ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ: Молодежь к перезагрузке готова, Об изменениях прошлых и будущих. В чем их положительный тренд

Молодежь к перезагрузке готова

Вместе с другими казахстанцами атбасарская молодежь, среди которой 1217 членов МК «Жас Отан» при партии «Нұр Отан», ознакомившись с Обращением Президента страны к нации по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти и проектом закона «О внесений изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», принимают активное участие в их обсуждении.

Как пример, прошедшая в райфилиале партии «Нұр Отан» встреча с активом рабочей и студенческой молодежи нашего региона. Оговоримся, конкретных предложений или поправок в проект закона участники не внесли, но продемонстрировали осведомленность, заинтересованность и одобрение в целом предлагаемой Главой государства политической реформой, нацеленной на повышение эффективности системы управления страной.

«Программа реформ — это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный: в сторону демократического развития», — сказал, обращаясь к нации, Нурсултан Абишевич Назарбаев. И мы гордимся своей страной и ее Лидером, хорошо понимаем, что будущее республики ляжет на наши плечи, в том числе и осуществление всенародно обсуждаемых сегодня конституционных реформ, предложенных в проекте. Добровольная передача Главой государства около сорока своих полномочий Парламенту и Правительству впечатляет и вселяет уверенность, что это позволит Казахстану, остающемуся президентской республикой, уверенно противостоять современным вызовам и в намеченный срок войти в 30 самых развитых стран мира. Ведь за 25 лет независимости нашей страны все дальновидные инициативы и стратегические планы нашего Елбасы претворялись в жизнь дружным многонациональным народом Казахстана.

Мы с одобрением встречаем предложение об увеличении полномочий Парламента и Правительства и, как следствие, повышение ответственности за принимаемые ими решения. В предлагаемых поправках партия, победившая на парламентских выборах, будет решающим образом влиять на формирование Правительства, а оно будет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом (ранее перед Президентом РК). В проекте закона также упрощен порядок выражения недоверия членам Правительства со стороны Парламента, усиливается его роль в отношении местной власти. Это вполне логично и демократично: депутаты от победившей на выборах партии получают больше возможностей для осуществления наказов избирателей, защиты их интересов. Четко выверены, глубоко продуманы и все другие пункты обсуждаемого проекта закона. В целом же, предложенное Президентом страны перераспределение полномочий между ветвями государственной власти — реальная Перезагрузка политической системы Казахстана, которую наша молодежь одобряет и готова принимать посильное участие в ее разъяснении и осуществлении. При райфилиале партии «Нұр Отан» в конце января создана и работает информационно-пропагандистская группа по разъяснению проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» и Послания Президента народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». В ее составе и несколько атбасарских жасотановцев, среди которых специалист молодежного ресурсного центра Азат Маратов, студент агротехнического колледжа Эвальд Герог. Сегодня в районе проходят встречи в трудовых коллективах и с населением.

Мадина НУРТАЗИНА,
руководитель Атбасарского Райотделения МК «Жас Отан» при партии «Hyp Отан».

Об изменениях прошлых и будущих. В чем их положительный тренд

25 января Президент Казахстана обратился к народу с призывом принять активное участие в обсуждении поправок и дополнений в Конституцию страны. Думается, что избранный им формат обращения удачно сконцентрировал внимание на значимости выдвигаемых политических инициатив.

Предлагаемые конституционные реформы по замыслу разработчиков окажут большое влияние на все звенья политической системы страны, поскольку затрагивают основные принципы взаимодействия между ветвями власти.

За время, прошедшее с момента принятия действующей казахстанской Конституции, изменения и дополнения в нее вносились три раза: 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года и 2 февраля 2011 года.

В 1998 году изменения и дополнения были произведены в 19 статьях Основного Закона. Они коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Парламента. Предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего был снят. Кроме того, поправки 1998 года предусмотрели выборы 10 депутатов Мажилиса на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Существенные поправки были внесены в 2007 году. Их суть — переход к пропорциональной избирательной системе, укрепление статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-Министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении Главы Правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис Парламента согласно определенной квоте.

В феврале 2011 года конституционные изменения коснулись основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.

Сегодня можно говорить о том, что все вносимые поправки отвечали потребностям развития государства.

В случае принятия поправок к Основному Закону страны, вынесенных сейчас на всенародное обсуждение, Правительство станет коллегиальным органом, подотчетным Президенту и Парламенту. Согласно действующей редакции Кабинет министров в своей деятельности ответствен перед Главой государства и только в некоторых случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Парламентом. Именно эту оговорку — «в некоторых случаях» — предлагается убрать. Структуру Правительства, согласно предлагаемым изменениям, будет определять Президент. Кандидатов на министерские посты будет представлять Премьер-Министр, но предварительно проконсультировавшись с Мажилисом. Исключения составят только два министра — иностранных дел и обороны.

Если депутаты Мажилиса выразят недоверие члену Правительства большинством голосов — это 2/3 состава — возможно будет внести предложение Главе государства об освобождении министра от занимаемой должности. В действующей редакции Конституции Парламент обладает таким правом, однако Президент может предоставить так называемый «льготный» срок министру для реабилитации.

Может измениться и процесс сложения полномочий Правительства. Сейчас оно происходит перед вновь избранным Президентом. Предлагается, что впредь Кабмин будет слагать свои обязанности перед вновь избранным Мажилисом.

В случае перемен Президент откажется в пользу Правительства от порядка 40 полномочий. При этом у Главы государства сохранится право законодательной инициативы. А чтобы деятельность госорганов не была бесконтрольна, предлагается наделить Президента важным правом — обращаться в Конституционный совет в тех случаях, когда, по его мнению, необходимо осуществить защиту конституционных прав, свобод человека и гражданина. Гарантом Конституции остается Президент. И это главное.

При этом надо отметить, что Казахстан остается президентской республикой, где Президент продолжает выступать в роли верховного арбитра между ветвями власти. Но сам Глава государства четко сказал, что впредь Президент сконцентрирует внимание на стратегических вопросах, на вопросах внешней политики и национальной безопасности.

В любом случае, мы постепенно отходим от старой модели системы властных отношений и начинаем адаптироваться к новым условиям. И в этом смысле предстоящие изменения, безусловно, — положительный тренд.

Роза БУКТУГУТОВА,
доктор исторических наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также