Хлебное дело Бондаренко

 Малый бизнес
2017 год для индивидуального предпринимателя Анатолия Бондаренко из села Гастелло начался перспективно — с технического переоснащения хлебопекарного производства.

Удвоившийся спрос заставил хозяина задуматься над срочным приобретением более производительной печи и другого оборудования, нового автофургона для оперативной доставки собственной продукции потребителю. Три года назад сказал бы ему кто об этом, не поверил бы: тогда у Анатолия одна мечта была — вклиниться в рынок Державинска, завоевать доверие привередливого покупателя, выдержать конкуренцию сразу с несколькими пекарнями. Но ему уже тогда предрекали…

Анатолий, Вас называют «депутатским крестником». Такое прозвище со злых языков слетело, или какое-то доброе провидение было?

— Слышал я про «крестника». На это не обижаюсь и даже горжусь — депутаты районного маслихата действительно «приложили руку» к моему бизнесу. Когда вот это здание сам построил, то хотел в нем открывать придорожное кафе или ресторан для праздничных мероприятий односельчан. А тут раймаслихат проводил в С.Гастелло выездное заседание постоянной комиссии — изучали, как у нас малый бизнес развивается. Ну и ко мне пришли узнать, что да как. На прощание Виталий Камышанский и Автандил Сиамашвили деловой совет дали: «Открой лучше пекарню — больше проку от затеи будет, и земляки спасибо скажут. Подумай, стоит ли тебе с городскими ресторанами соревноваться? А когда развернешься — найдешь, где праздник справить». Вот так они меня и благословили наудачу.

С первых дней работы пекарни Бондаренко воодушевленно замахнулся на объемы, значительно превышающие потребности своего села. И он поехал с излишками производства презентоваться в соседний Державинск, как сам говорит, «тропить свою тропу». Мало-помалу там оценили его буханки и батоны (по весу, вкусу, цене), позже из райакимата предложили съездить на выставку-распродажу в Кокшетау. Вернулся окрыленным. Наградили его тогда памятным призом и дипломом. «Только мне сейчас как-то даже стыдно от воспоминаний становится: из того, что возил на выставку, в моем ассортименте один хлеб формовой только и остался. Духовки наши едва-едва с новым объемом справляются. Раньше выпекали 500 булок в смену, сейчас за 1200 ушли», — сокрушается теперь предприниматель от ограниченных своих возможностей. И тут же делится практическими выводами, реализация которых позволит ему снова разнообразить выпечку, возобновить поставку сдобы: «Дочь Нина в Костанае живет, своим бизнесом занимается, но за нас переживает. Присмотрела промышленную печь на 96 булок в одну закладку. Будем брать!»

Мой собеседник не скрывает гордости, когда говорит «мы»: в его хлебном деле, кроме проверенных пекарей, еще заняты супруга Надежда, старший сын Евгений и младший Владислав. Поэтому от бондаренковского слова «будем» веет такой уверенностью, что беспрекословно соглашаешься: событие непременно состоится не позже завтра — производительную печь и привезут, и запустят. Купили же полтора месяца назад хлебовозку! О ней давно мечтали, часть выручки откладывали, чтобы обойтись без кредита. Не велик, правда, фургон — всего 630 булок можно загрузить, зато доставляют выпечку в магазины чаще, оттого она всегда свежая.

Своей маркой Бондаренко дорожит, и в рекламе, пожалуй, уже не нуждается. К 20 магазинам в районном центре, куда Анатолий ежедневно довозит свою продукцию, и сельским продуктовым точкам в Гастелло, Кенском, Тассуате, Пригородном недавно добавилось еще и Валиханово.

Так до этого села от вас больше 30 километров! Неужели…

— Я тоже думал, что валихановским коммерсантам проще в Державинске отовариваться. А они мне говорят: «Наши покупатели просят именно ваш хлеб». Куда деваться?! Пришлось по такому случаю уплотнять свой рабочий график. А Вы еще спрашиваете, где теперь наша сдоба.

Вообще, к производству хлеба само слово «бизнес» и его доходное толкование не совсем подходят. Это действо сравнимо с хлопотами неутомимой пчелиной семьи: в одиночку (без слаженного коллектива) не осилишь, «летать» надо каждому много и далеко, а «взяток» за раз совсем невелик, можно сказать — тиыночный. Нереальная, почти что виртуальная выгода: если ее в наличный расчет переводить, то согласно законодательству, сумму требуется округлять до целого тенге. Вот и остается этот кропотливый труд еще недостаточно оцененным.

Григорий СПОДЕНЕЦ.

Жаркаинский район.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также