Не «развести», а доказать

Послание Президента: Реформирование госслужбы

Молодая жительница Восточно-Казахстанской области разместила в соцсетях свои довольно откровенные фото в образе «бестии» (по ее собственному определению). Дама средних лет на одном из брифингов, показанных казахстанскими телеканалами, поразила зрителей экстравагантной прической, которая не очень сочеталась с мундиром подполковника.

Кажется, ну и что? Имеют право выглядеть так, как считают нужным, создавать образ, на который хватает вкуса и средств. Если бы не одно «но». Обе мгновенно «прославившиеся героини» состоят на государственной службе. И неважно, что первая на должности совсем невысокой, вторая уже сделала успешную карьеру в столичной миграционной службе… Требования Этического кодекса государственного служащего РК едины для избравших профессию, которая «…является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику».

Обоснование этого тезиса стало одной из центральных тем брифинга, проведенного на площадке РСК, директором департамента контроля в сфере государственной службы Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Куанышем Жапаковым.

— Мы стараемся заложить в сознание госслужащих стандарты определенных этических ограничений. Пришел на госслужбу, должен вести себя не так, как хочется, а как должно, как это предписывают нормы Этического кодекса, — говорил Куаныш Асылбекович.

Мониторинг СМИ, социальных сетей проводится не с целью «выявить и наказать», а с целью «выявить, помочь, исправить». Этому же должен служить по замыслу разработчиков мер совсем неординарных (возможно даже не совсем однозначных) — переход в оценке поступков государственных служащих от принципа презумпции невиновности к презумпции вины.

Куаныш Жапаков привел множество аргументов в качестве доказательства необходимости и целесообразности этого. Действительно, сегодня бывает достаточно сложно наказать госслужащего, на которого поступили жалобы от населения: «Грубил, хамил, проявил неуважение». А доказательством этому служат лишь слова заявителя. Сам же чиновник, естественно, все отрицает.

В стадии разработки находится пакет рекомендаций, в соответствии с которым бремя доказательства невиновности ляжет на самого обвиняемого. Не доказал обратного — значит виновен, будешь наказан.

Предполагается, что знающий об этом госслужащий, будет избегать общения с гражданами в укромных местах, без свидетелей и видеокамер. Признаюсь, что тут же возник образ постоянно оглядывающегося, боящегося подвоха чиновника.

Это при их загруженности, часто ненормированном рабочем дне. Как постоянные опасения скажутся на эффективности работы?

Но, с другой стороны, возможно, на данном этапе кардинального реформирования государственной службы такая «хирургическая» мера действительно необходима? Страшно, больно, как при любой медицинской операции, но процесс выздоровления идет быстрее и рецидивов не будет.

Тем более, что мы — получатели госуслуг становимся грамотнее и требовательнее. К хорошему, как известно, привыкаешь быстро. Очереди советского периода, остались в памяти и анекдотах. Сегодня даже небольшая задержка воспринимается совершенно по-иному, а чиновники от посетителей такое могут выслушать… И тут же люди звонят, благо телефоны доверия на видном месте в каждом помещении, пишут… Причем все чаще обращаются на официальные сайты госорганов, в том числе и Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

— Число обращений граждан в наши органы выросло на 30%, — говорил Куаныш Асылбекович. — Далеко не вся информация подтверждается, не всем и не всегда можно помочь. Мы действуем в рамках закона. Но в любом случае, рост числа обращений — хороший признак. Люди знают, доверяют, уверены в должной реакции.

Действительно, сегодня прежнее убеждение «Жалуйся, не жалуйся, что толку…» уходит из сознания казахстанцев. А ведь стереотипы очень устойчивы, они долго складываются, изживаются еще медленнее.

Изменения, происходящие в нашем сознании, — отражение огромной работы, проведенной в стране по реформированию государственной службы. Причем за очень короткий период времени.

Подтверждают это и результаты серьезных социологических исследований. Сегодня количество казахстанцев, которые совсем недавно были готовы принять личное участие в коррупционных поступках, воспринимали их чуть ли не как «норму жизни», сократилось в два раза.

А что и как будет завтра — зависит от очень многих факторов. Главный из которых — наша собственная позиция, уровень правовой культуры, умение не «дать, развести», а доказать, обосновать, требовать.

Ирина БАУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также