Как зимуешь, ферма?

Малый бизнес: на собственном опыте

Спрос уже превышает предложение

Лошади крестьянина Талгата Жунусова в селе Пригородное к стойлу не приучены. Глава хозяйства «Азамат-4» — животновод по диплому и с многолетней практикой знает: как лошадь ни корми, ей еще и свобода, как воздух, нужна. Поэтому все солнечное время суток маточный табун на тебеневке — бродит на противоположном берегу реки, дополняет свой порцион разнотравьем. Ишим в последние годы стал полноводнее, его вешний подъем щедрее орошает низины, вот местные животноводы и обращают «дары природы» на пользу скоту — где сено заготавливают, а где с осени до весны косякам устраивают вольную.

«Жаль, что не увидите наших красавцев, — огорченно смотрит на мой фотоаппарат Талгат Кунантаевич. — Они возвращаются домой после 17 часов. Во-о-он пасутся». С фермы на окраине села видно, где и как тебенюет табун, до его прибытия на базу рабочие готовят доппаек — раскладывают сено в кормушки, дробят кормосмесь… «Зернодробилку нужной производительности соорудили сами, — хвалится глава хозяйства. — Теперь она используется по «двойному назначению»: одну часть   измельченной   овсяно-ячменной смеси расходуем у себя, другую — продаем населению по заявкам. Тем и окупаем затраты на электроэнергию. Выстраиваем напрямую к покупателям реализацию мяса конины и баранины: забиваем на заказ и доставляем по адресу. Правда, совсем обходиться без посредников не удается — не каждому по карману целая туша. Выручают местные оптовики, с ними договорились о приемлемых ценах. Аппетиты на согым в этом году возросли, и в полном объеме заявки удовлетворять не получается. Значит, будем расширяться, насколько позволит кормовая база. Для этого у нас все есть, а главное — люди. Они у нас золотые. Пойдем в бытовку, ребята сейчас будут полдничать, там и познакомитесь».

На приглашении «чай попить» Жунусов вдруг осекся: «Я извиняюсь, по-казахски не получится — теперь у нас своего молока нет». Оказывается, тема разведения крупного рогатого скота — для него такая больная, что и упоминать не хочет. Позже я его все же разговорил на «чуть-чуть»: КРС считает своим провальным проектом из-за неудач в реализации говядины через убойный цех в соседнем районе и через мясокомбинат. Цены обещали одни, а приняли в конце концов дешевле. «Единственный раз была удачной сдача — когда я сдавал по районному графику на экспортную поставку продукции в Россию. А представьте, сколько времени и средств было потрачено на селекционную работу! Никаких субсидий не получал, кредитов льготных не брал. Короче, закрыл я эту тему на ближайшее время», — махнул рукой Талгат Кунантаевич, и принялся с прежней восторженностью рассказывать о «самородках», из которых коллектив состоит. «Без них я — никто, и самого хозяйства не будет. Трудяги, на все руки мастера». Особо выделил Тохтарбека Муканова и Глеба Кардоватова (на фото). Первый уже 15 лет в коллективе, и такую дату решили отметить подарком из кассы хозяйства — ему вручили «Ниву». Жунусов по этому поводу мечтает: «Разбогатеем — будем премировать своих ветеранов иномарками». Второму передовику всего 18 лет, а уже он в должности старшего конюха, сразу влился в коллектив, расположив к себе ответственным отношением к работе… Главе КХ есть за что хвалить свою команду, да он и сам отмечен ко Дню Независимости государственной наградой — «Еңбек Даңқы» III степени за трудовые достижения.

Кадровая стабильность в «Азамате-4» объясняется отеческой заботой руководителя о своих рабочих. Жунусов из этого тайны не делает, но широко рекламировать не любит: «Никто из наших не переживает за уголь, дрова, корма для личного хозяйства — все это завозится каждому по потребности. Кончилось дома мясо — иди на склад, нет возможности доращивать свой молодняк — пригоняй на базу, поставим на общее довольствие…». Кто-то даже съязвил по этому поводу: «Да они там как при коммунизме живут!». Сравнение, вообще-то, не лишено оснований: каждый здесь отдает общему делу все свои способности и получает по потребности.

Жаркаинский район.

***

На семейном подряде

Зимовка нашей фермы на контроле семейного подряда, — почти по-военному ответил на мой вопрос Серик Еспенбетов, глава большой семьи и крестьянского хозяйства «Алимбек» из села Ишимка. Тут же пояснил: «Трое сыновей со мной в общих заботах: Руслан, Ерлан, Жаслан. Считаю, что я их убедил в важности для всех задуманного дела. Перевез в Ишимку из Караганды дочь Асемгуль с зятем Дастаном — он, между прочим, строитель по профессии».

—  Серик Алимбекович, как-то само собой Вы убеждаете, что стойловый период пройдет нормально, если все члены семьи на ферме заняты, если сами кормятся с нее.

—  Думаем прежде всего о будущем. На днях начнется массовый отел. Рассчитываем получить 50 телят — это потомство от племенных быков, заявка на пополнение стада. Маточное поголовье сейчас составляет 60 голов, лошадей — 30. В прошлом году 8 кобылиц доилось, так мы открывали кумысхану. Теперь думаем: если это наше начинание оценили земляки, то надо продолжить затею. Вообще к переводу хозяйства на производство продукции в большем объеме с государственной поддержкой нас подтолкнули аким сельского округа Абдурашит Искаков и работники отдела сельского хозяйства. Мне говорили: «Ты же специалист в отрасли, опыт богатый. Возьмись, покажи пример!». Правда, 20 лет проработал зоотехником, управляющим отделением. Вот я и взял на 7 лет кредит по программе «Сыбаға», приобрел маточное поголовье КРС и племенных быков для воспроизводства молодняка мясной породы. Шестой год по этой программе работаем.

—  Пора подводить предварительные итоги?

—  Как говорят, аппетит приходит во время еды. Теперь планируем реализовывать говядину своими силами. Для этого специально приобрели термофургон на базе авто «ГАЗель». Все поголовье пока зимует на базе, которую построили рядом с домом, стены помещения 12 на 30 метров сами сложили из местного бутового камня. Теперь нам предстоит восстановить еще две базы, которые приватизировали. Они расположены рядом с селом. Здесь планируем оборудовать откормочную площадку. И тогда технологический цикл производства у нас будет полный.

—  А ваша кормовая база? Она «потянет» такой прирост поголовья?

—  Знаете, с чего мы начинали? Собрал я земельные доли всех родственников в общий котел, получилось 107 гектаров. Тем сообща и жили. Потом взяли землю в аренду. Теперь есть пашня, где выращиваем фураж, сенокосная делянка и пастбище, полный набор техники, навесного оборудования, сами сконструировали агрегат для химической борьбы с сорняками и вредными насекомыми (ширина захвата — 22 метра). С помощью технической базы мы создавали кормовой запас на эту зимовку, она же поможет подготовиться и к следующей. Дальше — сама жизнь покажет, как нам корректировать планы на полученных результатах.

Григорий СПОДЕНЕЦ.

Жаксынский район.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также