Канал «Евразия» — выход страны в мировой океан

Послание Президента: приоритет первый

Послание Президента — главный и важнейший политический документ года. В нем — свод глубокого анализа итогов пройденного пути, решения проблем и, конечно же, предстоящие задачи. Послание — это, своего рода, размышления Главы государства о будущем, своеобразный перспективный план страны. В этом документе закладывается основа будущего Казахстана, приемлемого для всех его граждан.

Через 10-20 и тем более 30 лет страна, все казахстанское общество будет другим: в экономическом, социальном, мировоззренческом и нравственном смыслах.

В нынешнем своем Послании Нурсултан Назарбаев писал: «Только те народы, которым удается определить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями». По-прежнему Глава государства убежден: продвижение Казахстана в число 30 передовых стран — есть важнейший магистральный путь и приоритетная задача. В качестве основных направлений он назвал несколько приоритетов: это ускоренная технологическая модернизация экономики, продолжение индустриализации на основе конкурентоспособных производств, сохранение стратегической роли горнометаллургического и газового комплексов, вывод в качестве нового драйвера экономики аграрного сектора.

Особое внимание и упор Президент сделал на развитии Евразийской логистической инфраструктуры. Конкретно в этом Послании сказано: в связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору необходимо приступить к реализации второй фазы строительства порта Курык.

Эту задачу следует рассматривать как реальное воплощение Президентской идеи, высказанной им на 70 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о присоединении к проекту «Большой Евразии», который способен объединить в комплексную программу XXI века Евразийский экономический союз, Экономический пояс «Шелкового пути» и Европейский союз. В рамках этой инициативы казахстанского лидера ученые Казахстана и, в частности Национальной академии естественных наук, исследователи и специалисты России и Китая приступили к изучению различных вариантов и сценариев мультимодального Евразийского транзита через территорию нашей страны. Первые результаты уже есть. Евразийский транзит через Казахстан и Россию планируется сухопутным. А чтобы наш, казахстанский транзитный коридор был конкурентоспособным, экономически выгодным и эффективным, необходимо увеличить долю более дешевого воднотранспортного транзита. А он возможен при условии, если будет построен глубоководный канал «Евразия», который соединит Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном. В этой экономической логистике — смысл геополитического обоснования необходимости строительства водного канала «Евразия».

Ученые нашей Академии (КазНАЕН) в тесном контакте с коллегами из Российской Академии предметно занимаются научным обоснованием реализации этого проекта.

В мае текущего года на очередном Астанинском международном форуме от имени Казахстанской Национальной академии естественных наук прозвучит доклад, в котором будут отражены результаты нашей работы и выводы по практической рекомендации в пользу строительства этого водного объекта. В этом мы видим конкретное участие ученых и специалистов в реализации Послания Главы государства.

В настоящее время все документы, в том числе и технико-экономические расчеты, внесены на рассмотрение в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.

Геополитические предпосылки предполагают и развитие практического сотрудничества в торгово-экономической сфере. Канал «Евразия» призван стать важнейшим компонентом и инструментом завершенного проекта выхода Казахстана в мировой океан.

Протяженность мультимодального экономического коридора через канал «Евразия» составит более 7 тысяч километров, в том числе казахстанский участок 2200 км, российский — 1800 км и китайский отрезок — 3300 км.

На сегодняшний день учеными и специалистами КазНАЕН получены научные результаты по формированию анализа физико-географических условий территории предполагаемой линии канала. Обоснованы социально-экономические требования Евразийского воднотранспортного транзита, экономическая целесообразность этого транзита для соседних стран Центральной Азии, а также геополитическая значимость Евразийского транспортного коридора.

Главное — уже сейчас при нынешних объемах грузоперевозок и транспортировки товаров только из КНР по территории Казахстана выгодность этого проекта вполне очевидна. А в перспективе, после ввода канала «Евразия», объем китайского грузопотока через нашу территорию и далее по Каспию и каналу возрастет многократно. По расчетам ученых Казахстана и Китая этот объем составит 20-25 млн тонн в 2030 году, а в 2050 — уже 34-45 млн тонн.

Конечно, этот мегапроект имеет, прежде всего, экономические, торговые и финансовые цели. Но без всяких сомнений неменьшая его значимость будет определяться и гуманитарно-дипломатическим измерением. Этот проект будет развиваться и как артерия дружбы и сотрудничества народов. Канал может стать одушевленным инструментом объединения и транспортной территорией толерантности. Это так важно сейчас, когда градус напряженности достиг своего предела. Наша страна в очередной раз подает пример доброй воли. И, разумеется, неслучайно местом встречи по сирийской проблеме была выбрана наша Астана, ставшая символом мира. Водный канал «Евразия», уверен, будет артерией надежности.

Анатолий БАШМАКОВ,
академик КазНАЕН,
профессор Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также