Как это начиналось. Все было впервые

В ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТАХ

Когда в Правительстве Казахстана обсуждалась идея создания общественных советов, предполагалось, что они должны стать прототипом общественного парламента, то есть будут структурировать работу по направлениям. Так в итоге и вышло, советы формируют в своем составе комиссии по профильным вопросам. Общественный совет Акмолинской области имеет две рабочие комиссии: по социальным вопросам под руководством президента Кокшетауского университета имени А.Мырзахметова Сагинтая Елюбаева, а также по экономике и бюджету, возглавляемую директором ТОО «BBSIT» Булатом Жупиновым. Председателем Акмолинского совета является секретарь областного маслихата Дулат Нурмулдин.

В одном из своих выступлений тогда заместитель Премьер-Министра РК Дарига Назарбаева заметила: «Понимаю определенный скепсис к институту общественных советов. Они у нас были и есть, имеются удачные моменты и не очень. Однако ранее законодательно эти органы не были институционализированы. Сегодня же существует соответствующий правоустанавливающий документ, который четко определяет избрание членов совета, его состав, а также регламентирует, кто имеет право возглавлять общественный совет, каковы его взаимоотношения с маслихатами, местными исполнительными или государственными органами. Но советам нужны эксперты, профессионалы в той или иной сфере, способные дать грамотный анализ ситуации или документов. Они оценивают деятельность акимов, вправе инициировать общественные слушания, выполняют функцию контроля над деятельностью властей».

В Акмолинской области в состав областного общественного совета, который был утвержден на сессии областного маслихата 23 февраля прошлого года, вошел 21 человек. Новые институты образованы во всех 19-ти регионах, в них сегодня на общественных началах работают 266 человек. Высокий уровень обсуждения вопросов обеспечивает качественный состав советов, в который избраны представители различных категорий и слоев общества: местной интеллигенции, госструктур, сельхозтоваропроизводителей, депутатов областного и райгормаслихатов, общественных объединений, политических партий, почетных граждан области, молодежи и средств массовой информации. Для максимальной эффективности работы советов, помимо их многомерных функций и полномочий, закон прописывает формировать состав органа таким образом, чтобы не менее двух третей его членов были представителями гражданского сообщества, около 30% от общего числа — государственных исполнительных органов.

Работа нынешних общественных советов, состав которых поменяется через три года, своего рода работа первопроходцев, но практика уже позволяет сделать вывод о том, что создан авторитетный общественный институт и неординарная диалоговая площадка. В Акмолинской области за период работы общественных советов всех уровней уже состоялось свыше 200 заседаний, где рассмотрен широкий комплекс вопросов, затрагивающих несомненный общественный интерес.

Работа в масштабе области

В первом заседании областного общественного совета, которое состоялось в феврале 2016 года, участие принял глава региона Сергей Кулагин. Разговор шел об итогах социально-экономического развития области, обозначил приоритетные направления на долгосрочный и краткосрочный периоды. Основная мысль обсуждения заключалась в необходимости объединения усилий. По-прежнему в приоритете исполнение социальных обязательств. Остаются неизменными основные принципы бюджетной политики области. Проект бюджета области на 2017-2019 годы сформирован с прицепом на улучшение качества жизни людей.

Заседания общественного совета области проходят ежемесячно, но встречаются его члены гораздо чаще, поскольку функциональность органа, действительно, обширна и объемна. Подробный анализ на заседаниях комиссий был сделан работе исполнительных органов по исполнению бюджета за 2015 год и решению вопроса по снижению заболеваемости туберкулезом в области. Одних только проектов нормативно-правовых актов на рассмотрение поступало сотни. К примеру, в марте их рассмотрели более 100, причем самых разных направлений: утверждение методики ежегодной оценки деятельности государственных служащих корпуса «Б»; проведение собраний, митингов; изменение ставок земельного налога; определение порядка и размера оказания жилищной помощи малообеспеченным семьям и многие другие. Тогда не все представленные проекты получили одобрение со стороны общественного совета. По ряду из них были высказаны замечания, обозначены конкретные предложения по изменению их содержания, которые доведены до госорганов-разработчиков.

В апреле в общественный совет было направлено уже более 120 проектов об утверждении перечня автомобильных дорог, правил оказания социальной помощи, установлении квоты рабочих мест, уточнении бюджетов и т.д. В силу ряда спорных вопросов, возникших в ходе обсуждения некоторых проектов, принято решение о дополнительном их изучении и рассмотрении. В целом, с начала создания общественного совета было рассмотрено 280 нормативно-правовых актов, из них 50 отправлено на доработку для устранения тех или иных замечаний.

Правда уже в мае количество представленных вниманию общественного совета проектов НПА стало значительно меньше, в связи с изменениями в законодательстве. Если раньше проекты поступали в общественный совет области не только из областных управлений и ведомств, но и из всех районов, городов Кокшетау и Степногорска, то с учетом нововведений проекты стали рассматриваться на местах. Таким образом, локальные общественные советы стали еще более самостоятельными, а решение актуальных вопросов — еще более приближенным к реальности. В октябре получил зеленый свет документ по проекту финансового содержания построенного частником в а.Акмол детского сада на 280 мест сейчас и в последующие годы из областной казны. Также был рассмотрен проект в рыбохозяйственной сфере региона. Эта тема вызвала неподдельный интерес членов совета к развитию отрасли в целом. Оказалось, нерешенных дел здесь вагон и маленькая тележка. Поэтому этой проблематике посвятят отдельное заседание совета.

Одна из функций общественных советов — оценивать работу государственных органов, в том числе и посредством отчетности их руководства. В числе первых, выступивших перед членами вновь созданного органа, глава облдепартамента юстиции Анатолий Дермановский.

Живым примером результативности работы общественных советов стал мониторинг реализации госпрограммы «Дорожная карта занятости-2020» в области. О том, насколько качественно был сделан ремонт на социально-бытовых объектах в рамках «ДКЗ-2020», членов общественного совета проинформировала руководитель ОФ «Sara» Сара Баймаганбетова. Подробный отчет с фотографиями показал, что в Кокшетауской городской больнице №2 в с.Красный Яр работы проведены некачественно, при найме на работу зачастую не учитывается наличие профессиональных навыков. Рекомендация, предложенная фондом «Sara» к рассмотрению администраторам госпрограммы — заблаговременно утверждать план ремонта объектов соцкультбыта, чтобы работы шли без ущерба для учебного и других процессов. В целом же социальный аудит показал важность и необходимость госпрограммы: 30 граждан, нуждавшихся в работе, были трудоустроены, получали зарплату. Положительно оценено качество ремонта в агротехническом колледже №3, Красноярской СШ №2, областном онкологическом диспансере, областной коррекционной школе-интернате №2 г. Атбасара.

Пристальное внимание членами совета уделялось обсуждению и разъяснению среди акмолинцев изменений земельного законодательства. В областной библиотеке им. М. Жумабаева проведено расширенное заседание по этому вопросу, организовывались встречи и в самых удаленных районах области. На постоянной основе членами совета изучались мнения населения, которые рассматривались и анализировались на заседаниях. На собраниях регулярно заслушивалась информация о проделанной работе областной рабочей группы по разъяснению норм земельного законодательства. Итогом работы стал сформированный общественным советом ряд предложений, направленный в республиканскую комиссию по земельной реформе. Одним из самых действенных методов сбора информации о нуждах населения всегда считались личные встречи с населением. В Аккольском районе и городе Степногорске работа областного общественного совета строилась на основе приеме граждан по личным вопросам, встречах с местным депутатским корпусом и некоторыми членами региональных советов.

Стало закономерным участие членов совета на различных мероприятиях, совещаниях, проводимых государственными органами, в заседаниях сессии областного маслихата, в работе пяти круглых столов, проведенных в формате видеосовещаний с Министерствами культуры и спорта, сельского хозяйства, Политсоветом партии «Нұр Отан» и других. Членов областного совета включают в составы комиссий при акимате области, что дает возможность быть в курсе важных событий в регионе.

Так, в сентябре внимание общественного совета было приковано к исполнению комплексного плана энергосбережения в Акмолинской области на 2013-2015 годы, которое рассматривалось на совместном заседании постоянных комиссий маслихата и общественного совета. Обсуждение нарушений и недостатков, выявленных при реализации комплексного плана, позволит не допустить их в последующем — при исполнении аналогичного плана на 2017-2020 годы.

Следует отметить, что все мероприятия областного общественного совета носят открытый характер, информация об обсуждаемых вопросах и принятых решениях широко публикуется. С момента образования совета обеспечено освещение их деятельности. На интернет-ресурсе Акмолинского областного маслихата, где создана специальная рубрика «Общественный совет», размещена полная информация о составе совета, принятом Положении, списки составов комиссий, план работы, новости. На страницах областных газет регулярно публикуются отдельные статьи о деятельности и работе советов. На областном телевидении на государственном и русском языках организованы интервью, выступления председателя и членов совета области.

Первым делом о наболевшем

Все районные и городские общественные советы начинали свою работу с организационных вопросов — формирования составов нового органа.

На их первых заседаниях в основном обсуждались итоговые отчеты об исполнении бюджета социально-экономического развития. Так, прошли собрания в Енбекшильдерском, Есильском районах. В Целиноградском районе дан ряд замечаний и предложений после отчетов акимов Косшинского.Талапкерского, Максимовского сельских округов, с/о Акмол по благоустройству населенных пунктов, борьбе с преступностью, работе участковых инспекторов. В Степногорске члены общественного совета единогласно одобрили проект решения городского маслихата об изменениях в бюджете по перенаправлению средств на социально значимые объекты, например, увеличению финансирования ЖКХ, сфер образования, социальной защиты, культуры, спорта.

Кокшетауский общественный совет не одно свое заседание посвятил вопросу аренды жилья участниками программы «Нұрлы кош». Из 274 квартиросъемщиков договор аренды жилья был заключен всего со 151. Большинство жителей поселка не оплачивают коммунальные услуги, более того, незаконно сдают в аренду свои квартиры посторонним лицам. Свое суждение на этот счет вынес и городской общественный совет, заявив, что работа созданной спецкомиссии малоэффективна. По итогам повторного заседания аки-мату города Кокшетау, отделу ЖКХ было рекомендовано продолжить работу по выявлению квартир, сдаваемых в аренду. Кокшетаускому городскому маслихату в целях контроля за проводимой работой нужно создать временную комиссию из числа депутатов маслихата, членов общественного совета города, представителей акимата, УВД, ЖКХ.

В Аккольском районе остро стоит вопрос изъятия земельных участков для создания зеленого коридора автомобильной трассы Астана — Щучинск, постановки очередности и предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, перевод земельных участков населенных пунктов, относящихся к категории земель лесного фонда.

На одном из заседаний Енбекшильдерского общественного совета вскрылся факт того, что существующие водопроводные сети г. Степняка, а. Андыкожа батыра, с. Невского, с. Макинки, с. Енбекшильдерского не имели юридической регистрации. Райуправление по защите прав потребителей обратилось в общественный совет с просьбой оказать содействие в решении этой проблемы. Требует решения вопрос с определением места в райцентре для сбыта продукции с личных подворий жителей района.

На заседании общественного совета Буландынского района высказаны предложения о скорейшем завершении среднего ремонта дороги Новобратское — Вознесенка. Из 621,5 млн тенге, направленных на ее реконструкцию, освоено около 458 млн. Остальные 193,1 млн из республиканского бюджета не поступили. Райакимат заверил, что будет направлена повторная заявка на выделение денежных средств. Волнует жителей района вопрос дальнейшего освещения улиц.

В Коргалжынском районе местное сообщество Сабындинского сельского округа озабочено вопросами необходимости стадного выпаса КРС с частных подворий жителей.

Общественный совет Ерейментауского района рассмотрел инвестиционные проекты по созданию семеноводческого хозяйства и предприятия по заготовке кормов. На повестке также актуальный вопрос, касающийся работы ветеринарной службы района по профилактике и оздоровлению скота от бруцеллеза.

На одном из заседаний общественного совета Степногорска рассмотрен вопрос реализации социально значимых проектов. Выездные обсуждения касались проектов реконструкции жилого дома 1-44, где будет восстановлено 48 квартир, строительства водовода и иных коммуникаций в микрорайоне «Пригородный». Денежные средства требуются и для завершения ремонта автодороги по ул.Парковой, где работы проведены на 107,7 млн тенге, однако требуется еще 136,9 млн. Побывали члены совета на Селетинском водохранилище вместе с руководителем коммунального предприятия «Степногорск водоканал» А.Гетмановым.

За непродолжительное время своей работы общественные советы обсудили немало животрепещущих проблем своих регионов. Как видно из публикаций, освещающих работу нового института, темой заседаний они стали, в основном, посредством различных отчетов госорганов, либо из профессионального опыта членов совета.

Безусловно, деятельность общественных советов будет не раз шлифоваться, ведь сейчас они находятся в начале формирования эффективной модели своего существования.

Не имея прецедента, с чем сравнивать и на кого равняться, на нынешних составах общественных советов лежит двойная ответственность: за свою работу и та, что будет в новой вариации после них. Как корабль назовешь… В любом случае, важен результат, который ждет от общественных советов страна — успешное реформирование государственной управленческой системы в полноценном партнерстве с населением.

По материалам аналитического центра ТОО «BBSIT».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также