Чем и кому может помочь карта регионального развития

Бизнес-навигатор

В 2015 году ННП РК «Атамекен» взялась за разработку Региональной карты развития предпринимательства, представляющей из себя информационный ресурс для бизнеса, инвесторов и государства. С весны прошлого года карта визуализирована на сайте www.businessnavigator.kz, включающем в себя информацию об экономической специализации регионов, факторах развития предпринимательства, мерах государственной поддержки. Кроме того, на сайте в свободном доступе единый реестр субъектов предпринимательства Казахстана, содержащий актуальную информацию о том или ином предприятии, контактные данные и т.д. А главное его предназначение — поиск инвесторов для проектов, нуждающихся в финансовой поддержке.

— Карта регионального развития полезна как начинающим предпринимателям, так и тем, кто расширяет свой бизнес или ищет новые направления для развития, рассказывает заместитель директора Региональной палаты предпринимателей Фатима Герфанова. — На этом интернет-ресурсе соредоточена информация о регионе, необходимая для старта (концентрация населения, минерально-сырьевая база, земельные и водные ресурсы, инфраструктура и т.д.), наличие действующих предприятий и прочее.

Базовые сферы для нашего региона — сельское хозяйство, промышленность и туризм. В Карту регионального развития включены проекты акмолинских предпринимателей, нуждающихся в инвестировании. Потенциальный инвестор, в том числе и зарубежный, воспользовавшись бизнес-навигатором, делает для себя выводы, выгодно ли ему будет вкладывать деньги в то или иное дело в определенном регионе Казахстана.

При создании КРР НПП опиралась на опыт других стран или это собственная разработка?

— Подобные интернет-ресурсы запущены во многих странах СНГ. Например, в России есть карта развития каждого отдельно взятого территориального субъекта. Безусловно, опыт соседей был досконально изучен, учтены плюсы и минусы. Подобные карты имеются в странах Западной Европы. Карта регионального развития помогает встретиться инвестору и предпринимателю, ведь найти друг друга, самое сложное.

Расскажите подробнее об этих инвестпроектах, по какому принципу они отобраны, сколько их всего?

—  В течение 2015 года проводилось анкетирование предпринимателей, руководителей госучреждений. В итоге в Карту регионального развития по Акмолинской области включены 15 проектов. Принцип отбора прост — это именно те бизнес-проекты, инициаторы которых по тем или иным причинам не имеют доступа к инструментам финансирования,  скажем,  нет залогового имущества, чтобы получить кредит в банке второго уровня. Кроме этого существуют определенные критерии. Первоначально они звучали так: сумма инвестиций от 5 млн тенге, от самого инициатора требовалось участие минимум 20% от общей стоимости проекта. Позже планку подняли до 100 млн тенге, ведь иностранные инвесторы не пойдут ради 5 млн тенге, это для них мелко. Впрочем, разброс сумм по проектам большой: есть на 2 млрд, а другие 15 млн тенге, как, например, проект по созданию козьей фермы в Зерендинском районе.

—  Можете назвать «поименно» несколько бизнес-проектов?

—  ТОО «Kazyna Invest Company» (строительство зверофермы по выращиванию норки), ТОО «Травертин» (тепличный комплекс), ТОО «Ерейментауский мясокомбинат» (производство мясных продуктов), ТОО «Элит жер» (строительство овощехранилища) и другие.

—  Хорошо, КРР наполнена инвестпроектами, что дальше?

—  Да, на первоначальном этапе основная задача РПП состояла в том, чтобы сформировать пул наиболее интересных проектов, требующих инвестиций со стороны. В этом году РПП максимальные усилия направит на поиск финансирования через филиалы БВУ, дочерние организации «КазАгро», АО СПК «Есиль» и инвестиционные фонды. Параллельно с этим предприниматели имеют возможность участвовать в различных выставках и инвестиционных форумах, в том числе за рубежом. Первая группа предпринимателей выезжала в КНР в поисках рынков сбыта своей продукции.

Отвечая на вопрос «что дальше?», подчеркну, что КРР не статична, вместе с поиском инвесторов, она по мере предпринимательской инициативы в регионе будет пополняться новыми проектами.

А как оценивается предпринимательская инициативность в регионе?

— В целом, по уровню предпринимательской активности Акмолинская область в середине, как говорят, — «золотой». Простой пример. Раз в два месяца НПП «Атамекен» проводит мероприятия с участием зарубежных инвесторов. Найти желающих их посетить бывает сложно, неохотно наши бизнесмены повышают свои знания. Я в прошлом году съездила в Израиль по программе обучения, направленной на развитие женского предпринимательства. Так вот, со всего Казахстана были только два человека, а ведь рассылку делали всем…

Правда, южные регионы куда активнее, там предприниматели фонтанируют идеями, рассматривают любые предложения инвесторов в любых сферах.

—   В текущем году намечены проекты-претенденты для включения в Карту?

— В каждом районе есть наши филиалы, работа которых, кроме защиты бизнеса, ориентирована на поиск новых интересных проектов. Так что перечень проектов, нуждающихся в инвестировании, непременно пополнится.

Алексей ЧАЙКА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также