Жанар Кусаинова: «Я знала, казахский театр в Кокшетау будет!»

На заре Независимости, в сложные времена становления новой государственности наша страна приумножала и потенциал культуры. Несмотря на переживаемые экономические трудности, в ряде городов, и в Кокшетау в том числе, открывались казахские театры. Сегодняшняя гостья гостиной «АП» — актриса Казахского музыкально — драматического театра им. Ш. Хусаинова Жанар Кусаинова, одна из его основоположниц. Она приехала по окончании Жургеновской академии в 1995 году в числе целой бригады выпускников, направленных в Кокшетау. Увы, немногие выдержали испытания той поры: отсутствие заработной платы, жилья, неотапливаемое помещение, в котором приходилось репетировать. Из 20 прибывших тогда молодых актеров в штате театра остались шесть-семь человек.

Жанар, и Вы одна из них. Что удержало, дало силы продолжать жить и работать?

— Я всегда мечтала о том, чтобы в Кокшетау открылся казахский театр, а в глубине души была уверена в этом. Помню, когда сдавала документы в приемную комиссию театрального института, кто-то из моих будущих однокурсников спросил: вы по окончании вуза куда поедете? «Только в Кокшетау!», — ответила я. На ответную реплику: «Но в Кокшетау нет казахского театра», я с каким-то вызовом парировала: «К тому времени, когда я буду получать диплом, казахский театр там будет!». Так и случилось. В 2004 году мы переехали в отстроенное заново прекрасное здание театра, аналогов которому в стране не было. Произошло это благодаря вниманию, инициативе главы области Сергея Кулагина.

Когда я училась на четвертом курсе, в 1995 году, в наш вуз приехал нынешний директор каздрамтеатра Муратбек Оспанов. На встрече с выпускниками к моей великой радости он объявил об открытии в Кокшетау казахского драматического театра, пригласил желающих попробовать силы. И я была в числе первых, кто записался. За все годы учебы у меня даже мысли не возникало отправиться в другой город или остаться в Алма-Ате. Хотя мой муж тогда уже работал в Алма-Атинском оперном театре. Нас всех захватила идея отправиться всем курсом в один город, работать в новом театре.

А как Вы вообще пришли в театр?

— Родилась я и выросла в маленьком ауле из 30 домов, что в Енбекшильдерском районе. Была школьной активисткой, пела, танцевала, участвовала в мини-спектаклях. После школы поступала в Карагандинское музыкальное училище, но не прошла туда по возрасту, сказали рановато. Вернувшись в Кокшетау, случайно увидела объявление о том, что культпросветучилище набирает режиссеров массовых представлений. По окончании решила, что нужно получить высшее образование.

В нынешнем году актеры, работающие в Казахском драматическом театре с самого его основания, отмечают 20-летие творческой деятельности. Актриса Жанар Кусаинова сегодня играет то, что хочет? Может ли она не согласиться с режиссером, продиктовать свои условия?

—  Наверное, нет, потому что я воспитывалась у бабушки, рано потеряв маму. А бабушка моя — очень мудрая и дальновидная женщина, воспитывала меня в исконно казахских традициях. Но это не значит, что я не могу не высказать и режиссеру в том числе, если меня лично что-то не устраивает в постановочном процессе, если вижу явные огрехи. Но диктовать условия — конечно, нет, несмотря на опыт, большой стаж работы, хотя, уверена в том, что как актриса, я состоялась. Я в свое время хорошо запомнила слова моего педагога, заслуженной артистки РК, профессора Рахилям Машуровой, напутствовавшей нас, выпускников: «Вы выбрали профессию весьма зависимую от многих людей: режиссера, в первую очередь, директора театра, вашего партнера на сцене. Если вы это осознаете, согласны с этим условием внутренне, вы сможете работать и добиться успехов. Если нет, уходите из театра сразу же».

Жанар, поскольку Вы открывали театр в Кокшетау, у Вас не было предшественников, Вы избежали участи молодежи, которая начинает на сцене с «кушать подано».

—  Моей визитной карточкой, первым выходом на большую сцену стала роль серьезная и ответственная — Ақтоқты в спектакле «Ақан сері». Хотя главные роли мне доводилось играть и в дипломных спектаклях в вузе. Но именно эту роль я называю своей путеводной звездой. Ведь каждый новый режиссер, приходя в театр, коллектив, который абсолютно не знает, прежде чем распределить главные и второстепенные роли, смотрит на так называемый послужной список актеров.

А если при всем при этом главная роль вдруг не достается, не сильно обижает?

— Абсолютно, не обижает. Это видение и решение режиссера, который знает, что делает. Как говорил еще один из моих педагогов, для актера нет, и не может быть ролей главных и второстепенных, каждая — величайшая ответственность.

А когда выходите на поклон, слышите несмолкаемые зрительские аплодисменты, не возникает внутри чувство гордости: «Я молодец, я это сделала!».

— Возникает чувство бесконечной благодарности зрителям за то, что пришли, поняли, приняли нашу работу, за их аплодисменты. Как и чувство гордости за всех нас, ведь каждый спектакль — работа всего коллектива.

Сегодня тех актеров, кто открывал областной театр в Кокшетау, в штате театра стало еще меньше. А мне вспомнились слова режиссера Куандыка Касымова, который отметил в интервью перед премьерой спектакля «Ричард III», что театр держится как раз на его основателях. Молодежь, сказал известный режиссер, надо растить. Вы согласны?

— В свое время моего супруга, актера Кайрата Мурзабулатова в Астанинский казахский театр приглашал сам Азербайжан Мамбетов. Мы стояли перед трудным выбором: уехать — остаться. Но так и не смогли оставить наш театр, несмотря на большие перспективы в столице. А что касается молодежи, то хочу отметить, что у нас есть немало талантливых молодых людей, по-настоящему любящих свою профессию. В этом году, к примеру, к нам пришли ребята, окончившие наш колледж культуры, столичную академию «Шабыт» — харизматичные, горящие идеями, желанием творить, словом, трудоголики. Безусловно, им нужно помогать, направлять, учить, взращивать и они, уверена, вырастут в больших актеров, судя по их потенциалу.

Жанар, а что бы Вы пожелали девчонкам, которые сегодня мечтают стать актрисами, ведь профессия и трудна, и отнюдь нехлебная.

— Согласна, профессия наша трудная, не относится к разряду высокооплачиваемых. Но если девочка почувствовала в себе этот лучик, огромное, непреодолимое желание творить, богом данный дар, то все это так или иначе приведет ее на сцену. Думаю, не надо противиться этому чувству. Нет ничего прекраснее, как спешить на любимую работу и дарить зрителям радость своим творчеством. А талантливой, доброй, умной молодежи, повторюсь, у нас немало. Говорю это и как преподаватель актерского мастерства колледжа культуры им. Акана серэ. Хочу пожелать всем нашим молодым людям, кем бы они ни стали в жизни одного: оставаться всегда человеком. Мой жизненный принцип, которого я неукоснительно придерживаюсь: не можешь делать добро, то хотя бы не делай зла.

Здорово сказано. И напоследок, о чем мечтает актриса Жанар Кусаинова?

-Я, как человек творческий, часто предаюсь грезам. Но главная моя мечта — сыграть царицу Томирис. Кстати, эта мечта сопровождает меня с самого кульпросветучилища. Это грезы профессиональные. Ну, а как мама, мечтаю, чтобы мои дети состоялись в жизни, были счастливы, жили в нашей прекрасной, независимой стране под мирным небом, чтобы каждый внес свой маленький вклад в ее благосостояние.

Спасибо большое за уделенное нам время. И пусть Ваши мечты продолжают сбываться.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также