сделать ее вовремя, и у человека появятся первые признаки болезни -гидрофобия, боязнь света и т.д., то спасти человека уже не удастся, это стопроцентный летальный исход. Останется лишь смотреть, как человек умирает. Поэтому спорить о том, полезна ли вакцинация, считаю неуместным.

В некоторых странах мира вакцинацию необходимо пройти каждому, без этого ребенок не попадет ни в детский сад, нив школу. Однако законы Республики Казахстан позволяют родителям отказаться от прививок. Нельзя сказать, что жизнь «отказников» совсем никак не изменяется. Непривитый ребенок может в любой момент заразиться опасной инфекцией, поэтому его родителям необходимо жестко соблюдать все гигиенические нормы, вести тотальный контроль за малышом и постоянно мыть все игрушки с мылом. Родители таких ребят сталкиваются и с чисто административными проблемами: посещение детского сада и бассейна для непривитых детей под вопросом, так как они могут заразиться от тех, кто получил недавно вакцину, а вместе с ней и слабую форму болезни. Кроме того, если в детсаде объявлен карантин, посещать его непривитым малышам нельзя: заболеют. Есть и чисто моральная сторона вопроса: родители привитых детей могут возмутиться наличием в группе «отказника», ведь он более подвергнут заражению, к примеру, туберкулезом, и может легко передать этот недуг здоровым одногруппникам.

«Вакцины работают!»

Под таким лозунгом с 24 по 30 апреля в Казахстане будет проходить Европейская неделя иммунизации. Медики считают, что это время как нельзя лучше подходит для того, чтобы объяснить наконец всем родителям малышей: вакцина — это не прихоть, а необходимость.

— По оценкам Всемирной организации здравоохранения, иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от двух до трех миллионов смертей, — рассказывает заместитель директора областного центра формирования здорового образа жизни Дана Жантемирова. — Впервые в СССР в 1980-х годах появилось несколько деятелей, отколовшихся от классической медицины, которые утверждали: вакцинация вредна для малышей. Первая волна отказов пришлась на начало 1990-х годов, а результатом ее стал скачок младенческой смертности от дифтерии. Даже во времена тотального развала и недофинансирования медицины в 1990-е государственная вакцинация не прекращалась ни на день. Во многом поэтому у нас сегодня наблюдается сравнительно низкий уровень смертности от той же дифтерии и туберкулеза у детей.

В 2014 году в нашей области годовалый ребенок, не привитый вакциной БЦЖ, умер от туберкулезного менингита. Благодаря вакцинации сегодня это заболевание встречается очень редко. Думается, что большинству родителей другие аргументы не требуются…

Екатерина ЛЬВОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также