Карауыл Калак-батыр

Точка зрения
История Казахстана охватывает четыре крупнейших события, которые олицетворяют четыре этапа борьбы за свободу и независимость. Первый этап - начало возникновения в 1465 году казахского ханства. Жанибек и Керей сумели вырваться из власти шейбанидов и сплотить казахский народ. Второй этап - почти полуторавековая борьба против джунгарских завоевателей за сохранение самостоятельности национальной государственности казахов. Третий этап - борьба с политикой царской администрации.

И, наконец, четвертый этап, 16 декабря 1991 года - объявление государственной независимости РК, формирование новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью, основанной на принципах демократии и уважении основ прав и свобод человека.

Каждая эпоха, отражая исторические события, выдвигала на арену ярчайших личностей: Кабанбая, Богембая, Жасыбая, Исатая и многих других, ставших гордостью казахского народа. В этот ряд можно поставить Калака-батыра Кунсарыулы - выходца из ветви Кылды рода карауыл, жившего во времена ханов Есима и Жангира.

Как видно из казахской шежире (родословной), в древние времена от среднего сына нашего предка Аргына - Карасопы берет начало род карауыл. Карауыл является внуком Карасопы. От одного из его потомков Болекея были рождены сыновья Кулымбет и Тунгатар. По неизвестным причинам потомки последнего были прозваны «кылды карауыл» («щетинистые карауылы»). От девятерых сыновей Тунгатара пошли четыре ответвления карауыл: Кунсары, Кулсары, Курсары и Арыстан. По шежире, упоминаемый нами Калак-батыр является сыном нашего предка Кунсары.

Нет достоверных сведений о годах рождения и смерти Калак-батыра. Однако сделать предположения можно. В конце XIX века Российская империя в рамках колонизаторской политики отправляла в казахскую степь одну за другой свои экспедиции. Одну из таких групп, прибывших в наш северный регион, возглавил статист Федор Щербина. Во время приезда в Кокчетавский уезд в 1898 году он из уст местных аксакалов записал сведения о том, что основатель рода атыгай - Атыгай, живший во времена Есим-хана (1598 -1628 гг.), остался сиротой в 15 лет, а его брат Багыс - в 12 лет. Багыс - шестой потомок Сарысопы, брата Карасопы. А Калак батыр - девятый потомок Карасопы. Исходя из того, что в одном веке могут жить три поколения (от силы четыре) рода, то можно сделать вывод: Калак-батыр родился в начале XVII века. Эту мысль подтверждают и предания, в которых говорится о том, что батыр принимал самое активное, героическое участие в знаменитой Орбулакской битве с калмыками.

Немного предыстории. Воинственные калмыки издревле считали казахов своими врагами. Была у них привычка нападать на казахов ранней весной, когда те еще не выходили на джайляу, не объединялись. Зная об этом, с первой оттепелью Жангир-хан посылает на разведку в стан врага девять джигитов во главе с Калак-батыром. Пробыв несколько дней в пути, воины в безлунную ночь добираются до лагеря калмыков - похищают одного из вражеских военачальников (мынбасы). Говоря по-современному, захватывают «языка». После этой операции с легкой руки хана группу называют «Железной девяткой Калака».

Узнав от пленника замыслы врага, путь его следования, хан Жангир и его соратники решают встретить его на подступах к родной земле, применить непривычную для кочевников тактику сражения.

Так и случилось: весной 1643 года джунгарский хунтайши Эрдени Батур с большим войском выступил в поход на казахские земли. Жангир-хан с воинами глубоко окопался в ущелье реки Орбулак Джунгарского Алатау и ждал в засаде до прихода основных сил казахов. Половина воинов организовала завал на пути, а остальные рассредоточились на утесах, тем самым подготовив засаду джунгарам. Когда ничего не подозревавшие джунгары вошли в ущелье, их сначала забросали камнями, а затем, воспользовавшись возникшей паникой, ударили по ним с тыла залпами из ружей. В этой битве казахи впервые применили огнестрельное оружие (фитильные ружья). Джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивления. В ходе этого боя джунгары, потеряв около 10 тысяч воинов, были вынуждены отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска Жалантос-батыра с подкреплением в 20 тысяч человек.

Орбулакскую битву часто сравнивают с битвой при Фермопилах. По легенде спартанский царь Леонид и его 300 воинов защищали узкий проход между горами и морем от 80-тысячной армии Ксеркса.

В Кокшетау проживает человек по имени Мейрам Сакышев. Человек он ищущий, интересующийся историей своего народа, автор нескольких книг. В одну из встреч он рассказал: «Мой дед Сакыш рассказывал, что Калак-батыр родился в окрестностях Есиля, в местечке Керегетас между нынешними Атбасарским   и   Сандыктаускими районами. А могила его находится севернее Кокшетау, неподалеку от областного центра. В местности Айгыржал есть гора Калак, похоронен он там. В 30-х годах, спасаясь от конфискации, дед со своей семьей был вынужден бежать в Булаевский район Омской области. По дороге, рассказывал дед, они посетили могилу батыра, рядом с которой были и другие погребения. На вопрос: «Где находится гора Калак?», один аксакал сказал: «Сегодня эта гора называется Актобе». Эти сведения долго беспокоили меня, и в один из дней я решился выехать в дорогу...

Наконец, 6 октября 2015 года вместе с жителем Кокшетау Каирбеком Есмагуловым, взяв с собой инспектора Центра охраны историко-культурного наследия области Рауана Ержанова, выехали в Кусепский аульный округ Зерендинского района.

Здесь по договоренности нас ожидал аким округа Сагынтай Кенжегозин. Взяв с собой муллу аула Жамбыл Сансызбая Мусина, в сопровождении Каирбека Бейсенбаева из аула Айгыржал, мы выехали на холмы Актобе, расположенные в 10 километрах от поселка.

Вид с возвышенности был великолепный: на юго-востоке виднелся Кокшетау, неподалеку - дома аула Ортак. На холме там и сям виднелись четырехугольные места старых захоронений. В южной части холма был виден старый могильник. Внимательно изучив окрестности, рассказы аксакалов, был сделан вывод: могила Калак-батыра находится именно здесь».

Айдос АБУТАЛИПОВ,
ветеран труда,
член Кокшетауского городского совета ветеранов,
поэт, краевед.

P. S. В Кусепском аульном округе на возвышенности Актобе по инициативе названных людей из Зерендинского района (потомков рода кылды карауыл) и областного центра установлен надгробный камень в честь Калак-батыра, нашего земляка, воина, который в 1600 годах проявил героизм в борьбе с джунгарскими захватчиками. Он был одним из предвестников нашей сегодняшней Независимости.

GD Star Rating
a WordPress rating system
GD Star Rating
a WordPress rating system
Карауыл Калак-батыр, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Другие статьи по этой теме

Хан Уали — воин, дипломат Сакральная география На карте сакральных мест страны значится и это небольшое село в Зерендинском районе. А поводом стал памятник, воздвигнутый в вид...
Путешествие в глубь веков «История земли - история ее народа», - гласит пословица. Прививать интерес к изучению истории своей страны надо с детства. В рамках реализации програ...
Здесь рождается весна Местные жители считают эту пещеру священной, а все потому, что она обладает удивительными свойствами, исцеляющей энергетикой. Сюда едут люди, чтобы ...
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННИКИ: Улица, школа и музей одного имени, Ф... Улица, школа и музей одного имени Обновленный музей открылся в средней школе им. Акпана Укубаева в г. Державинске. Советский казахстанский партийный ...
Культовый комплекс Балуана Шолака... Знакомство с историей родного края у многих буландынцев начинается с этого красивейшего комплекса, установленного в селе Вознесенка в честь знаменитог...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие статьи по этой теме

Хан Уали — воин, дипломат Сакральная география На карте сакральных мест страны значится и это небольшое село в Зерендинском районе. А поводом стал памятник, воздвигнутый в вид...
Путешествие в глубь веков «История земли - история ее народа», - гласит пословица. Прививать интерес к изучению истории своей страны надо с детства. В рамках реализации програ...
Здесь рождается весна Местные жители считают эту пещеру священной, а все потому, что она обладает удивительными свойствами, исцеляющей энергетикой. Сюда едут люди, чтобы ...
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННИКИ: Улица, школа и музей одного имени, Ф... Улица, школа и музей одного имени Обновленный музей открылся в средней школе им. Акпана Укубаева в г. Державинске. Советский казахстанский партийный ...
Культовый комплекс Балуана Шолака... Знакомство с историей родного края у многих буландынцев начинается с этого красивейшего комплекса, установленного в селе Вознесенка в честь знаменитог...