Спектакль на основе поэзии Алмаса

Премьера
В Казахском музыкально-драматическом театре им.Ш.Хусаинова состоялась премьера литературно-музыкальной композиции «Алып елім — Алашым», посвященная 25-летию Независимости Республики Казахстан.

Говоря иначе, прошла инсценировка, своего рода поэтический спектакль на стихи известного кокшетауского поэта Алмаса Темирбая.

Почему именно его? На этот вопрос авторы композиции отвечают сразу.

…На сцене два артиста в роли оператора и журналиста телевидения спрашивают у молодых людей, как говорят сейчас, тусующихся возле парковой скамейки, кто сегодня на легендарной земле Кокшетау является продолжателем славных традиций Акана-серэ, Биржана сал и других великих деятелей традиционной культуры? Парни и девушки после шутливых реплик в один голос выкрикивают имя Алмаса Темирбая.

Напомним читателю, поэт Алмас Темирбай — автор целого ряда поэтических сборников. Он — дважды лауреат и обладатель Гран-при международного конкурса «Шабыт», лауреат международного фестиваля «Түрік поэзиясы», премии «Серпер», премии имени Первого Президента Республики Казахстан, Государственной молодежной премии «Дарын». Алмас Темирбай — член Союза писателей Казахстана и Союза журналистов РК. Многие песни, написанные на стихи Алмаса Темирбая, сегодня исполняются ведущими артистами эстрады Казахстана.

В ходе постановки артисты театра декламировали стихи поэта из его книг разных лет «Аллажар», «Автопортрет», «Жұмақ жұрт», «Тысяча и одна печаль», других. Причем не просто выходили на сцену и читали. Каждое стихотворение — о духовности, высокой любви, неразделенных чувствах, о судьбе казахского языка, об искусственности, обнищании духа, фальшивости в отношениях, алчности и корыстолюбии, другие темы были отдельным представлением, с применением театральной символики и аллегорий.

Апофеозом композиции стала мизансцена, когда за кадром звучит металлический голос диктора, информирующий радиослушателей о фактах террора, педофилии, убийства трех братьев в Алматинской области, фактах выбрасывания младенцев в выгребную яму, на трассу… После каждого такого страшного сообщения с потолка сцены все ниже и ниже опускается круг шанырака. Шанырак — это не просто верхний круг, навершие юрты, а символ семьи, благополучия и Родины. Самым страшным проклятьем для казаха являются слова: «Да рухнет твой шанырак!» И вот в последний момент, когда шанырак почти готов рухнуть, почти достигает земли, звучит робкий детский голос: «Алтын кун аспаны, алтын дән даласы…». С каждым мгновением Гимн звучит все увереннее и громче, с колен поднимаются люди, молодые женщины берут на руки «брошенных» младенцев. Сцена символизирует наступление эпохи Независимости, пробуждения самосознания и духа народа.

В кулуарах театра беседуем с Алмасом Темирбаем. «Я никому ничего не предлагал, — рассказывает поэт. — Это была идея Муратбека-ага (имеет ввиду директора театра Муратбека Оспанова). Он предложил показать мои стихи языком и средствами сцены. Я отдал ему все свои произведения, понимая, что непростое это дело — перенос стихов на сцену, поиск подходящей формы. Опасения мои были напрасными. Идею артисты театра воплотили мастерски».

Разговор продолжил директор каздрамтеатра Муратбек Оспанов: «Я тоже считаю, что литературно-музыкальная композиция на стихи Алмаса удалась. Хотя идея была и моя, но поиском форм и путей воплощения ее на сцене занималась одаренная группа молодых актеров во главе с Медетом Хамзиным. Это, по сути, их работа. Композиция поднимает вопросы патриотизма, морали и нравственности. Думаю, она будет интересна не только молодым, но и людям старшего поколения».

Даулет АХМЕТЖАНОВ.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также