РЕФОРМЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ТиПО: эксперименты и инновации, Школа на БиС

Республиканский совет
ТиПО: эксперименты и инновации

Обучить студента так, чтобы сразу после получения диплома он был конкурентоспособным, знающим специалистом — такую цель сегодня ставят перед собой руководители организаций технического и профессионального образования. Эксперименты в этой сфере в регионе идут не первый год, а недавно честь поделиться самыми успешными методиками выпала Кокшетаускому высшему колледжу. Вчера здесь состоялось заседание республиканского учебно-методического совета с участием представителей Министерства образования и науки РК, НАО «Холдинг «Кәсіпқор», облуправления образования, а также директоров колледжей из одиннадцати регионов страны.

Еще до начала совещания директор высшего колледжа г. Кокшетау Акнур Еслямова провела для гостей обзорную экскурсию. Показать, разумеется, было что: колледж входит в число десяти партнерских учебных заведений НАО «Холдинг «Кәсіпқор», адаптирует образовательные программы, разработанные компаниями из Великобритании и Австралии. В прошлом году здесь выпустили первых дипломированных специалистов по программе прикладного бакалавриата. Директора учебных заведений, приехавшие со всей страны, с удовольствием знакомились с опытом кокшетауцев, многие задавали вопросы, делали пометки в блокнотах…

Первую презентацию гостям продемонстрировала опытнейший педагог Елена Чмелевская, занимающаяся подготовкой младших инженеров-строителей автодорог и аэродромов. В процессе учебы студенты работают на самом современном программном обеспечении, проектируя будущие дороги в программах AutoCad, Sana, ТопоматикRobur и других. Ребята постоянно оттачивали практические навыки, участвовали и в строительстве трассы Астана — Щучинск, где использовались технологии и материалы нового поколения для повышения износостойкости дорожного полотна и обочин. Кстати, все выпускники Елены Николаевны, получившие дипломы летом прошлого года, устроились на работу.

Вообще, практика и рекомендации работодателей в колледже поставлены во главу угла. К примеру, в деревообрабатывающей и плотнично-столярной мастерской, как рассказал старший мастер производственного обучения Сергей Егоров, студенты делают прекрасную мебель. Обставили уже и общежитие колледжа, и учебные аудитории, могут работать и на заказ.

В кабинете интернет-технологий и web-программирования автор и разработчик экспериментальной образовательной программы «Вычислительная техника и программное обеспечение» Геннадий Мергунов рассказал об этапах работы над этим образовательным контентом. Кстати, цифровые технологии в колледже — повсюду. Практически любой стенд в коридорах учебного заведения снабжен «заполненной реальностью»: это значит, что если навести на картинку стенда камеру смартфона, можно посмотреть видео или получить дополнительную информацию. Восхищение гостей вызвал тот факт, что колледж подключен к республиканской межвузовской библиотеке, которая объединяет 58 учебных заведений страны и с лихвой восполняет недостаток любого учебного материала. Впечатлила и авторемонтная мастерская с современным оборудованием, множеством компьютерных симуляторов и даже реальной половинкой автомобиля, служащей тренажером для будущих водителей и автослесарей, кстати, ее здесь собрали своими силами.

— У себя в колледже мы тоже планируем открыть прикладной бакалавриат, и сейчас, конечно, я получила очень много полезной информации, — говорит директор Алматинского государственного колледжа сервиса и технологий Жаркын Жаниязова. — К сожалению, не хватает времени как следует все рассмотреть и изучить, но я думаю, что с Акмолинским высшим колледжем мы будем теперь сотрудничать.

По окончании увлекательной экскурсии состоялось и само заседание республиканского учебно-методического совета. Коллег из других регионов поприветствовала руководитель облуправления образования Балым Избасарова, отметившая, что в нашей области сегодня действуют 39 учреждений ТиПО, в которых обучаются около 21 тысячи студентов и трудятся более двух тысяч преподавателей.

Заместитель директора департамента модернизации технического и профессионального образования Министерства образования и науки РК Ернат Жунусов отметил, что выездное заседание РУМС проходит по инициативе Акмолинского облуправления образования и должно помочь плодотворному сотрудничеству в обсуждении намеченных вопросов.

Руководитель управления департамента технического и профессионального образования министерства Каламкас Алгазинова предложила коллегам для рассмотрения проект нового Государственного общеобразовательного стандарта образования. Нужно отметить, что присутствующие на совещании не отмалчивались, а приняли живое участие в обсуждении, предлагая варианты формулировок и устанавливаемых стандартом норм. Коллеги обсудили макет типового учебного плана и типовых учебных программ по модульной технологии, перечень учебной литературы для учебных заведений системы ТиПО, а руководители высшего колледжа г.Кокшетау Акнур Еслямова и политехнического колледжа г. Астаны Галия Куликова поделились опытом внедрения экспериментов по подготовке кадров и дуальному обучению.

— Многие моменты нас очень заинтересовали, хотя у нашего учебного заведения и специфический профиль работы, — сказал, делясь впечатлениями о заседании, начальник Кадетского корпуса МО РК им. Ш. Уалиханова г.Щучинска, полковник Руслан Кабдулинов. — У нас тоже есть профильная подготовка, однако хотелось бы поднять статус наших выпускников. К тому же, методика обучения,основанная на преобладании практики, дает хорошие навыки, которые пригодились бы и военным. Конечно, в подготовке специалистов для армии и для гражданской жизни есть небольшая разница, но, по большому счету, у нас общая цель: мы воспитываем патриотов своей страны. А они нужны везде…

Владислава КОКОРИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Школа на БиС

Как повысить качество знаний учеников школ области? Этот вопрос сегодня волнует и родителей, и педагогов, и, конечно, представителей управленческого сектора: ведь умные дети — это не просто хорошие показатели сейчас, но и грамотные специалисты в будущем. Решение этой задачи, а также другие актуальные вопросы развития образования обсуждались в Кокшетау на расширенном совещании облуправления с директорами школ.

Что такое биоинформатика и синергетика?

«Мы перестраиваем школу независимо от языка обучения для того, чтобы в ней было приятно и интересно учиться детям и преподавать учителям. Приятно и интересно — это важные признаки качества», — гласит сайт http://knigabis.kz, подробно рассказывающий о новой технологии в образовании под названием «Биоинформатика и синергетика» (БиС). На совещании работников образования этот уникальный проект презентовал его автор — профессор, к.п.н. Федор Вассерман, лично объяснивший суть своей системы директорам акмолинских школ.

Тот факт, что сегодняшние школы уже не могут работать, что называется, «по старой схеме», думается, очевиден каждому. Сколько бы ни кричали ретрограды о том, что «советская система образования — лучшая в мире», сегодня ее возрождение не только невозможно, но и нежелательно. Ведь скорость распространения и объемы информации нынче так велики, что неспешная советская школа за ними просто не успеет. По мнению профессора Вассермана, чтобы отвечать на современные вызовы, школам и руководители нужны современные — эффективные, мобильные, нацеленные на успех.

Если говорить конкретнее, по технологии Вассермана учитель не готовит для уроков планы, написание которых отнимает уйму времени, а пользуется специальными тренажерами. Благодаря отлаженной схеме занятия, урок проходит динамично, в освоении материала задействован каждый ученик. Причем на занятии не остается «спящих» или занятых своими делами детей: все задействованы в мыслительном процессе, а после окончания урока каждый получает оценку. Кроме того, технология БиС в воспитательной работе предполагает участие самих школьников во всех процессах, происходящих в альма-матер: от дисциплины и успеваемости до организации праздников. Профессор уверен: такая вовлеченность делает учебный процесс интересным для самих школьников, учит их ответственности и самостоятельности.

Технология в действии

Кто-то может возразить: мол, непонятная эта система, да и зачем что-то выдумывать, переучиваться — лучше уж так, по старинке. В качестве аргумента приведем цитату с сайта одного из СМИ Актобе, где технология БиС в пилотном режиме введена уже в нескольких школах: «Поразила, в первую очередь, сосредоточенная, напряженная работа всех учеников на уроке. Никаких лишних разговоров, записочек, самолетиков… Дети были заняты решением задач, уравнений и ничем, кроме этого. Они свободно передвигались по кабинету, отвечали то хором, то индивидуально, умело оперируя математическими терминами. Учитель, не отвлекаясь ни на секунду, поддерживал рабочий ритм, давал задания, изредка корректируя работу школьников». В той же статье корреспондент отмечает, что «все шаги учителя и учеников расписаны посекундно, все продумано до тонкости: форма работы, система оценки, бонусы, дающие детям преимущества, взаимоподдержка учеников…»

Однако на лицах учителей, внимательно прослушавших выступление профессора, тень сомнения все-таки мелькала. Улетучилась она только после выступления Айгуль Нугертаевой, директора Кок-шетауской СШ №11, где система БиС уже работает и дает неплохие результаты:

— Наша школа не прошла аттестацию качества знаний, и оказалась в «красной» зоне — то есть, в числе учебных заведений, показавших качество знаний учеников менее 50%.

Задумавшись о том, как эту ситуацию изменить, мы и обратились к технологии БиС. Стало ясно: нужно полностью менять систему управления школой. Для начала обучили педагогов в Астане, провели разъяснительную работу с родителями. Затем проработали темы и разделы, с которыми не справились дети, и пригласили учеников на дополнительные занятия. Сейчас каникулы, но наша школа полна детей, и что самое интересное — занимаются они с большим удовольствием. Есть понимание и среди родителей — они видят положительные изменения.

Как рассказала Айгуль Нугертаева, после четырех месяцев занятий по новой системе повторный срез знаний показал улучшение качества в среднем на 10%. Теперь школа планирует сделать следующий шаг и заняться еще и воспитательной работой по технологии БиС.

Руководитель облуправления образования Балым Избасарова, резюмируя выступление, предложила всем руководителям школ области, приглашенным на совещание, ознакомиться с принципами БиС в интернете и обсудить внедрение системы с педагогами. Она подчеркнула: качество знаний и успехи детей на ЕНТ практически полностью зависят от эффективной работы руководителей всех уровней, а применение предложенной технологии дает реальную возможность улучшить качество образования в регионе.

Цифровая образовательная инфраструктура

Обсуждались на совещании и другие вопросы, в частности, модернизация организаций образования области. По словам директора регионального центра новых технологий в образовании Багдата Кадырова, сегодня в школах активно создается цифровая образовательная инфраструктура. На текущий год для этих целей выделено 759 млн тенге, которые будут потрачены на оснащение школ области комплектами мультимедийного оборудования, а также на подключение их к инновационной полиязычной образовательной платформе «Білім land», обеспечение доступа школ к широкополосному интернету и установку в организациях образования сетей wifi.

Как отметил Багдат Кадыров, еще одно важное направление, которое необходимо развивать в школах, — STEM-образование, в частности, робототехнику, которая способствует техническому мышлению и инженерному подходу учеников. Директорам учебных заведений было рекомендовано привлекать спонсоров — бывших учеников школ, предпринимателей, руководителей ТОО, для того, чтобы элементы робототехники появились в каждой школе области.

Кроме того…

На совещании, кроме прочего, обсуждались и вопросы профилактики коррупции в сфере образования. Как уточнила Балым Избасарова, в 2014 году было открыто пять уголовных дел, связанных с фактами коррупции в образовании, в 2015 — четыре, а в 2016 году — три. Однако хотелось бы, подчеркнула руководитель облуправления, чтобы подобных фактов в педагогических коллективах, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения, не было вообще.

Заместитель руководителя департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Дархан Хайруллин говорил о необходимости устранения причин и условий для совершения коррупционных правонарушений, а представитель Национального бюро по противодействию коррупции Адильхан Тержанов подчеркнул важность своевременных сообщений о вымогательстве взяток, отметив, что такие случаи недопустимы, а виновные в них будут наказаны.

О том, как ведется внутренний контроль за оказанием государственных услуг, рассказала на встрече руководитель отдела госуслуг аппарата акима области Данагуль Жумабек, руководитель юридического отдела облуправления образования Арман Жусупов выступил с публичным обсуждением отчета в сфере оказания госуслуг за 2016 год. Кроме того, педагоги обсудили развитие трехъязычного образования, новый формат итоговой аттестации и ЕНТ, а также подготовку школ Зерендинского района к процедуре государственной аттестации.

Екатерина ЛЬВОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также