Марат Бисенгалиев. Концерт как путешествие в пространстве и во времени

Для акмолинских поклонников всемирно известного скрипача Марата Бисенгалиева его концерт, прошедший 18 октября в стенах областной филармонии, — пожалуй, главное музыкальное событие года.

126-6-2

Своим непревзойденным талантом он завоевал любовь миллионов слушателей по всему миру, а всю славу отдает зрителям. Своим творчеством артист все время доказывает, что скрипка — это вовсе не музыка для избранных.

Концерт музыканта, который с завидной регулярностью приезжает в Кокшетау уже на третий юбилей областной филармонии, стал поистине настоящим подарком зрителям к открытию ее 70-го юбилейного сезона. Виртуозное исполнение мастера чередовалось с игрой творческого тандема — струнной группы симфонического оркестра областной филармонии и коллектива «Симфонический оркестр   г. Алматы» — детища Бисенгалиева.

Накануне концерта, выкроив несколько минут в репетиционном процессе, Марат Бисенгалиев ответил на наши вопросы.

Марат Саметович, мы рады вновь видеть Вас в Кокшетау. Нет у Вас ощущения дежавю?

—   Поскольку живу во Франции, я, конечно, должен знать значение этого слова. Нет, пока не почувствовал, это я уже об уровне оркестра областной филармонии. Должен сказать, что он (уровень) стал намного лучше, судя по тому, что музыканты-акмолинцы, сидя на сцене бок о бок с моими музыкантами из Алматы, хорошо справляются со своими партиями. Думаю, с таким составом мы сможем сыграть хороший концерт.

А что прозвучит в нынешней программе?

— Это будет своего рода презентация нового диска «Номад». Его название проистекает из моих внутренних ощущений, вечного желания оказаться на другом конце света, не останавливаться, кочевать, подобно предкам. К примеру, в Казахстан я прилетел из Франции, а до этого был в Индии. «Номад» — это еще и музыкальное путешествие во времени, поскольку на нем — не только мои последние концерты, но и ранние, что не были записаны по разным причинам. Думаю, весьма интересными публике будут работы Алмаса Серкебаева, Андерсона, Дженкинса, Бацинни, а сюрпризом — пьесы Еркеша Шакеева — казахстанского композитора, поэта-песенника, автора и исполнителя, написанные специально для меня. Мы записали альбом в Лондоне с тамошним симфоническим оркестром. И получается, что красивые произведения «Дождь» и «Жди меня» прозвучат всего лишь во второй раз здесь, в Кокшетау.

В своей книге «ДоРе», увидевшей свет в 2011 году, Вы пишете: «Сейчас я на пике своих физических и, быть может, интеллектуальных возможностей». Тот пик уже пройден?

— Знаете, сегодня мне уже порой кажется, что я его еще не достиг. Физически, наверное, да. Но накапливающийся со временем профессиональный опыт дает о себе знать. Какие-то музыкальные вещи, которые я не знал, недопонимал лет в 30-40, сейчас, мне кажется, удаются больше. Возможно, чуть погодя, я перестану играть какие-то, так называемые юношеские произведения, быстрые, напористые, требующие физического напряжения. Кто знает? Но пока с удовольствием исполняю Баццини.

А слезы у публики своей игрой продолжаете вызывать?

— Этого я не знаю. Хотя некоторые зрители мне говорят об этом после концерта. Посмотрим, что скажут кокшетауцы.

Сохранилось ли то самое желание, о котором Вы опять же говорите в книге: каждый раз удивлять публику чемнибудь свеженьким и холодненьким?

— Конечно, именно поэтому я настоял на том, чтобы привезти в Кокшетау костяк своего оркестра из Алматы. Игра с этим коллективом, моим детищем, доставляет мне самое большое удовольствие, больше чем с любыми другими оркестрами мира. Потому что я строю и выполняю вместе с ними музыкальные задачи так, как считаю нужным. И эту нашу совместную работу я хотел бы подарить кокшетауцам, надеюсь, что они оценят творческую зрелость нашего коллектива, несмотря на молодость музыкантов. Кстати, Кокшетау — место, куда я каждый раз приезжаю с превеликим удовольствием, потому что в вашем городе и знающая, и очень благодарная публика. Всегда хочется играть там, где тебя понимают, а выступать перед аудиторией, которая далека от классической музыки — хуже не придумаешь. Во время концерта у меня идет постоянный диалог со зрителем посредством музыки, и аура зала хорошо ощущается. Наиболее благоприятная атмосфера складывается там, где меня знают не как человека, а как музыканта.

Спасибо, такая оценка зрителя музыкантом дорогого стоит. Когдато, еще в 1993 году, концерт в Карнегихолл казался Вам, по вашим словам, конечной целью Вашей жизни. Каковы цели сегодняшние?

— Да, было время, когда я был уверен, что главная премия какого-нибудь престижного конкурса — это предел желаний, сбывшаяся голубая мечта любого музыканта. Дальше — отдых, безмятежность, возможность почивать на лаврах. В советское время так, по-моему, и было — музыкант получал звание народного артиста и на этом успокаивался. Я, живя большую часть жизни в Европе, убедился: титулы там абсолютно не имеют значения, музыканту надо постоянно показывать качество.

Вам тоже приходится?

— Конечно. Чтобы выжить там, необходимо постоянно демонстрировать не только высокое профессиональное мастерство исполнителя, но и качественные навыки менеджера, человека, который умеет думать, находить, внедрять в свои программы новшества, которые бы вызывали настоящий интерес, увлекали зрителя. Мы с коллективом «Симфонический оркестр г. Алматы» стараемся создавать программы, которые «подходят» слушателю, включать элементы, больше ему нравящиеся. То есть направления и возможности у оркестра достаточно широкие, оркестр может играть и на электронных инструментах с кристальной подсветкой.

Вы попрежнему работаете с созданным Вами индийским оркестром в Мумбае?

— У оркестра большое будущее, поэтому мне хотелось бы вложить в этих молодых людей, которых я сам выбрал, побольше сил. Каждый из них- музыкант высокого класса, поэтому, работая с ними, многому у них учусь.

Вы остались таким же космополитом в душе?

— Наверное, да. Но при этом я большой патриот своей страны. Во мне всегда присутствует желание сделать что-нибудь для Казахстана.

И мысль о создании в стране фонда музыкальных инструментов одно из них? Увенчалось ли это начинание успехом?

— Да, такое предприятие имеет место быть, родившееся из моей какой-то маниакальной любви к приобретению инструментов. В прошлом году, по-моему, в декабре, я на конкурсной основе раздал свои личные инструменты молодым музыкантам и в Казахстане, и в Индии. В «Симфоническом оркестре г. Алматы» многие ребята играют на них. К примеру, на втором пульте девочка играет на моей скрипке — очень дорогом, хорошем итальянском инструменте, с которым сделано большинство моих записей. Покупка инструментов для меня — своего рода хобби, переросшее в болезнь. Затем я раздаю их ребятам, не дарю, а даю попользоваться молодым музыкантам. Делаю это потому, что хорошо помню, как страдал сам без инструмента, который не мог приобрести из-за отсутствия денег. А теперь у меня есть возможность покупать хорошо звучащие, недорогие скрипки и снабжать ими молодежь. Потом они переходят к начинающим ребятам. Словом, это была моя попытка создать фонд с привлечением алматинских спонсоров, но, увы, никто не откликнулся. Помогать инструментарием надо не профессионалам, а именно студентам, которые только проходят становление, они должны «расти» на хороших инструментах. Кстати, в прошлый свой приезд в Кокшетау я подарил свою скрипку, на которой играл еще в консерватории, концертмейстеру симфонического оркестра областной филармонии.

Большое Вам спасибо за беседу и надеемся увидеть Вас вновь на кокшетауской земле.

126-6-3

P. S. Кокшетауские ценители классической музыки сказали свое слово аплодисментами, переходящими в овации. Они высоко оценили большой подарок областной филармонии своим зрителям, равного которому город давно не получал. Безмерно радует, что у нас еще раз побывал сам Марат Бисенгалиев. Он, приехав в другой конец страны, привез и подлинные инструменты, и свой талантливый коллектив. Вечер был поистине незабываемым. В одном концерте слились воедино красота музыкального произведения, талант исполнителей и звучание инструментов. И это действительно стоило услышать.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также