Положил начало казахской педагогике

145-6-1В областной универсальной научной библиотеке им. М.Жумабаева прошла научно-практическая конференция, посвященная 175-летию выдающегося казахского педагога-просветителя, писателя, фольклориста, общественного деятеля, ученого-этнографа Ыбрая Алтынсарина.

Тема конференции, прошедшей в рамках 25-летия Независимости Республики Казахстан — «Преемственность взглядов Ыбрая Алтынсарина на образование и духовное воспитание с требованиями сегодняшнего дня».

В ходе конференции учащиеся школ города Улана Тургумбаева, Алсаган Естаева, Каиржан Дильназ, Капен Нурай, Аим Болатова декламировали стихи Ыбрая Алтынсарина, в том числе и знаменитое «Давайте, дети, учиться!». Жанат Кожагулов из СШ №1 прочитал собственное стихотворение, посвященное 25-летию Независимости Республики Казахстан.

Модератор конференции — преподаватель казпедколледжа им. Ж. Мусина Куаныш Кожабайулы, а также преподаватели КГУ им. Ш.Уалиханова, кандидаты филологических наук Аманжол Есмагулов и Сабит Жамбек, профессор КУ им. А. Мырзахметова, писатель Мусатай Галым сделали подробный обзор жизни и деятельности этого выдающегося сына казахского народа.

Ыбрай Алтынсарин родился 4 ноября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — бия Балгожы Жанбуршина. Он состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей.

В 1850 году в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации. По настоянию деда Ыбрай поступает в эту школу.

В 1857 году, после успешного окончания школы, Ыбрай был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно-европейской культуры.

Ыбрай Алтынсарин, охваченный высоким стремлением как можно больше быть полезным родному народу, мечтал заниматься педагогической деятельностью, в которой видел свое призвание. В 1865 году он переходит на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, занимал руководящие должности в системе народного просвещения.

Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселенцев. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.

Современники, следившие за литературной деятельностью Ыбрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества — составление хрестоматий на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).

Ыбрай Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!». В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.

Кроме стихотворений Ыбрай Алтынсарин писал рассказы, в которых выражались демократические, гуманистические, просветительские идеи автора. В них в социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60-70-х годах XIX века.

В рассказах «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки.

Наряду с Шоканом Уалихановым и Абаем Кунанбаевым он является одним из основоположников публицистики. Большинство статей, вышедших из-под его пера, являют собой нравственно-педагогическую оценку актуальной действительности. Не зря исследователи творчества заслуги Алтынсарина сравнивают с заслугами Ломоносова для России.

Члены молодежного клуба «Серпер» при областной библиотеке — студенты казпедколледжа им.Ж.Мусина Фарида Еншилес, Акманат Куаныш, Индира Омарова и Кадыр Сериюкан выступили со своими рефератами о значении трудов Ыбрая Алтынсарина в казахской педагогике.

Даулет АХМЕТЖАНОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также