ОБЩЕСТВО И ПРАВО: Долевое жилье без обмана, Следить будут строго…, Травма в автобусе. Причины и следствия, Разработаны параметры, осветившие «темные углы», Что посеешь — то получишь

В рамках проекта
Долевое жилье без обмана

133-4-1Генеральная прокуратура Республики Казахстан в текущем году проводит реализацию проекта «Долевое жилье без обмана».

В рамках проекта предусматривается и праворазъяснительная работа, направленная на исключение фактов незаконного привлечения средств граждан в объекты долевого строительства и вытекающих из этого последствий.

Всем, кто решился приобрести жилую недвижимость, следует знать: сделки в форме договоров инвестирования, предварительной купли-продажи, иные, не содержащие ссылку на нормы Закона РК «О долевом участии в жилищном строительстве» являются недействительными (п.2 ст.3 Закона).

Законом предусмотрено долевое участие в жилищном строительстве одним из следующих способов:

— получение гарантии Фондом гарантирования (некоммерческая организация в форме АО с прямым или косвенным участием государства в уставном капитале, обязующаяся при наступлении гарантийного случая завершение строительства и передачу доли в жилом доме (здании) дольщикам);

— участие в проекте банка второго уровня (застройщик создает уполномоченную компанию, осуществляющую деятельность по одному проекту строительства, впоследствии застройщик и уполномоченная компания обращаются за получением решения банка о финансировании строительства. В свою очередь при положительном решении банк заключает договор с инжиниринговой компанией, при этом использование денег дольщиков возможно только после возведения каркаса жилого дома, подтвержденного инжиниринговой компанией);

— привлечение денег дольщиков после возведения каркаса жилого дома (жилого здания) застройщик создает уполномоченную компанию, осуществляющую деятельность по одному проекту строительства, впоследствии совместно обращаются в МИО для получения разрешения на привлечение денег дольщиков).

Законом определена компетенция уполномоченного органа в сфере долевого участия в жилищном строительстве. В этой связи следует знать, что долевому участию в строительстве должны в обязательном порядке предшествовать выдача уполномоченным органом разрешения на привлечение денег дольщиков, учет выданных разрешений, договоров о долевом участии в жилищном строительстве, а также договоров о переуступке прав требований по ним.

Следует помнить, если вам предлагают вложить денежные средства в объект строительства, который будет введен в последующем, фактически вы рискуете оплатить «воздушные метры жилья». В случае, если вам отказываются предоставить необходимую документацию (проектно-сметную документацию, разрешение на привлечение денег дольщиков, правоустанавливающие документы, финансовую отчетность, подтвержденную аудиторским заключением), ссылаясь на отсутствие, значительно увеличиваете возможность быть обманутым.

В случае предоставления уполномоченной компанией неполной и недостоверной информации, дольщик вправе обратиться в суд с иском о признании договора о долевом участии в жилищном строительстве недействительным. Кроме того, нужно знать, что привлечение денежных

средств на завершение строительства, в связи с возникающим правом требования на доли в жилых домах, не введенных в эксплуатацию, после введения в действие Закона допускается только на основании договора о долевом участии в жилищном строительстве.

Каждый дольщик имеет право получить заветные квадратные метры жилья, сохранив спокойствие и благополучие в своей семье. Изъявивший желание приобрести жилье способом долевого участия в жилищном строительстве, должен понимать последствия вклада заработанных денег в реализацию проектов, которые ему предоставляются лишь красочной графической документацией, в большинстве случаев не имеющей юридической силы. А также негативные последствия от действий недобросовестных застройщиков либо третьих лиц.

Получение исчерпывающей информации о застройщике, уполномоченной компании, реализуемых проектах путем запроса сведений, в том числе из уполномоченного государственного органа, позволить каждому дольщику минимизировать риск остаться под открытым небом, лишившись своих денег.

Помните, выбор всегда должен оставаться за вами.

Жаксылык АЗИБАЕВ, старший прокурор I управления прокуратуры Акмолинской области.

БРИФИНГ

Следить будут строго…

Работу двух передвижных постов инспекции транспортного контроля на дорогах области теперь можно отследить посредством интернета. Возможность наблюдения по видео предоставили всем желающим ее работники, полагая, что подобный шаг станет эффективной антикоррупционной мерой и свидетельством прозрачности деятельности их ведомства. Кроме того, более широкое онлайн-отслеживание на этих постах, возможно, поможет решать различные спорные вопросы, возникающие в ходе осмотров машин отечественных и иностранных перевозчиков грузов. До сих пор за деятельностью инспекторов, проверяющих на дорогах автотранспортные средства, наблюдали на своих мониторах сотрудники ситуационного центра Комитета транспорта МИР РК и в самой областной инспекции. На всем этом сделал акцент в своем выступлении в ходе брифинга руководитель инспекции транспортного контроля по Акмолинской области Ерболат Ерымбет.

Коснулся они других аспектов деятельности инспекции. Так, по его словам, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на строительство и ремонт автомобильных дорог. В нашей области в прошлом году на реконструкцию дорог местного значения было выделено 6 038,9 млн тенге, благодаря чему отремонтировано 83,8 км дорог. В текущем году на эти цели отпущено 5 241,2 млн тенге, приведены в порядок 101,8 км дорог.

133-4-2

Он также отметил, что главная задача инспекции — обеспечение сохранности дорог. Ежегодно заводятся сотни административных дел за перегруз машин, негативно действующий на дорожное полотно, а также за бесплатный проезд. Так, за 10 месяцев текущего года проверено 3590 автотранспортных средств, из них 424 — иностранных. Возбуждено более 400 административных дел, проведена проверка на 32-х предприятиях, сумма штрафов составила 25 млн тенге, а 50 млн тенге поступило в бюджет в качестве сбора за проезд автомашин.

Спикер также сообщил, что с 15 октября 2016 года на всей территории Казахстана объявлена ежегодная акция «Транспортный контроль — на защите интересов отечественных перевозчиков». Ее целью является пресечение проезда иностранных автотранспортных средств без соответствующих разрешительных документов, а также проверка уведомлений, выданных на внешней границе Евразийского экономического союза.

В ходе брифинга озвучены факты нарушений транспортного законодательства страны. Так, два ТОО -«Сталь РК-2006» и «Беркат-2030» -за 10 месяцев 2015 года совершили шестью тяжеловесными автомашинами более 1000 поездок, ничего не заплатив в бюджет. В результате проверок этим фирмам начислено в виде штрафов 73 млн тенге.

Ильяс СЕРИКОВ.

ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ

Травма в автобусе. Причины и следствия

«В ходе первого дня оперативно-профилактического мероприятия было зафиксировано 151 нарушение ПДД, совершенное водителями, осуществляющими перевозку пассажиров. Среди них: управление общественным транспортом в состоянии алкогольного опьянения, эксплуатация с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ выбросов, с непройденным обязательным техническим осмотром, разговор по телефону при движении, нарушение правил маневрирования…»

Это выдержка из оперативной сводки за октябрь, в конце которой — напоминание полицейских о том, что водитель пассажирского транспорта несет ответственность не только за свою безопасность, но и, прежде всего, за жизнь и здоровье пассажиров.

А что мы зачастую видим в общественном транспорте? Водители автобусов отвлекаются на разговоры, курят, резко тормозят или объезжают машины так, что пассажиров салона кидает из стороны в сторону. На их замечания обычно они не реагируют или бросают в ответ: «Садитесь сами за руль!»

133-4-3

Разумеется, труд водителя не из легких, но и нас, доверяющих сидящему за рулем свою жизнь, тоже надо понять, мы хотим быть уверенными, что нас везет профессионал, человек трезво оценивающий всю меру ответственности за людей, которых посадил в свой транспорт. Но всегда ли так бывает?

Моя соседка Александра Николаевна Любавина, уважаемая, почтенная женщина 82 лет, в полной мере испытала на себе, каково это ездить сегодня в общественном транспорте. 29 августа она возвращалась со своей дачи в маршрутном автобусе № 12. Готовясь к выходу перед остановкой «Центральный рынок», встала со своего сиденья. И тут водитель затормозил, да так резко, что она буквально рухнула навзничь, сильно ударившись о поручни. Находясь в шоковом состоянии, попыталась встать, но не получалось, ей помогли стоявшие рядом женщины, вывели на улицу, вызвали скорую помощь. А автобус… поехал дальше.

Врачи констатировали перелом сразу нескольких ребер и лопатки, удивлялись, как это пожилая женщина сама поднялась, терпя невыносимую боль. До сих пор восстанавливает свое здоровье пенсионерка, благодарит женщин, что помогли ей, а по поводу поведения водителя автобуса недоумевает: как можно так обращаться с людьми?

Жаловаться, писать заявление, обращаться в суд пожилая женщина не стала — возраст не тот ходить по инстанциям… Лишь посетовала: «Муж мой тоже был водителем, только машины скорой помощи, так у него ни одного замечания не было за всю жизнь, одни благодарности и медали. Больных он старался возить осторожно, чтобы не трясло на ухабах, скольких людей, находящихся в тяжелом состоянии, спасли его старательность и профессионализм. А тут — людей как дрова везти — как можно?..»

Случай, произошедший с моей соседкой, конечно, исключителен. Тем не менее на то, что иные водители общественного транспорта порой невнимательны и не сдержаны за рулем, жалуются, и довольно часто, пассажиры. Среди замечаний немало высказываний о низкой культуре водителей общественного транспорта, о том, что автобусы на маршрутах нередко старые и холодные, в них чувствуется запах бензина и выхлопных газов. Жаловались горожане на дороги, по которым ездят. К примеру, не выдерживает никакой критики подъезд к тубдиспансеру, как и прямая дорога от облбольницы до тубдиспансера, хотя по ней везут больных людей, ездят скорые. Все больше появляется претензий и у тех автолюбителей, что делят с водителями общественного транспорта одну трассу. Побеседовав с ними, резюмируем и их коллективное мнение: «Автобусники (так их зовут в этой среде) ведут себя порой просто вызывающе, выезжают на середину проезжей части, не давая возможности их объехать или подсекают идущий рядом транспорт, тем самым создавая аварийную ситуацию. С ними об этом нужно серьезно беседовать автоинспекторам, учить или наказывать за подобное некорректное поведение на трассе…».

Свой взгляд на проблему у службы перевозок городского отдела ЖКХ, здесь считают, что ситуация под контролем: «Ведется постоянный мониторинг за деятельностью городского пассажирского транспорта с помощью GPS, отслеживается выход маршрутных автобусов строго по графику. Отдел организует проверки, одна из последних была весной, выявлено немало нарушений, все предложения и замечания направлены в автопредприятия для принятия мер». Вопрос о том, ведется ли какая-то учеба тех, кто возит горожан на автобусах, объясняется ли им их особая миссия (людей же возят!), создаются ли для них необходимые условия отдыха, психологической разгрузки, остался без ответа. А жаль. Все это очень важно и на это надо находить и время, и средства. Здоровье и жизнь горожан того стоят.

Директор Кокшетауского автобусного парка Асия Шаримова говорила о нагрузках водителей, их нервной работе, стареющих автобусах, которые они не могут обновить из-за взлетевших цен, проблеме с кадрами: «Если бы у нас был выбор, конечно, от некоторых из нарушителей мы бы сегодня освободились. Неоднократно на совещанияхя поднимала наболевший вопрос: включить подготовку водителей общественного транспорта в программу «Занятость-2020», хватит готовить одних только штукатуров и поваров. Сегодня я готова подписать любой меморандум о трудоустройстве прошедших специальное обучение водителей на наше предприятие. Но пока ничего не меняется. А по поводу ситуации стравмой в автобусе, надо было обратиться ко мне, у нас есть специальный фонд страхования, из которою мы можем компенсировать затраты на лечение».

Поднятая проблема волнует многих. Поэтому обращаемся к нашим читателям: напишите нам свои предложения по улучшению работы общественного транспорта, мы их обязательно опубликуем.

Александра МЯКОТА.

ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Разработаны параметры, осветившие «темные углы»

Противодействию лжепредпринимательству, как одному из источников «теневого» капитала, был посвящен брифинг в департаменте государственных доходов.

Руководитель управления профилактической работы и контроля Коныс Жумагулов отметил, что лжепредпринимательство препятствует созданию конкурентоспособного бизнеса и негативно влияет на развитие экономики страны. Это вызвано тем, что отдельные факты обналичивания бюджетных средств имеют коррупционную составляющую, связанную с так называемыми «откатами» и хищением в рамках государственных закупок. Через создаваемые обналычые фирмы проводятся бюджетные средства, выделяемые на реализацию социальных проектов, различных государственных программ.

Особенность преступлений в сфере лжепредпринимательства состоит в том, что они носят латентный (скрытый) характер, при этом нашим сотрудникам противостоят преступники-«интеплекгуалы», которые разрабатывают различные схемы уклонения от уплаты налогов. Освобождением от налогов является и их занижение. Согласно проведенным исследованиям экспертов, более 90% всех схем уклонения от уплаты налогов используются с участием лжепредпринимательских структур, которые чаще регистрируются в больших городах, и отношения с ними имеет большинство субъектов предпринимательства. В настоящее время работа в данном направлении нацелена на выявление преступлений на ранней стадии их совершения.

Комитетом государственных доходов МФ РК выработаны новые критерии отнесения налогоплательщиков к риску совершения «обнальных» операций. Имеется план совместных действий с Комитетом по финансовому мониторингу, по отработке подозрительных финансовых операций, проводимых через банки второго уровня. В совокупности с принимаемыми мерами со стороны уполномоченных государственных органов, это отразилось на росте поступлений налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса в целом по стране.

Однако недобросовестные налогоплательщики все чаще применяют новые способы уклонения от уплаты налогов и сокрытия следов своих деяний. В последнее время участились схемы по слиянию лжепредприятий с действующими юридическими лицами, а затем их принудительной ликвидации путем применения процедуры банкротства. В противодействие выработаны новые рисковые параметры, позволяющие выявлять на ранней стадии признаки ложного и преднамеренного банкротства, внесены предложения о возможности слияния юридических лиц только после проведения документальных налоговых проверок.

Анализ показал, что в основном услугами лжепредприятий в Акмолинской области пользуются строительные компании, а также организации, осуществляющие закуп лома черного и цветного металлов, предприятия, осуществляющие оборот сельскохозяйственной продукции (зерно, мука и т.д.), торгово-закупочной деятельности, оказывающие транспортные, логистические, проектно-инженерные, маркетинговые услуги. Среди контрагентов (покупателей) лжепредприятий имеются государственные и филиалы национальных компаний.

Руководитель управления расследования правонарушений в налоговой и таможенной сферах Ерсаин Жумабаев сообщил, что в производстве службы экономических расследований по статье 215 Уголовного Кодекса РК «Лжепредпринимательство» находились 37 уголовных дел, в том числе 16 были зарегистрированы в 2016 году. Сумма установленного ущерба составила 159 млн 361 тыс. 419 тенге. В 2016 году по оконченным производством делам сумма возмещения составляет 93 млн 491 тыс. 045 тенге. По четырем предприятиям есть решения суда о признании их регистрации недействительной. Судом удовлетворено три иска о признании сделок недействительными.

В отношении недобросовестных контрагентов в 2016 году по фактам уклонения от уплаты налогов окончено производством 7 уголовных дел. Из них три прекращены по не реабилитирующим основаниям, 4 направлены в суд. По указанным делам сумма установленного ущерба составила 625,5 млн тенге, в ходе расследования возмещено 23 млн 628 тыс. 946 тенге. Окончено производством много-эпизодное дело в отношении пяти лиц, создавших организованную преступную группу в сфере лжепредпринимательства. Причиненный ущерб государству составил 3 млрд 600 млн тенге.

Нурлан ИСКАКОВ, пресс-служба департамента государственных доходов по Акмолинской области.

ИЗ ЗАЛА СУДА

Что посеешь — то получишь

Степногорский городской суд поставил точку в резонансном уголовном деле, фигурантами которого являются сотрудники исправительного учреждения ЕЦ 166/18 в пос. Заводской и осужденные, организовывавшие пытки над «новенькими». Один из них после издевательств скончался.

133-4-4Уголовное дело — в отношении четырех сотрудников колонии: и.о. заместителя начальника ЕЦ-166/18 по режиму и оперативной работе Е., оперуполномоченного группы по противодействию религиозному экстремизму Р., старшего оперуполномоченного оперативного отдела М., заместителя начальника оперативного отдела И., а также заключенных на длительные сроки Данияра Жанзакова, Турарбека Сапашева и Руслана Нургазина. Последний, как вспоминают жители Степногорска, осужден за убийство в 2008 году девушки, вышедшей из ночного клуба.

Трагические события произошли в январе 2016 года. 15-го числа в колонию этапом прибыли двое осужденных Ф. и Е., которых сразу разместили в карантинном отделении. Как говорится в судебном акте, в этот же вечер Жанзаков и Нургазин, подстрекаемые сотрудниками колонии, привели «новенького» Ф. в медицинский кабинет и предложили написать заявление о вступлении в ряды так называемой «добровольной организации осужденных». Ф. отказался, после чего получил 10-15 ударов отрезком транспортерной ленты и был вынужден написать такое заявление. Следующие три дня Жанзаков, Нургазин и Сапашев, с «подачи» должностных лиц и по собственной инициативе систематически избивали второго «новенького». Как покажет позже судмедэкспертиза, смерть наступила от «кровоизлияния под твердую мозговую оболочку головного мозга, осложнившейся развитием его отека и смещения». Сотрудники колонии, желая избежать уголовной ответственности, придумали свою версию произошедшего: якобы Е. упал во время влажной уборки с лестницы и умер. Ее и придерживались в своих показаниях и предупрежденные надзиратели и осужденные.

В первой декаде февраля 2016 года один из обвиняемых сотрудников Р., опасаясь, что правда всплывет наружу, приказал осужденному отформатировать и удалить записи видеорегистратора карантинного отделения.

На суде обвиняемые — как сотрудники, так и осужденные — давали примерно одинаковые показания, отрицая свою причастность к пыткам и издевательствам над Е. и Ф. Вступать в «актив», по их словам, «новеньких» никто не заставлял. К слову, насчет видеокамер бывший и.о. замначальника учреждения Е. утверждал, что они не работают «с конца декабря».

Обвиняемый Данияр Жанзаков, отрицая, что получал указания от должностных лиц бить других осужденных, выдвинул свою версию смерти Е. По его словам, виновный — осужденный Ш., который является завхозом карантинного отделения и проходит по делу как свидетель. Якобы он неоднократно видел, как тот избивал Е. на почве национальной неприязни. Примерно то же показал и другой обвиняемый Руслан Нургазин. Все трое объясняли свои первоначальные показания об избиении новичков давлением и угрозами со стороны следственной группы.

Между тем комиссионная экспертиза показала 128 телесных повреждений на теле Е., которая, по твердому убеждению племянника убитого, исключает версию о смерти по причине падения с лестницы. Он просил самого сурового наказания для всех троих «зеков». Примечательна позиция родных погибшего Е. на суде в отношении обвиняемых экс-сотрудников колонии (полностью выплатившим материальный и моральный ущерб): не назначать наказание, связанное с реальным лишением свободы, так как «именно они не наносили телесные повреждения».

Согласно показаниям второго потерпевшего Ф., сотрудники колонии давали «старичкам-активистам» избивать «новеньких». Он подробно рассказал, как избивали его самого и погибшего Е. За день до смерти его избили из-за того, что тот сильно храпел ночью (от боли в ребрах), а в день трагедии — за то, что не смог заправить кровать. Роковым стал удар Нургазина (во время уборки лестничного марша Е. снова стало плохо) коленом в грудь, отчего тот упал и ударился затылком о бетонный пол.

Согласно приговору суда, трое экс-сотрудников колонии — Е., Р., М. — получили по четыре года условно, а четвертый, И., — два года условно. Все лишены званий и пожизненно — права занимать должности на госслужбе. А троим обвиняемым помимо предыдущих сроков добавили еще по 8 лет лишения свободы. Кроме того, администрации предложено рассмотреть вопрос об ответственности в отношении еще двоих сотрудников ЕЦ, проходящих по делу как свидетели.

Асель АУТАЛИПОВА,
по материалам Степногорского городского суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также