СемьЯ: Хотим поделиться радостью, Где поставить запятую?, Любовь и в службе помогает, Зависимости не ходят поодиночке

Гость редакции
Хотим поделиться радостью

Куляй Крыкбаева из села Урюпинка Аккольского района пришла в редакцию нашей газеты специально, чтобы с ее страниц выразить благодарность Президенту нашей страны, акимам области и города, всем людям, причастным к великому и благому событию в их жизни. В преддверии знаменательной даты — 25-летия Независимости РК — в новом доме, построенном в микрорайоне «Сарыарка» г. Кокшетау, получили квартиры две ее названные дочери.

Дело в том, что Куляй Зайкеновна — патронатная мама, взявшая более десяти пет назад на воспитание двух девочек из Урюпинского детского дома. Сегодня обе ее дочери — Альбина и Айгерим — студентки столичного гуманитарно-педагогического колледжа. По окончании обеих в Кокшетау ждет работа, а важнее всего, — комфортное, благоустроенное жилье. Со дня вручения ключей от однокомнатной и двухкомнатной квартир девчонкам прошло уже более одного месяца, но радостные эмоции, помноженные на безмерную благодарность, в их душах еще бушуют. Куляй Зайкеновна делится: «Я бесконечно признательна руководству нашей области, лично Сергею Витальевичу Кулагину за такую нашу радость. Мои дочери — Альбина Чимкентова и Айгерим Сапарова — получили каждая собственное благоустроенное жилье в областном центре. Квартиры теплые, просторные, заходи, живи и радуйся. Все это время мы с девочками живем в состоянии эйфории, и радостные чувства от такого события еще не улеглись, не утряслись». Такие же эмоции, конечно же, переживают и молодые соседи девушек- Мадина Мардушева и Бахыт Калиев — они также получили по трехкомнатной квартире, по категории «дети-сироты». Ребята, узнав, что Куляй Зайкеновна собирается зайти в редакцию областной газеты, просили передать и их слова благодарности всем, кто причастен, приложил руку к тому, что, выйдя из детского дома, они обрели собственную крышу над головой.

-Я призываю всех своих земляков, имеющих желание и возможности, брать на патронатное воспитание детей из детских домов. Мои девочки выросли, вылетели из гнезда, стали студентками, одна из них уже вышла замуж. Будь я моложе, взяла бы еще парочку ребятишек из детского дома, но возраст дает о себе знать, да и внуками пора заниматься, у меня же еще двое своих старших детей есть, — продолжает моя собеседница-оптимистка, судя по всему, добрый, жизнерадостный человек. При этом наша героиня убеждена: активизироваться должны сельские жители, где все на виду, не скроешь от соседей, появись, не дай бог, признаки бытового насилия над детьми, другие негативные моменты.

О своем решении взять детей на воспитание Куляй Зайкеновна ни разу не пожалела. Они, говорит, вошли в наш дом, как в свой собственный, дали нам с супругом почувствовать себя молодыми, нужными, активными, скрасили своим присутствием образовавшуюся пустоту после того, как собственные дети выросли, уехали учиться.

Но прежде Куляй Зайкеновна ждала долгих два года. В МОН РК разрабатывалось и внедрялось Положение о патро-натном воспитании детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. И ежедневно, проходя мимо детского дома, расположенного в их селе, мысленно приближала эту минуту. Она всегда была убеждена, что все дети должны жить в семье, ведь большой крепкий дом — символ надежности и защищенности, того, что так нужно людям, особенно маленьким, делающим первые шаги в этой жизни. Семья, считает женщина,-совершенно необходимое условие, тот «институт», в котором растет и формируется человек, развиваются заложенные в нем задатки и способности. На «своих» и «чужих» детей в этой простой семье никогда не делили. «Они вошли в мой дом уже моими доченьками, — делится Куляй Зайкеновна. -Девочки стали моими помощницами во всем. Было ли трудно? Особенных проблем не было. Я сама, пожалуй, больше переживала: понравится ли им у нас, привыкнут ли, не обижаю ли своей строгостью? Помню, когда старшая первый раз отправилась на день рождения к однокласснику, а чуть позже впервые пошла на дискотеку в сельский клуб, то я ходила вокруг этого клуба, сильно переживая. Мои девочки ни разу и ни в чем меня не подвели, не заставили краснеть. Конечно, я воспитывала и разговаривала с ними и просто, и строго без «сюсюкания». Точно знаю, что обе мои младшие дочери выросли хорошими людьми, добрыми и трудолюбивыми. Да и супруг со старшими детьми нас во всем поддерживали».

Семью, ее незыблемые основы здесь хранят, как зеницу ока, чтя традиции, которым научилисьу своих родителей. А хороший пример, как известно, заразителен, обязательно будет иметь продолжение. В семье Крыкбаевых из села Урюпинка хорошо знают, что дети, словно нити, из которых соткана материя радости. У них большая дружная семья. И все они счастливы.

Раушан УТЕУЛИНА.
Фото из семейного архива семьи Крыкбаевых.

Давайте обсудим

Где поставить запятую?

Обратиться к теме абортов меня побудили несколько моментов: нередкая информация о девочках-подростках, детей родивших, но совершенно неготовых к высокой и ответственной миссии материнства, криминальные новости, в которых речь идет о выброшенных, оставленных намеренно, забытых в разгар веселья детях и периодически звучащие призывы отдельных общественных деятелей, активистов НПО запретить искусственное прерывание беременности на законодательном уровне.

Тема абортов продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в мире, начиная с XX века, когда они были легализованы. До этого (в некоторых странах и сегодня) были вне закона. Все религиозные конфессии запрещали и запрещают верующим прибегать к этой процедуре.

Применение современных методов контрацепции снижает частоту абортов, но полностью проблему не снимает даже в странах, где противозачаточные средства доступны по цене всем слоям населения, а их применению детей обучают буквально с раннего школьного возраста.

По официальным статистическим данным, в нашей стране ситуация следующая. Каждая третья казахстанка хотя бы раз прерывала беременность на ранней стадии. Ежегодно этой процедуре подвергают себя свыше 100 тысяч женщин, примерно 2000 из них — несовершеннолетние.

Радует, что в последние годы обозначилась устойчивая тенденция к снижению этих печальных и тревожных данных. Одно из подтверждений этому — ситуация в нашей области. По данным, предоставленным областным управлением здравоохранения, за предыдущий год количество абортов снизилось почти на 1000: с 4354 в 2015 году до 3383 . Причем не за счет снижения количества беременностей, а за счет увеличения родов: в 2015-м родились 11626 детей, в 2016-м — 12500.

Что касается беременностей ранних, то к таковым сейчас относятся те, что произошли с девушками, не достигшими 16-летнего возраста. В прошлом году в возрасте до 18 лет забеременела 131 юная жительница нашей области, 26 из них — до 16 лет. К аборту прибегла всего одна. Остальные беременность сохранили, стали мамами. Какими — покажет время.

— Но это — данные официальные, — подчеркивает заместитель руководителя областного управления здравоохранения по защите материнства и детства Бибигуль Иманкулова. — Проблема абортов, тем более ранних, очень щепетильна, во многом носит латентный характер.

Сама Бибигуль Сериковна стала свидетелем того, что в одну из кокшетауских частных клиник мама — жительница соседней Северо-Казахстанской области — привела четырнадцатилетнюю дочь. Обследование на аппарате УЗИ показало девятинедельную беременность. Прерывать ее были намерены тоже в частной клинике подальше от населенного пункта, где проживают.

— Это их выбор, их право, — говорит гинеколог с многолетним стажем Иманкулова. — Утешает одно, что собираются прерывать беременность в клинике, а не пытаются решить проблему самостоятельно. Знаю не по наслышке: заходят в аптеку наши женщины, свободно, без рецепта врача покупают специальные препараты, провоцирующие выкидыши (как правило, китайского производства), принимают, начинается кровотечение. В итоге все это заканчивается на гинекологическом кресле.

Бибигуль Сериковна, как и все доктора, сталкивающиеся с этой проблемой, категорически против свободной продажи таких препаратов: «Обращаемся, пишем, аргументируем, но пока запрета не добились». А ведь ни один аборт-хирургический, медикаментозный — бесследным и безвредным не бывает. Тем более, если он относится к категории ранних. Аборт и бесплодие — понятия сопряженные.

Сегодня в Казахстане каждая пятая супружеская пара считается бесплодной. Возможности ЭКО проблему решают частично. Только в нашей области в очереди на процедуру, стоимость которой превышает миллион тенге, стоят более 500 человек. Количество выделенных квот в текущем году- 37.

И при этом. «Запрещать аборты нельзя», — говорит Бибигуль Иманкулова, выражая мнение практикующих гинекологов, ежедневно сталкивающихся с этой проблемой и ее последствиями.

Давайте подумаем над аргументами сторонников запрета абортов и их противников.

Сторонники запрета убеждены в том, что аборт — это абсолютное зло, убийство, а не операция. Надо исходить не только из прав женщин, но и прав нерожденного ребенка. Аборт — не личное дело родителей, а проблема социальная: сказывается на демографической ситуации, деньги налогоплательщиков тратятся и на саму процедуру, и на лечение ее последствий, в том числе и бесплодия. Запрет дисциплинирует.

Противники запрета приводят множество аргументов в качестве доказательств того, что он заведомо неэффективен: есть множество частных клиник, будут делать «подпольно», сегодня и в соседнюю страну с этой целью поехать вполне возможно.

Очень распространены тезисы о том, что «запрет нарушает права женщины» и «запрет порождает другие проблемы: смертность женщин от абортов, сделанных вне стен медицинских учреждений, увеличение количества сирот…».

Время меняется, медицина, фармакология развиваются, уровень грамотности, образованности населения растет, но аргументы на протяжении многих десятилетий остаются неизменными. Потому что неизменной остается сама проблема нежелательной беременности и стремления от нее избавиться.

К этим аргументам каждый добавляет множество своих, личных. Помните распространенное крылатое выражение: «Казнить нельзя помиловать»? Так и в случаях «Запретить нельзя разрешить», «Прервать беременность нельзя родить» запятую ставит каждый самостоятельно.

И все-таки. Что делать четырнадцатилетней девочке, узнавшей о том, что беременна? Давайте обсудим.

Нина МИТЧИНОВА.

Рядом с нами

Любовь и в службе помогает

Как неоднократно подчеркивает Лидер Нации Нурсултан Назарбаев, государство начинается с семьи. Ее благополучие — мерило развития и прогресса страны. С семьи берет начало жизнь человека, и в ней происходит его формирование как гражданина. Для сотрудников полиции Сыздыковых семья — опора и надежный тыл.

Недаром говорят, что с полицейским службу несут и его близкие, вместе переживая тяготы внезапных подъемов, длительных командировок и ночных дежурств. Заместитель командира батальона дорожно-патрульной службы УВД города Кокшетау, майор полиции Мейрам Сыздыков служит в органах 20 лет. Специфика работы требует выдержки и терпения. Погони за нарушителями, частые дежурства, задержки на работе — постоянные спутники службы Мейрама Нурушевича. А дома ждут дети и все понимающая жена, которая, кстати, тоже является сотрудником полиции. Дана Ербатыровна решила пойти в органы внутренних дел уже после окончания университета и получения на руки диплома экономиста. Сейчас она трудится техником связи управления технической службы ДВД в звании старшего сержанта полиции.

Стаж семейной жизни Сыздыковых немаленький — 18 лет. Познакомились, когда Дана еще была школьницей, а Мейрам, как хороший друг ее старшего брата, имел хотя редкую, но возможность для встреч с ней. Мейрам сразу покорил сердце Даны. Это стало началом их общения, а позже и совместной супружеской жизни. Родились дети. Сейчас в доме Сыздыковых их трое — Мирас, Ильяс и Адия. Конечно, когда Мейрам уходил на дежурства или уезжал в командировку, было нелегко. Дана, как сейчас, помнит постоянную тревогу за супруга и бессонные ночи, но Мейрам Нурушевич всегда пытался оберегать ее от лишних волнений — держал в курсе своих дел, особенно если задерживался по работе. Сейчас старший сын учится в 10-м классе и является гордостью своих родителей. Мирас любит петь и участвует в праздничных концертах, которые проводятся в ДВД. Ильяс учится в пятом классе, а младшая дочь Адия ходит в садик. На областных соревнованиях среди семейных команд госучреждений, управлений, департаментов и ведомств семья Сыздыковых заняла первое место. Была отмечена почетной грамотой и награждена ценным призом. Вот такие полицейские семьи несут службу в органах внутренних дел.

Гульсум КАБИЛЬЖАПАРОВА, пресс-служба ДВД.

Реальность и виртуальность

Зависимости не ходят поодиночке

«Всем привет! Всем пока!» — текст этой предсмертной записки 12-летней девочки из Санкт-Петербурга привел доктор медицинских наук, ректор Международного института социальной психотерапии (г. Санкт-Петербург) Александр Катков.

В Кокшетау профессор с мировым именем приехал по приглашению ОФ «Развитие и поддержка психологической культуры», с которым плодотворно сотрудничает несколько лет, провел несколько обучающих тренингов и выступил на семинаре-совещании «Научно-профилактические основы профилактики вовлечения молодежи в психологическую деструктивную зависимость».

Трагический уход из жизни ребенка, выбросившегося с 12-го этажа, вряд ли можно назвать добровольным и осознанным. Девочка из семьи вполне благополучной настолько много времени проводила в мире виртуальном, что стала переносить его законы и правила в жизнь вполне реальную. Если в «виртуале» что-то не нравится, огорчает, то можно удалить обидевшего тебя «френда», «оживить» героя, погибшего в увлекательной игре и «просто перезагрузить компьютер».

Исчезновение в сознании грани между жизнью реальной и виртуальной — один из признаков того, что человек попал в деструктивную психологическую зависимость. Сегодня именно эта разновидность распространяется по всему миру в прогрессии геометрической, подобно тому, как несколько десятилетий назад росла зависимость химическая. Проблема наркомании, алкоголизма актуальна и сегодня, но темпы их распространения существенно снизились.

Профессор Катков считает, что среди разновидностей психологической зависимости — азартные игры, участие в этнорелигиозных организациях экстремистского типа, рискованное поведение — именно компьютерная зависимость лидирует по степени пагубного воздействия, глубине вызываемого психического расстройства. Более того, часто именно компьютерная зависимость становится базой, основой для появления иных видов зависимости.

— Зависимости не ходят поодиночке, одна зависимость порождает другую, — говорил Александр Катков. — Есть масса примеров тому, что экстремистские, террористические организации используют подростков буквально «в темную» в качестве распространителей информации.

Методы противодействия этой деструктивной психологической зависимости, безусловно, во многом определяются историческими, культурными традициями стран и регионов. Европейцы категорически не приемлют опыт Юго-Восточной Азии. В некоторых странах этого региона попавших в зависимость подростков на полтора-два месяца отправляют на отдаленный, малонаселенный остров. Воспоминания об изнуряющем физическом труде, скудной пище, жесткой палочной дисциплине, а главное -реальная угроза попасть туда еще раз, работают достаточно эффективно в течение долгого времени.

Очень важно вовремя не пропустить возникновение зависимости, которая может приобрести клинический характер. Методам ее ранней диагностики на семинаре было уделено особое внимание. Когда отлучение от компьютера вызывает у подростка все классические симптомы абстинентного синдрома (называемого у наркоманов «ломкой») — агрессивное поведение, депрессивное состояние.., то нужно незамедлительно обращаться к специалистам.

А лучше это делать при появлении первых тревожных признаков: ребенок за компьютером ест, у него же засыпает, он утратил интерес к одежде, семье, друзьям…

Через несколько недель казахстанцы смогут получить скорую электронную психологическую помощь на сайте, созданном специалистами центра инновационной психологии и консалтинга. Достаточно зайти на сайт, сформулировать волнующую вас проблему и вы получите видеоконсультацию квалифицированных специалистов.

Ирина БАУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также