Люди, судьбы, времена…

Более десяти лет назад не стало Куандыка Досмаганбетовича Жоламанова, великого труженика, более сорока лет проработавшего в системе образования и внесшего огромный вклад в подготовку педагогических кадров и развитие высшего образования в Казахстане.

Он родился и вырос в большой дружной семье. Его отец был талантливым человеком, знавшим наизусть целые поэмы, дастаны. О его красноречии и мастерстве вспоминает Сабит Муканов в своей книге «Халық мұрасы». Выросший в такой атмосфере, Куандык Досмаганбетович с детства тянулся к знаниям, отличался от своих сверстников сообразительностью. Хорошо учился он в семилетней школе Булаевского района Северо-Казахстанской области.

Еще с детства, когда он еще только начал ходить в сельскую школу, маленькому Куандыку нравилась учительская работа. Близкие вспоминают, что он всегда с восхищением отзывался об учителях.

Учеба сначала давалась с трудом из-за незнания русского языка, однако упорство и стремление к знаниям позволили ему по окончании семилетки начать здесь же трудовую деятельность в качестве учителя начальных классов. Замечательный человек, директор школы Дмитрий Степанович Зонов, предложил ему давать уроки в 8-9 классах, поскольку в школе не хватало преподавателей. Куандык Досмаганбетович преподавал алгебру, геометрию, тригонометрию и физику, одновременно обучаясь в Петропавловском педагогическом училище. Самостоятельное углубленное изучение полюбившейся математики помогло ему закончить его с отличием.

И с этой поры вся жизнь Куандыка Досмаганбетовича связана с педагогической деятельностью, посвящена обучению и воспитанию молодого поколения.

В 1953 году Куандык Досмаганбетович поступил в Казахский государственный университет на факультет математики. Годы учебы в университете были первой ступенью в его становлении как ученого. Как член научного студенческого общества и Сталинский стипендиант, он выступал с докладами на научных студенческих конференциях. С благодарностью вспоминал своих наставников — академика К.Персидского, доцента В.Харасахала, молодого профессора Х.Ибрашева и др. Он активно занимался общественной работой: организовал первый студенческий домбровый оркестр и казахский хор, возглавлял комсомольскую организацию факультета.

В годы учебы он, как и многие студенты тех лет, испытывал большие материальные трудности и поэтому с теплотой вспоминал своих земляков, студентов-заочников, купивших ему накануне государственного экзамена новый костюм. Да, такое не забывается!

Знания и талант молодого специалиста были замечены окружающими — Куандыку Досмаганбетовичу доверяют директорство в семилетней, а затем и средней школе с.Ленинградское Кокчетавской области. Работу педагог сочетает с повышением своей квалификации, пополнением знаний. Специалиста с высшим образованием, имеющего солидный стаж, Министерство просвещения решило использовать для работы в вузе. С 1960 по 1972 годы К.Жоламанов исполняет обязанности ассистента, заведующего кафедрой физики и математики Семипалатинского зооветеринарного и Павлодарского индустриального и педагогического институтов. После окончания аспирантуры и защиты диссертации в 1972 году почти одновременно с ректором Евгением Ивановичем Боярским он был направлен в Кокчетавский педагогический институт им. Ш.Валиханова проректором по учебной и научной работе. С тех пор судьба Куандыка Досмаганбетовича неразрывно связана с Кокшетауской землей.

Для педагогического института, в котором на тот момент было всего три факультета с русским языком обучения и несколько сотен студентов, начался новый этап в развитии. За годы работы тандема «Боярский-Жоламанов» открылись новые специальности: химия, биология, казахский язык и литература, информатика, художественно-графическое отделение и новые факультеты. Число студентов выросло до 2500, стало больше кандидатов наук среди профессорско-преподавательского состава. Одним из важных достижений работы Куандыка Досмаганбетовича было открытие казахских отделений на всех специальностях: пединститут готовил учителей для казахских школ всего северного региона Казахстана.

Была укреплена материальная база: построены новый корпус университета, общежития, оснащены современным оборудованием лаборатории физики, химии, психологии, функционировал спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник» и т.д. И самое главное, в коллективе была создана атмосфера взаимоуважения, культа творчества и подлинной демократии.

В отношении к молодым преподавателям Куандык Досмаганбетович был не столько начальником, сколько старшим товарищем. Запомнились его слова: «Я вечно начальником не буду, мне важно, как я буду смотреть в глаза людям после того, когда выйду на пенсию». Но такая позиция нисколько не смягчала требования с его стороны, если не сказать, усиливала.

Требовательность к другим в сочетании с требовательностью к себе и справедливостью были хорошим примером для подражания в профессиональном становлении молодых педагогов. Вот почему сотни бывших выпускников с глубокой благодарностью и признательностью вспоминают   К.Д. Жоламанова.

Память у Куандыка Досмаганбетовича была неординарная, а точнее феноменальная. Он помнил 5-10 летней давности проценты, даты, события и даже что в какой папке находится. Вся документация располагалась строго по полочкам. На столе была масса бумаг, но каждая из них лежала на своем месте. Порядок царил во всем: в документах, делах и поступках.

Это был феномен на ниве просвещения, загадка для многих из нас: как можно столько лет неустанно, вкладывая много времени и труда, заниматься одной и той же работой. Для него же это было профессиональной потребностью, сутью его трудовой жизни. Немало людей могло бы сказать, что Куандык Досмаганбетович оставил заметный след в их жизни: кого-то он подталкивал заниматься научной работой, кого-то — ускорить завершение диссертации, а кого-то он продвигал по служебной лестнице.

И к своей преподавательской работе он относился не менее серьезно. Его лекции по математическому анализу отличались научной добросовестностью, философско-мировоззренческой направленностью — ведь он был философом. Это был особый подход, другой профессиональный уровень, чего сейчас так не достает многим преподавателям.

Когда в 1990 году открылась вакансия ректора, коллектив института на эту ответственную должность единодушно избрал Куандыка Досмаганбетовича Жоламанова. Это, несомненно, служит достаточной и заслуженной оценкой труда, огромного вклада педагога от бога в науку и педагогику страны.

Свидетельством весомого вклада в педагогику и науку республики является и то, что ему присвоены звания «Отличник народного просвещения Казахской ССР», «Отличник просвещения СССР», он удостоен Почетной грамоты Верховного Совета Казахской ССР, награжден высшей педагогической наградой Казахстана — медалью им. И.Алтынсарина.

Куандык Досмаганбетович был прекрасным семьянином: вместе с супругой Танзилей Шаграевной он вырастил и воспитал семерых детей, которым дал хорошее воспитание и образование, позволившее им найти себе достойное место вжизни. Одиннадцать внуков чувствовали постоянную заботу со стороны бабушки и дедушки. Много ли найдется людей его возраста, или даже достаточно молодых, кто прочитал все пять томов о современном герое детей Гарри Поттере, на равных обсуждая с внуками содержание книг, всех героев и соответствие фильмов оригиналам? Велика заслуга Танзили Шаграевны, которая сумела создать Куандыку Досмаганбетовичу надежный тыл, взяв на себя заботу о старших, детях и доме.

У нашего народа есть поговорка: в жизни остаются слово поэта и имя замечательного человека. Такие люди, как Куандык Досмаганбетович, являются гордостью и славой родной земли.

Сапар КАСЕНОВ,
старший преподаватель кафедры русской филологии КГУ им. Ш. Уалиханова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также