Проекты ГЧП: проще и быстрее

Как работать с типовой конкурсной документацией проекта государственно-частного партнерства, какие новые механизмы могут быть задействованы при их реализации в отдельных отраслях и сферах экономики, возможности применения упрощенных процедур, какие проекты подлежат экспертизе.

Об этом и многом другом узнали представители бизнеса, а также местных исполнительных органов Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областей входе кустового семинара, организованного Министерством национальной экономики РК и АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».

Заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр государственно-частного   партнерства» Галымбек Мамраев напомнил, что Закон «О государственно-частном партнерстве» (ГЧП) был подписан Главой государства в октябре 2015 г. После его обновления в конце 2016 года механизм государственно-частного партнерства применяется практически во всех отраслях и в более сжатые сроки. Важность ГЧП Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». В документе в частности говорится, что «для привлечения частного капитала нужно использовать все возможные виды и формы ГЧП: доверительное управление госимуществом, сервисные контракты и другие. При этом следует максимально упростить и ускорить все процедуры согласования, особенно в отношении небольших проектов. ГЧП должно стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной».

По словам директора департамента бюджетных инвестиций и развития ГЧП МНЭ РК Нурыма Аязбаева, цель кустовых семинаров, которые пройдут в шести городах Казахстана, является ознакомление с типовой документацией по проектам ГЧП, сбор вопросов и предложений из регионов. Собранная информация и последующий ее анализ помогут определиться, где именно требуются изменения на уровне законодательных актов. Некоторые нововведения уже внедрены, подготовлены предложения, в частности, по унификации типовых договоров с исключением в ряде случаев их экспертизы, прочие.

Об изменениях в подзаконных актах, регулирующих механизм ГЧП, планах по дальнейшей активизации законодательств в области ГЧП, рассказал заместитель руководителя бэк-офиса АО «Казахстанский центр ГЧП» Евгений Аманбаев.

— В прошлом году были упрощены процедуры планирования и подготовки конкурсов по ГЧП, — отметил спикер. — Мы взяли курс на сокращение сроков экспертиз и согласований в 2-3 раза по проектам, не относящимся к категории уникальных или технически сложных. Второе нововведение, которое регионы должны внедрять, — создание межотраслевой проектной группы для рассмотрения проектов ГЧП, в которую войдут все ключевые подразделения акиматов. Пока это «опция», но, скорее всего, требование станет обязательным. Только так возможно исключить проблему межведомственной декоординации, что нередко наблюдается в регионах.

Кроме того, к обсуждению нововведений подключены НПП «Атамекен», банки второго уровня. Вывод таков: проекты ГЧП должны быть интегрированы с программами поддержки предпринимательства. В каждой области существуют региональные координационные советы, рассматривающие проекты бизнесменов. Возможно, межотраслевые группы смогут базироваться на основе РКС.

По словам Евгения Аманбаева, изменения должны «упростить жизнь» разработчикам документов. Первоначально предполагалось, что концепция проекта ГЧП подписывается акимом области, но практика показала, что это в большей степени в компетенции руководителей отраслевых управлений, инициировавших проект. Еще одно новшество — если проект не предполагает мер господдержки, то его экспертизу могут проводить финансовые учреждения, те же банки, например.

Следующий блок, по которому поступило много предложений, — планирование выплат. Закон РК «О ГЧП» предусматривает ряд выплат из бюджета (компенсация инвестиционных и операционных затрат, вознаграждение за управление и т.д.). Встал вопрос, как их рассчитывать? Практика подтвердила, что нужна методика. Она разработана и внедрена в правила планирования и реализации проектов ГЧП, но специалисты Казцентра ГЧП готовы дальше ее совершенствовать.

О доработке типовой документации.

В типовые договоры и конкурсную документацию по предложению банков включены отдельные пункты, оговаривающие зачисление средств частному партнеру, их списание в пользу финансовых учреждений. Еще одно нововведение по типовым договорам касается отдельных их разделов, которые допускается оставлять незаполненными, если они не соответствуют институциональной схеме проекта.

Следующее направление, которое Казцентр ГЧП считает перспективным, -это спуск проектов ниже по вертикали. Если вначале экспертиза, согласование происходили на уровне республики, позже эти полномочия были переданы в местные исполнительные органы на уровне акиматов областей и городов республиканского значения. Следующий шаг- районный уровень, куда пока переданы только бюджетные программы, позволяющие исполнять государственные обязательства по проектам ГЧП. А дальше, после накопления опыта в областях, районы будут задействованы полностью, начиная от процесса планирования.

В этом году планируется внедрение нового инструмента так называемого программного ГЧП, сконфигурированного под те или иные отрасли. Продиктовано оно из следующих соображений: как бы правила ни совершенствовались, под каждый проект их не подгонишь. В большей степени это касается проектов ГЧП в сфере здравоохранения, образования.

Алексей ЧАЙКА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также