Эвакуация, депортация и научные открытия

«Я здесь уже второй год и нахожу, учитывая военное время, наше положение прекрасным», — писал академик Владимир Вернадский о своей жизни на курорте Боровое во время Великой Отечественной войны. В 1941  году он и еще примерно 150 видных советских ученых были эвакуированы в казахстанские степи и работали здесь, в том числе, на оборонную промышленность Советского Союза.

Чета Вернадских (справа). 1941 г.

В живописных лесах Бурабая создавали свои научные работы всемирно известные академики: историк, китаевед Александр Тюменев, индолог Алексей Баранников, биолог Иван Шмальгаузен, физик Леонид Мандельштам и другие. Под руководством математика Сергея Бернштейна, жившего в Боровом, было подготовлено пособие по определению местонахождения судов по радиопеленгам. В 1942 году этот ученый стал лауреатом Сталинской премии.

Акмолинский регион на время войны стал домом и для многих промышленных предприятий, эвакуированных к нам за линию фронта. Сведения об этом многие десятилетия хранятся в государственном архиве области. Уже в 1941 году Казахстан принял более 24 тысяч переселенцев из России, Украины, Белоруссии, Карело-Финской ССР, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Крыма и других регионов СССР. В течение трех первых месяцев войны на Восток было эвакуировано 1360 крупных предприятий: только в Казахстан в 1941 году прибыли 76 заводов и фабрик, многие из которых нашли пристанище в нашем регионе.

В городе Акмолинске расположился Мелитопольский станкостроительный завод им. ОГПУ, и в помещениях педагогического техникума стали выпускать 45-миллиметровые осколочные снаряды. Сюда же, в нынешнюю Астану, были эвакуированы сельхозбанк из Воронежа, Полтавский кожевенный завод, Московская обувная фабрика «Буревестник». В Атбасаре разместилась рязанская фабрика «Победа Октября». А коллектив Кокшетауского механического завода в 1941 году по-братски принял эвакуированных рабочих и оборудование Подольского завода швейных машин, который уже в январе 1942 года выдал первую продукцию для фронта.

Однако не только промышленные предприятия государство стремилось «спрятать от войны». Например, в Акмолинск был эвакуирован Ворошиловградский (ныне — г.Луганск) драматический театр. Решение исполкома Акмолинского областного Совета депутатов трудящихся гласит: «разместить прибывающий драматический театр на площадке Акмолинского театра… обязать исполком горсовета… изыскать в пятидневный срок помещение для размещения 100 человек — артистов театра». Эти документы подтверждают, что во время войны объекты культуры справедливо считались не менее важными, чем предприятия «оборонки».

Рассекреченные архивные документы свидетельствуют об огромном вкладе нашего народа в Великую Победу. Преодолев множество трудностей, акмолинцы в предельно короткие сроки восстанавливали промышленные объекты, принимали и размещали сотни человек, делились последним. На 10 декабря 1941 года Кокчетавский район тогда одноименной области принял уже 2469 человек.

Эвакуация населения в годы войны сыграла особую роль в формировании многонационального состава населения северных регионов Казахстана. Осенью 1941 года сюда были депортированы немцы из республик Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей. В 1944 году переселены чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, греки, из Грузии — турки, курды. По данным управления комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры РК по области, общее число депортированных составило около 83 тысяч человек.

Акмолинцы и кокшетауцы не только принимали переселенцев и помогали им обустраиваться на новом месте, но и лечили многочисленных раненых. В годы войны в нашем регионе базировалось десять госпиталей в Акмолинске, Атбасаре, Аккольском, Щучинском районах. В госпитале №3006 в Атбасаре и двух госпиталях на территории тогдашней Кокшетауской области, к примеру, лечили немецких военнопленных. Кроме того, как свидетельствуют документы, были здесь также румыны, итальянцы, венгры, югославы, японцы и испанцы. Госпитали для военнопленных просуществовали до 1946 года.

Река истории, как и река времени, течет, наполняя животворной силой родники нашей памяти. И потому хранить память о прошедших временах — тоже дело государственное. Академик Магжан Исин отмечает: «Величие народов и государств заключается не только в создании чего-то нового, но и в сохранении и восстановлении старого, чем можно гордиться, что следует считать культурным наследием и что можно завещать потомкам».

Гульбаршин САЛЫК,
директор госархива Акмолинской области, краевед,
член Союза журналистов РК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также