Малик Габдуллин. Этапы становления национального героя

Перелистывая страницы  истории
Более 20 лет сотрудники музея Героя Советского Союза, ученого, академика, писателя, общественного деятеля Малика Габдуллина, собирая, исследуя, пропагандируя богатое духовное наследие, воспоминания современников, проводят большую работу по формированию в сознании молодого поколения его образа, как великой личности, достойной подражания.

Основное место в творчестве М.Габдуллина занимают вопросы воспитания молодежи в русле патриотизма, они актуальны и сегодня, как в зеркале отражая идею нового казахстанского патриотизма, представленную в Стратегии Главы государства Нурсултана Назарбаева «Қазақстан-2050». В ней говорится, чтобы стать сильным государством, нужно сформировать гражданина, который будет достойно представлять нашу страну. Цели проводимых музеем мероприятий, методы работы его сотрудников целиком направлены на осуществление этих задач.

Многие из них уже стали традиционными. Одной из значимых дат в жизни Малика Габдуллина является 30 января 1943 года.

30 января в КГУ им. Ш. Уалиханова состоится научная конференция «Батырлар жырының эпикалық құрылымы мен тәрбиелік маңызы» с приглашением ученых республики.

Небольшой экскурс в биографию Героя.

Родился он 15 ноября 1915 года. Семья многодетная: семь братьев и три сестры, но они все умерли в роковые страшные 30-е годы джута. Отец Малика Габдулла Елемесов свободно владел арабской графикой, латиницей и по тем временам считался грамотным человеком. Мать Алия Елемескеліні умерла в 1932 году.

Аул, в котором прошло детство героя, располагался в живописной местности у подножия сопки Желтау, что находится в Зерендинском районе. Кругом простирались сочные пастбища зеленых лугов, изрезанных многочисленными родниками. Около самого аула — озеро Желтау, удивительной прозрачности и окаймленное золотистыми густыми камышами. Это одно из восьмидесяти озер, которыми славится этот край чудесной многообразной по краскам природы.

Акыны, вдохновленные поэтической красотою кокшетауского пейзажа, складывали волнующие песни, с которыми очень рано познакомился впечатлительный и любознательный мальчик.

Места, в которых протекали его детство и юность, издавна славились знаменитыми историческими деятелями. Из тогда Кокчетавской, а ныне Акмолинской области вышли и заняли видное место в истории казахского народа: хан Абылай, его внук Кенесары Касымов, выдающийся и талантливый руководитель национально-освободительного движения первой половины XIX века, его верный соратник Наурызбай, славный батыр Балуан-Шолак, любимый народом за свободолюбие, гордую непокорность и так талантливо описанный советским писателем Сабитом Мукановым, акыны Биржан сал и Акан серэ.

Недалеко от Кокшетау в Айыртауском районе в селе Сырымбет родился и жил первый казахский просветитель Шокан Уалиханов. О всех этих и многих других национальных героях прошлого в ауле, в семье Малика постоянно рассказывались предания, легенды, пелись песни. В сознании подростка создавался обобщенный образ народного батыра, смелого, мужественного, сильного, совершающего легендарные подвиги во имя свободы и независимости народа. Возникало, а с годами у молодежи оформлялось и крепло повелительное стремление быть таким же, как знакомые по народным рассказам любимые батыры, совершать подвиги.

Малик рос не безвольным мечтателем, а живым и энергичным джигитом. Вскоре жизнь выдвинула для юноши первое серьезное испытание. В 1929 году Малик окончил аульную школу. Страстно хотелось учиться дальше, но для поездки в город Кокчетав не было необходимых средств, да и отец не хотел отпускать единственного сына. Что делать? И вот юноша, следуя примеру любимых батыров, не боявшихся трудностей и испытаний, решает покинуть родной дом. С молчаливого согласия бабушки Мадиан, он с немалым трудом добирается до Кокшетау, где, в то время, как говорили, готовили для поступления в педагогический техникум.

Близкий родственник, старый учитель Нурмухамед Кошимов принял теплое участие в судьбе юноши, убежавшего из глухого аула, чтобы учиться. Кошимов устроил Малика в казахскую деткоммуну, где он окончил в марте 1931 года семилетку.

Школьные годы Малика совпали с тем знаменательным в послереволюционной истории казахского народа моментом, когда на основе всестороннего укрепления советской власти в Казахстане начался и с каждым годом стремительно расширялся процесс социально-экономического и культурного возрождения народа.

Казахская молодежь жадно стремилась вырваться из аульной замкнутости на широкий простор большой содержательной жизни. Малик и был типичным представителем молодого поколения, олицетворившим в чертах своего характера всепреодолевающее стремление к культуре и знаниям, умение сочетать учебу с общественной деятельностью.

В школе Малик выделялся как особо одаренный и способный ученик. Он отлично выполнял все задания учителей, много читал, любил книгу.

Жил Малик в казахской детской коммуне. Здоровый и жизнерадостный коллектив развивал в нем чувство коллективизма, крепкой товарищеской спайки и сознание, что коллектив — это большая сила. Как в эти ученические годы так и в последующий период своей жизни Малик органически был связан с массой людей. Он рос и воспитывался не в отрыве, а под сильным и плодотворным воздействием школьного и пионерского, институтского и армейского, комсомольского и партийного, наконец, фронтового коллективов.

«Героизм того или иного человека, — писал Малик Габдуллин, вспоминая свой жизненный путь от пионера до Героя Советского Союза, — является результатом воспитания. Поэтому я отдаю должное тем, кто меня воспитал».

Скромные учителя Кокчетава и руководители детской казахской коммуны по праву могут гордиться своей долей труда, вложенной в воспитание национального героя.

Малик в школьные годы вел большую общественную работу. Активный общественник и способный ученик становится сначала вожатым пионерского отряда.

В 13 лет Малик получил комсомольский билет, и для многих своих сверстников стал примером сознательной дисциплины, неуемной общественной активности и главное, высокой успеваемости по всем предметам школьной программы. Он любил заниматься спортом, увлекался конькобежными играми, развивающими ловкость и силу, которые так пригодились позднее на фронте.

Война застала Малика Габдуллина в институте, когда он был аспирантом. Естественно, он подал заявление с просьбой отправить его на фронт добровольцем.

Боевой путь Малика Габдуллина от политрука до гвардии майора и Героя Советского Союза неразрывно связан с историей 316-й стрелковой дивизии, под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, формировавшейся в Алма-Ате и вскоре в ожесточенных боях под Москвой, завоевавшей высокую правительственную награду — орден «Красного знамени» и звание 8-й Гвардейской.

Энергичный, смелый и волевой, способный организатор, он вскоре обращает на себя внимание командования. Малик был назначен политруком роты, а затем и комиссаром батальона, которым командовал прославленный капитан Гундилович. Именно из этого батальона Панфиловской дивизии вышли такие всемирно известные герои, как двадцать восемь гвардейцев, сражавшихся у разъезда Дубосеково, под Москвой.

Казахстанцы буквально с ходу вступили в бой на дальних подступах к Москве, чтобы «врагов измолоть, истолочь, откинуть их скопища прочь». Уже в письме от 22 октября 1941 года Сабиту Муканову Малик сообщает о своем боевом крещении: «Четыре раза был в бою. Были схватки, продолжавшиеся четыре дня и четыре ночи», но они не надломили сильную натуру казахского батыра.

В исторической битве за Москву блестяще раскрылся характер, талант воина-казаха. В этой битве Малик прошел серьезную и суровую школу борьбы с коварным и сильным врагом. О первых днях его практического обучения трудному искусству   воевать правдиво и обстоятельно повествует Б. Полевой в очерке «Рождение эпоса», опубликованного в газете «Правда».

Первый бой Малика был очень напряженный и продолжался почти без перерыва весь день. Рота фашистов упрямо старалась перейти речку.

Вчерашний ученый привык все анализировать. «Духовная сила сильнее физической. Скажем, на тебя идет танк. Если ты не будешь бояться, будешь действовать смело, то победа за тобой. Это доказали 28 героев-панфиловцев и другие. Физическая и духовная сила взаимодействуют посредством сознания, долга и любви к народу, ради интересов которого идешь и вступаешь в бой. Следовательно, надо воспитывать у людей сознательную любовь к Отчизне, каждый должен отчетливо понять, за что он борется… Сознательность, любовь к Родине и народу рождают у человека ненависть к врагу. Вообще героизм и смелость — не дар природы, а результат сознательного воспитания», — говорил М. Габдуллин.

В битве за Москву Малик окончательно сформировался, как талантливый воин. Из каждого нового сражения с фашистами он выходил все более обогащенным боевым опытом, закалялся характер, повышалось воинское мастерство. Всегда спокойный и рассудительный, привыкший к строгому анализу и всестороннему учету обстановки, Малик стремительно рос вместе с закаляющейся в боях Панфиловской дивизией.

Как и все он учился жить и действовать по суровым, но неопровержимо необходимым законам войны. В этом и заключалась сила батыра, в этом и таился секрет его боевых успехов, что он быстро и гибко сумел понять, а главное практически воплотить в характере своего поведения, психологической настроенности, реакций на новые явления фронтовой жизни повелительные требования и веления войны. Вооруженная защита Отечества потребовала от советского человека железной дисциплины, внутренней собранности и организованности, целеустремленности, полной перестройки личной и общественной жизни на военный лад.

«Человек в бою, — писал Малик именно об этом, — действует и живет по законам войны. Его основное внимание приковано к решению задачи боя. На поле боя решается: жить или умереть. Да, надо жить! Чтобы жить, надо победить врага, драться с ним. Если ты не действуешь по законам войны, то ты уже побежден. Хочется жить, творить, работать, мечтать, а чтобы осуществить этот идеал, потрудитесь действовать по законам, по требованиям войны».

Для Малика это являлось главной установкой, он своими подвигами и приумножал славные гвардейские традиции и жил сам.

В наступательных боях против немецко-фашистских войск под Москвой Малик проявил еще одно качество воина — колоссальную выдержку. Только воля к победе, воля, побеждающая страх смерти и преодолевающая все препятствия на пути, позволила ему выйти победителем.

Воля патриота преодолевала непреодолимое, невозможное делало возможным.

Но Малик остался жив, вышел из единоборства с танками и гитлеровцами совершенно невредимым и вскоре явился в штаб родного полка. Что же произошло на поле сражения?

Малик с тринадцатью автоматчиками получил задание: устроить засаду на участке, где ожидались контратаки немцев. Утром разведчик сообщил, что в направлении к организованной засаде наступают немцы, численностью до роты при поддержке пяти танков. С танками непосредственно Малику еще не доводилось встречаться, но он решил вступить в бой, хотя силы врага во много раз превосходили маленькую группу, скрытую в засаде. Враги не ожидали сопротивления на этом участке, глубоко вклинившегося в расположение их войск. Танки остановились и гитлеровцы двинулись вперед. Малик отдал приказ стрелять только по команде. Фашисты приблизились и надо было проявить железную выдержку, могучее самообладание, чтобы не нажать спусковой крючок.

Малик не стрелял. Но когда враги приблизились почти вплотную, он открыл смертоносный огонь. Фашисты повернули обратно, но подгоняемые пулеметом своих заградителей снова бросились в атаку. Четыре автоматчика у Малика выбыли из строя, но остальные, ободряемые примером командира и его приказом «держаться!», дрались и отбили атаку. После минометного обстрела против засады двинулись танки.

«Отступать? Бежать? — описывает Б. Полевой единоборство героя с танками: — Нет, от танка не убежишь, бежать — умереть. Сражаться — отбить танки! Все это мгновенно пронеслось в мозгу Малика. Волоча за собой сумку с гранатами и бутылками с зажигательной смесью, он полез вперед. Танк, гудя и стреляя, пронесся рядом. Не думая об опасности, разогнувшись, как стальная пружина, Малик метнулся вверх и граната с привязанной бутылкой угодила прямо в радиатор машины. Взрыв отбросил Малика в сторону и это спасло его от гусениц второй машины, которая шла прямо на него. Он сейчас же открыл глаза, но бросать гранату уже поздно. Тогда Малик подкинул ее под гусеницы, отпрянул в сторону и прильнул к земле. Взрыв был так силен, что танк почти перевернулся на бок и остановился, охваченный пламенем».

Остальные три танка отступили. Группа Малика оказалась под сильным обстрелом еще и минометной батареи. Отходить назад — значит погибнуть. И сметливый командир повел бойцов прямо на немецкую батарею, и в итоге ее уничтожают. Дальше через лес храбрецы благополучно вернулись в полк.

Воля к жизни и победе помогла ему практически «воскреснуть из мертвых». Они уничтожили в бою 2 немецких танка и 150 немцев.

Бои за Москву кончились разгромом фашистских захватчиков. Слава Панфиловской дивизии разнеслась по всей стране. По скромности, умалчивая о личных боевых действиях, Малик спешит поделиться радостью, рассказывая о подвигах родной дивизии, высоко награжденной Правительством: «Мы оправдали доверие народа и правительства… После ожесточенных боев, продолжавшихся несколько месяцев, отдыхаем. На линии Москва — Волоколамск нанесли врагу огромный урон и опрокинули его. Враг бежит».

Себя воин сливает с коллективом, не отделяет от него, гордясь тем, что вместе с другими бойцами и командирами исполнил патриотический долг и оправдал доверие Родины.

В наградном листе на присвоение Малику Габдуллину звания Героя Советского Союза отмечалось:

«Село Бородино, с боем отбитое у немцев, являлось важным стратегическим пунктом, из которого ряд дорог соединял немцев со Старой Руссой. На наше подразделение, расположенное у села, немцы бросили полк «мертвая голова». Для срыва наступления гитлеровцев рота автоматчиков во главе с товарищем Габдуллиным была послана для удара с правого фланга по наступающему противнику. В течение боя, занявшего около 7 часов, тов. Габдуллин пять раз ходил в атаку… В ходе боя противник, потеряв сотни солдат убитыми и ранеными, отступил. Село Бородино осталось за нами».

За личную отвагу, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года Малику Габдуллину было присвоено высокое звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Оригинал Указа хранится в фондах музея и является одним из уникальнейших экспонатов.

В своих выступлениях во время пребывания в Казахстане в августе 1943 года Малик Габдуллин неоднократно подчеркивал, обращаясь к учителям и учащимся, что на героических традициях предков необходимо воспитывать молодое поколение ребят, чтобы они росли мужественными и волевыми патриотами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте Малик Габдуллин был награжден орденами «Красной Звезды», «Красного Знамени», «Отечественной войны» 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За взятие Вены» и другими.

В письме поэту Кайнекею Жармагамбетову от 10 сентября 1944 года Малик Габдуллин писал: «Я лично, скажу тебе, не мечтал о свершении каких-то особенных подвигов, о звании Героя. Все помыслы мои сводились к тому, чтобы честно выполнить свой долг перед Родиной. Как я выполняю свой долг — об этом скажет народ. И тому, кто честно его исполнит — почет и уважение».

Благодарный народ свято чтит память о своем воине — Герое, академике, ученом и писателе. Радостный День Победы Малик Габдуллин встретил в Австрии, будучи на службе в Главном Политуправлении.

Известный писатель Дмитрий Снегин писал: «Стать Героем Советского Союза — это подвиг. Быть и оставаться им всегда и во всем — не меньший подвиг. Малик Габдуллин был таким».

Имя Малика Габдуллина навечно вписано в летопись Великой Отечественной войны. Будущий академик, уходя на фронт, не знал, какой славный путь ему предстоит. Просто хотел честно исполнить свой долг перед Родиной и народом.

30 января, в день присвоения высокого звания Героя, в музее проводится торжественная церемония принятия присяги «Батырлық салты — ұрпақ сабақтастығы» новыми членами военно-патриотического клуба имени Малика Габдуллина «Жас улан», который действует с момента открытия музея.

В выставочном зале музея состоится презентация портрета Иткара батыра, сына предка М. Габдуллина Канай бия.

Во второй половине дня с целью продвижения идеи «Мәңгілік Ел», а также пропаганды преемственности поколений, патриотизма, применения педагогических концепций и методик работ М. Габдуллина, посвятившего всю сознательную жизнь воспитанию молодежи, состоится научная конференция «Батырлар жырының эпикалық құрылымы мен тәрбиелік маңызы» с приглашением ученых республики.

Серикжан ЖУЗЖАНОВА, главный хранитель отдела фондов музея М.Габдуллина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также