Не наступать на те же грабли

Точка зрения
По данным центра социальных и политических исследований «Стратегия», только в направлении «село-город», поток внутренних мигрантов в Казахстане вырос с 21188 в 2007 году до 33 215 человек в 2015 году.
По мнению экспертов учреждения омбудсмена РК, от 20 до 50% населения в городах не включены в официальную статистику.
Ну почему же вы не оформили документы на государственные пособия детям? Почему не подали заявление на получение социального жилья? Почему вовремя не обратились к врачу?, — такие вопросы иногда приходится задавать людям, оказавшимся буквально в отчаянной ситуации. Отвечают по-разному, но во многих случаях так: «Не было (утерял, просрочил) удостоверения личности, негде было зарегистрироваться».

Кто из нас не испытывал неудобств от шумных обитателей сдаваемых в аренду квартир? Даже в том случае, если они нанесли существенный вред нашим общим подъездам, подвалам, чердачным помещениям, то заставить возместить урон нереально: просто переберутся на другую квартиру, а хозяин разведет руками: «Знать — не знаю, кто и куда. Съехали, не заплатив».

Кому из родителей студентов, снимающих для них жилье в другом городе, не приходится оплачивать не только арендуемую квартиру, но еще отдавать немалую сумму за регистрацию детей где-то в частном секторе?

Сколько маленьких детей живут в селах с бабушками-дедушками, пока их родители работают в крупном городе? Забрать бы и рады, но в детский сад не попасть — регистрации нет. Хозяин арендуемого жилья не соглашается категорически.

У кого из нас не возникали опасения при виде мужчин, поселившихся в нашем подъезде на несколько дней (особенно после событий в Актобе): кто они, почему не живут с семьей, с какой целью снимают жилье?

К сожалению, список поистине риторических вопросов о проблемах, порождаемых отсутствием документов, регистрации по месту фактического проживания, можно продолжить.

Так почему же попытка сделать кардинальный шаг к их решению, урегулировать проблемы на законодательном уровне, породила проблемы новые и была многими казахстанцами воспринята неоднозначно.

Большая часть живущих без временной регистрации решилась сделать то, что давно собиралась, но все откладывала на «потом» и в первые дни наступившего года дружно пошла в ЦОНы крупных городов, создав невиданные до этого очереди.

К хорошему, как известно, привыкаешь быстро. После создания центров мы напрочь забыли о том, что не так давно для того, чтобы «прописаться» нужны были как минимум несколько дней: взять «листок убытия» с прежнего места жительства, собрать множество документов на новом (домовую книгу, разрешения уже проживающих на этой жилплощади, техпаспорт, справка о постановке на учет в военкомате…) и ожидать решения несколько дней.

Сегодня регистрация носит уведомительный характер (то есть она производится в любом случае, независимо от каких-либо обстоятельств), в обычные дни занимает действительно не более 15-20 минут. Так что отвыкшим от очередей казахстанцам, часы ожидания в ЦОНах на прошлой неделе показались катастрофой.

Конечно, потраченные время и нервы удалось бы сохранить, если бы люди делали это своевременно, не ожидая ужесточения закона. Ведь требование регистрации по месту временного проживания было и раньше. Но теперь поправки, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают увеличение размера штрафов за «…проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности, либо без регистрации по месту жительства». Причем наказанию будут подвергаться не только люди, жилье арендующие, но и его хозяева.

Но главной причиной возникшего ажиотажа и определенного напряжения в обществе стали все те же «грабли», на которые ответственные за разработку и исполнение законов органы и лица наступают уже не в первый раз. Достаточно вспомнить попытку ввести запрет на праворульные автомобили в 2006 году, непродуманное и неэффективное разъяснение пенсионной реформы в 2013 году и напряжение, возникшее в обществе в прошлом году, после попытки внести поправки в Земельный кодекс. Этими «граблями» и на сей раз стали: отсутствие должной общественной экспертизы, широкого обсуждения вносимых изменений на стадии разработки закона и доступное, полномасштабное, разнообразное разъяснение новых норм «до, а не после» начала действия закона.

— Ваши памятки не сейчас людям нужны, раньше надо было их изготавливать, распространять через все возможные источники информации доведения до жителей. Почему нельзя в онлайн-режиме регистрироваться?», — эти слова на заседании Правительства Премьер-Министр страны Бакытжан Сагинтаев адресовал председателю правления НАО «Правительство для граждан» Данияру Еренчинову и министру внутренних дел РК Калмуханбету Касымову.

В итоге людям разъяснили, что в течение месяца без временной регистрации они могут получить только предупреждения, но не штраф. Да и потом, участковому инспектору придется изрядно потрудиться, чтобы привлечь к должной ответственности за проживание без регистрации. Надо будет доказать, что нарушитель — не гость, проживающий бесплатно, что съемщик жилья проживает в данном месте уже более месяца… И соблюсти еще массу условий.

Честное слово, при чтении материалов по этой теме в различных интернет-изданиях создается впечатление, что некоторые известные в стране юристы, общественные деятели просто соревнуются в том, чтобы дать как можно больше советов, как нарушить закон и избежать за это ответственности.

И, к сожалению, делать это несложно. Принятый 22 декабря прошлого года Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму», по словам самих его разработчиков, нуждается в существенных доработках и изменениях.

Вызывает недоумение (по меньшей мере) и явное желание отдельных общественных деятелей во что бы то ни стало доказать, что вводимые новшества возрождают один из атрибутов тоталитарного режима — институт прописки. Более того, они якобы противоречат гарантированному Конституцией РК праву свободного передвижения и свободного выбора места жительства. При этом, правда, умалчивают о том, что согласно Основному Закону страны «упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимым для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других…».

Ссылаясь на практику европейских стран, советуют переходить к системе косвенного учета граждан: через водительские удостоверения, постановку на учет в налоговых органах, регистрацию права собственности, трудоустройство…

Перейдем. Темпы изменений, произошедших за 25 лет суверенного развития страны, дают основания надеяться, что произойдет это в перспективе обозримой. А пока надо вникать в новшества, принимаемые для нашей безопасности и социального благополучия, думать, не спешить с выводами и действиями. И уж тем более, пользуясь шероховатостями, недоработками законов, вносить конструктивные предложения, а не пытаться нажить на этом популярность.

Ирина БАУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также