«…Я вопреки карабкаюсь ввысь»

Акцент
В Акмолинской области, по данным управления образования, проживают около 5800 детей с ограниченными возможностями, в том числе с инвалидностью — свыше 2,5 тысячи.

Председатель ОО «Ассоциация поддержки детей-инвалидов Акмолинской области» Амангельды Кайрбеков в интервью «АП», а несколькими днями ранее — в ходе отчетной встречи главы региона с населением — обозначил наиболее острые вопросы, решение которых могло бы значительно облегчить жизнь ребятишкам с серьезными недугами.

Инклюзив: немного цифр

«Не планируется ли в Кокшетау строительство школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохраненным интеллектом, как, к примеру, в Караганде?», — поинтересовался в ходе отчетной встречи председатель НПО.

Приведем немного цифр из сферы инклюзивного образования, озвученных акимом области Сергеем Кулагиным. Итак, сегодня в пяти специальных коррекционных школах-интернатах в Кокшетау, Атбасаре, Степногорске, в комбинированном детском доме с. Урюпинка учатся 284 ребенка-инвалида. Из них 195 — с интеллектуальными нарушениями и 89 — слуха и речи. Коррекционную поддержку ребятам с нарушением слуха и отсутствием речи оказывает областная школа-интернат в Кокшетау (охват 104 ребенка, из них 89 — инвалиды). Здесь им в том числе прививают навыки социально-бытового ориентирования и общения. На дому учатся 340 детей-инвалидов, в общеобразовательных школах — 677, в основном с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, заболеваниями центральной нервной системы.

«Статистика показывает, что родители отдают детей-инвалидов в обычные школы, где создаются условия для обучения с учетом диагноза ребенка, — говорит главный специалист управления образования Асем Бикеева. — Это и подбор кадров, и обеспечение персонально учебниками, компьютером и образовательной программой. При наполняемости классов-комплектов учитывается потребность детей-инвалидов: на одного такого ученика выделяются три учебных места.

Кстати, из 340 ребятишек, которые учатся на дому, компьютеры выдали 161-му; при этом есть ряд болезней, при которых он не рекомендован.

В текущем учебном году условия для инклюзивного образования созданы в 227 акмолинских школах, это 40% (в прошлом, кстати, -173, 30%). В них введены ставки логопедов (70) и дефектологов (32). В 32 школах работают классы коррекционно-развивающего обучения, где сегодня учатся 633 ребенка. В этом и следующем году планируется открывать по два кабинета психолого-педагогической коррекции — в Жак-сынском, Астраханском, Коргалжынском и Егиндыкольском районах, обеспечить их автотранспортом для сельских ребят».

А теперь личное мнение

«Сегодня об инклюзиве много говорится, но я выскажу свое, личное мнение, которое никому ни в коем случае не навязываю, — подчеркнул Амангельды Самиханович. — Но выскажусь как человек с инвалидностью с детства, занимающийся проблемами «особенных» ребятишек вот уже четырнадцатый год. Я окончил школу-интернат в Караганде и считаю, мне повезло, что довелось получить базовые знания именно по такой форме.

Десять человек в классе, когда каждый день идет «мозговой штурм» — я говорю сейчас исключительно о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но у кого сохранен интеллект. Это не обычный класс, где учатся тридцать учеников, и каждого могут спросить всего раз в неделю. Я не говорю о создании «тепличных», «инкубаторских» условий. Но нужно учитывать, что в условиях обычной школы ребенок с инвалидностью не усваивает материал в нужной мере и отстает от других учеников. Серьезная проблема со здоровьем не может не влиять на его психологическое и эмоциональное состояние. Поэтому он всегда будет «медленнее» остальных. Это реальность, и не нужно строить иллюзий. Не стоит сбрасывать со счетов и отношение сверстников: менталитет в одночасье не поменять. До школы-интерната я учился в обычной школе, и одноклассники стояли за меня горой, оберегали и опекали. Но это скорее редкое, я бы даже сказал, редчайшее исключение.

С другой стороны, после уроков ребенок получает необходимое лечение и реабилитацию — физиопроцедуры, массаж, ЛФК, парафино- и грязелечение. С ним работают логопеды, дефектологи, психологи и социальные педагоги. При этом родители, которые вынуждены были сидеть дома, получают возможность выйти на работу, улучшить социальное положение семьи.

Во многих регионах такие школы-интернаты есть, в нашем — нет. Понимаю, что такие вопросы не решаются вот так запросто, нужны республиканские трансферты. Но я все равно их поднимаю. Капля, как говорится, камень точит».

Об «особенных» группах в детсадах

Еще одна большая проблема, касающаяся деток с особыми потребностями — места в детсадах. Есть ли возможность при открытии новых дошкольных учреждений предусматривать места и для них? Сергей Кулагин, верный принципу быть внимательным к сиротам, пожилым, инвалидам и трудно живущим семьям, обещал рассмотреть предложение детально и решить в пользу серьезно больных малышей. Акимам городов Кокшетау и Степногорска поручено внести конкретные предложения по открытию и работе таких групп в детсадах.

«Очень правильный вопрос, — отметил аким.- Сегодня 29 дошкольных организаций посещают 90 детей-инвалидов, еще 138 получают поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции.

В 2017 году в г.Кокшетау выделено 4 млн тенге из городского бюджета на разработку проектно-сметной документации на строительство детского сада для детей с нарушением речи на 280 мест».

и музыкальной школе

В ходе отчетной встречи Амангельды Каирбеков задал также вопрос о том, планируется ли когда-либо построить в Кокшетау музыкальную академию. Среди детей-инвалидов немало музыкально одаренных.

Ответ Сергея Кулагина: «Учитывая, что академия относится к организации высшего образования, вопрос создания музыкальной академии является прерогативой Министерства образования и науки РК.

Вместе с тем ранее нами рассматривался вопрос о создании специализированного вуза музыкального профиля — «Арка өнер Академиясы». Для этого нами было направлено письмо в МОН РК по вопросу включения данного инвестиционного проекта в перечень бюджетных, финансируемых из республиканского бюджета. Однако деньги на строительство академии не были выделены».

Нужен свой «Балбулак»

«Есть проблема с выделением квот для лечения в республиканских реабилитационных центрах, которые находятся в Астане и Алматы («Балбулак»), — делится переживаниями в интервью собеседник. -Количество мест, понятное дело, ограничено. Между тем есть заболевания, курс лечения по которым нужно проводить с определенным интервалом, иначе теряется лечебный эффект. Это сложно соблюсти, когда своей очереди ребенку приходится ждать месяцами.

Областная больница восстановительного лечения детей с поражением ЦНС «Болашак» пользуется высоким авторитетом и доверием пациентов, попасть сюда стремятся родители детишек и из других регионов Казахстана. Но мощность больницы не соответствует реальным потребностям. Было бы здорово, если бы у нас в регионе со временем построили реабилитационный центр для детей-инвалидов, пусть небольшой мощности. К примеру, в Щучинско-Бурабайской курортной зоне, где лучший лекарь — сама природа.

Вопрос — наболевший, поднимался не единожды при предыдущих акимах. Но, к сожалению, до строительства дело так и не дошло».

Асель АУТАЛИПОВА.

Фото из архива «АП».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также