АВТОДРАЙВ: Газ и бензин: выхлоп один?, Хамство на дороге: воспитывать или терпеть, А «улов» был таков, Осторожно, за рулем Она, или Как научиться водить

Топливный вопрос
Газ и бензин: выхлоп один?
В последнее время тема перехода машин на газовое топливо поднимается все чаще. В сравнении с бензином газ считается более экономичным и экологичным топливом.

124-5-1

Стремительный рост цен на бензин вынуждает многих казахстанцев ставить своих железных коней в гаражи до лучших времен или задумываться об альтернативном топливе. Установка ГБО и переход на газ в качестве топлива участились в последние два года. Используются два вида газообразного топлива: метан и пропано-бутановая смесь. Из-за дороговизны оборудования первого вида топлива и небольшого количества его заправок в нашем регионе большинство автомобилистов предпочитают установки, работающие на пропано-бутановом топливе.

Специалист ИП «Касымов С.У.» Мереке Устимбек, третий год занимающийся установкой на авто газового оборудования, рассказал, почему водители все чаще переходят на газ, отметив, что эта услуга в последнее время становится все более популярна. В месяц на фирму обращается более двадцати автовладельцев.

— В сравнении с бензиновыми двигателями у ГБО есть много преимуществ. По словам водителей, главная причина перехода на газ — экономия. В данный момент средняя цена бензина марки АИ-92 составляет в областном центре 129 тенге за литр, газ стоит 51-70 тенге за литр. Даже если допустить, что при работе на газе мощность двигателя снижается на 10-15% (что, к слову, по наблюдениям многих, не соответствует действительности), а потребление вырастает на 10%, средняя экономия в денежном выражении составляет примерно 70%. С увеличением объема двигателя или ежедневного километража экономия растет. Именно по этой причине ГБО особо популярно среди водителей внедорожников, грузовых автомобилей, а также среди таксистов.

Кроме уменьшения расходов на топливо, у ГБО есть еще ряд преимуществ перед бензиновыми двигателями. В результате сгорания газа образуется меньшее количество вредных выбросов. Благодаря высокому октановому числу топлива (103) увеличивается ресурс работы двигателя. Газовая смесь менее агрессивна в сравнении с бензином, поэтому не смывает масляную пленку со стенок цилиндров двигателя. Увеличивается срок работы свечей и срок службы моторного масла. В то же время существуют иные мнения по поводу ГБО. Одно из самых популярных — автомобили на газовом топливе более взрывоопасны при попадании в аварию. Толщина стенок баллона составляет 3-7 мм, и этого более чем достаточно даже в аварийной ситуации. Собеседник отметил, что некоторые из его клиентов попадали в аварию. Газовое оборудование сохранялось лучше других частей двигателя, и было пригодно к повторному использованию.

Цена вопроса

В данный момент стоимость ГБО достаточно высока. Большинство кокшетауских компаний устанавливает оборудование польского (Digitronic) и итальянского производства второго и четвертого поколений. Цена на газовое оборудование зависит не только от поколения, но и от типа двигателя и емкости баллона. К примеру, в ИП «Касымов С.У.» установка оборудования на четырехцилиндровый двигатель (объем от 0,8 до 2,8 литра) будет стоить от 140 до 170 тысяч тенге, на шестицилиндровый двигатель (объем 2,8 до 3,5 литра) — от 185 до 220 тысяч, на восьмицилиндровый двигатель (от 4 литров и выше) — от 220 до 260 тысяч тенге. При такой стоимости ГБО обычно окупается за 5-12 месяцев. Но у автовладельцев возникают дополнительные расходы на замену газовых фильтров, которые необходимо менять примерно после каждых 15-20 тысяч километров пробега. Их цена составляет 2000-2500 тенге вместе с установкой.

При установке ГБО в машину со стандартным бензиновым двигателем нет необходимости в конструктивных изменениях, к существующим деталям добавляется дополнительное оборудование и газовый баллон, который по желанию устанавливается вместо запаски или в багажник. Процесс установки ГБО занимает два-три дня. Установка газового баллона в багажник и работы под капотом машины проходят одновременно. При установке ГБО двигатель частично разбирают, не извлекая из машины. Много времени занимает настройка и отладка электроники.

Возможность перехода машин на природный газ имеет не только экономическую, но и экологическую подоплеку. Многие экологи возлагают на ГБО надежды на снижение вредных выбросов от автомобилей. Эта проблема особенно актуальна для мегаполисов, где уровень загрязнения атмосферы достигает высоких показателей. При этом, как отмечают эксперты, более 70% вредных веществ выбрасывается именно автомобилями.

— Поставил ГБО в первую очередь из-за экономии, — делится автовладелец Сергей Мутасов. — Приходится много ездить по работе, а расход бензина в условиях города ощутимо бил по карману. Сейчас экономия на топливе составляет около 70%. Кроме того, появился еще один важный плюс — дополнительный бак. Емкость бензобака — 70 литров, газовый баллон рассчитан на 52 литра. Могу от Кокшетау до Астаны проехать без дозаправки. Разговоры о снижении ходовых качеств машины при работе на пропан-бутановом топливе не подтвердились на практике. На газе машина ездит даже лучше, чем на бензине. Многие друзья, понаблюдав за мной, также приняли решение перейти на газ. Недостатки? Мало заправок, — считает Сергей. — Непонятна недавно возникшая в городе ситуация, когда газ практически на всех заправках исчез, а буквально через неделю-полторы появился вновь, но уже не по 45 тенге, как был, а дороже.

— Думал о переводе машины на газ. По моим подсчетам получается хорошая экономия. Правда, цены на установки пока высоковаты. Для старой машины газовую установку вообще не имеет смысла покупать, выйдет полцены машины. И потом, говорят, что это повлияет на снижение мощности мотора, что негативно отразится на проходимости. Окончательного решения я еще не принял, — говорит Михаил Игнатьев.

Так что же мешает массовому переходу на газ? Наши собеседники отчасти ответили на этот вопрос. Людей смущает высокая цена оборудования, минимальный срок окупаемости которого — 5 месяцев. Владельцы новых автомобилей боятся вносить изменения в конструкцию своего «железного коня», не предусмотренные производителем. Некоторые верят в стереотипы о повышенной аварийной опасности машин на газе. Большинство же просто продолжают ездить на бензине. Специалисты отмечают, что эту ситуацию могут изменить только государственные программы в виде налоговых льгот или других инструментов, стимулирующих водителей переходить на ГБО.

К слову, в Правительстве уже не раз поднимался вопрос о переводе автомобилей с бензина на газ. Депутаты думают о том, как убедить граждан пользоваться экологически чистым топливом. Не исключено, что появятся законы, которые будут стимулировать автомобилистов для установки ГБО. Планируется увеличить количество заправок по продаже автогаза, сделать налоговые преференции для трейдеров и владельцев авто на газе и т.п. Мажилисмены подсчитали, если народ начнет активно переходить на газовое топливо, то можно не только сэкономить и улучшить экологическую обстановку в стране, но вообще свести к нулю импорт бензина.

Марина МАРКЕВИЧ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Акцент

Хамство на дороге: воспитывать или терпеть

Любой водительпрофессионал или любительс ходу припомнит и назовет целую дюжину различных ситуаций, которые можно объединить под общей вывеской: дорожное бескультурье.

Самые распространенные случаи из этой категории, по мнению опрошенных нами горожан-автомобилистов, это так называемое «подрезание», когда водители, сквозанув мимо стоящей, либо еще хуже — едущей машины, вклиниваются впереди без всякой возможности соблюсти положенную дистанцию. Раздражают законопослушных водителей их коллеги, что не очень любят стоять в очереди при повороте налево. Как правило, сразу же вслед за первым торопящимся такие же торопыги образуют параллельную очередь на левый поворот. На перекрестке в часы пик — столпотворение. Иных очень злит, когда поворачивающий водитель включает предупреждающий сигнал буквально перед самым поворотом, а также любители сигналить особенно на светофорах, которым, наверно, кажется, что никто кроме них не видит включившийся зеленый свет. Еще раздражает, когда идущий сзади водила-лихач начинает моргать фарами или сигналить, требуя пропустить его вперед на левой полосе, дескать, место таких тихоходов-полоса правая. Свою долю в общее хамство на дорогах вносят и пешеходы, зачастую это молодые люди, демонстративно и вальяжно пересекающие пешеходный переход. Особая статья, а вернее, мощный раздражающий фактор, делятся водители, наши стражи порядка, позволяющие себе ездить за рулем, не пристегивая ремни безопасности…

124-5-2

Раздражают многих мужчин-водителей автоледи, число которых сегодня, наверное, уже сравнялось с представителями сильной половины. Коллега рассказывала, как среагировавший на ее неверный, по его мнению, маневр мужчина, не поленился выйти из машины и попросту обложил девушку… нехорошими словами.

И перечислять сей длинющий список можно довольно долго.

Откуда оно берется?

А есть ли возможность избежать как-то «встречи» с этим явлением общего бескультурья, искоренить его? За комментарием обратились к известному в Кокшетау психологу, руководителю ОФ «Поддержка и развитие психологической культуры» Ирине Терентьевой, дабы понять, откуда все-таки оно (хамство) берется там, на дороге, когда внимание всех водителей, казалось бы, должно быть сконцентрировано на безопасности собственной либо тех, кого везешь. Кажется, в громадном движущемся потоке авто должно быть не до хамства и тем более не до ответов и реакции на них. Ирина Михайловна говорит: «Дорога — это концентрированная часть нашей реальности, отражающая коммуникации в сжатом и «скоростном» виде. Водители автомобилей ругают друг друга и пешеходов. Те, в свою очередь, отвечают не лучшим образом всем, кто передвигается на транспорте: мотоциклистам, автомобилистам, автобусникам. Это все — признаки общей городской культуры. В грубом поведении и скрывается, и открывается масса разных эмоций: страх, ненависть, гнев, азарт…

Поведение на дорогах — это один из индикаторов реальных межличностных коммуникаций. За такое поведение надо не только наказывать, но и неустанно воспитывать, обучать, демонстрировать хорошие примеры. Ведь дорожные коммуникации могут быть травмоопасны в прямом и переносном смысле слова: от переживаемого стресса до летального исхода».

Основа основжитейская мудрость

В отношении хамского поведения на наших дорогах нет методов, которые дали бы быстрый результат. В суд на хама, у которого, возможно, мысль еще не появилась, а слово грубое вылетело, не подашь. Психологи, конечно, правы: реагировать на хамство необходимо спокойно, подчеркнуто вежливым обращением, хорошо бы с юмором, позитивно отнестись к случившейся разборке на дороге, но все это, кажется, больше работает в другой, внедорожной жизни. Хотя в некоторых случаях то, что выглядит хамством, кажется, и не хамство вовсе, а глупый, неконтролируемый поступок. Например, подъехал ночью к дому, а из авто несется громкая музыка, разбудившая половину его жителей, или выбросил мусор из окна машины. И в этот момент автолюбитель не пытается доказать всем свою крутизну, он просто не задумывается о том, что причиняет кому-то неудобства: подъехал всего-то на минутку; не тонну же мусора вывалил из машины…

Совершенно точно одно — жесткие способы в борьбе с этим явлением не сработают. Отвечая на хамство хамством, как, впрочем, зачастую и происходит повсеместно, любой человек автоматически становится в один ряд с теми, кто хамит. И все-таки совсем ничего не делать — нельзя. Однако готового рецепта, пожалуй, не подскажет никто. Во всяком случае, ни один наш респондент нам его не дал. Получается, нужно молча сносить все эти «подрезания», или то, что аккурат перед твоей машиной вклинился, едва не задев любимую «ласточку», очередной наглый торопыга, все эти сигналы, тяжелую жаргонную лексику в открытое окно? Ответ, по всей вероятности, увы, да. Самым правильным вариантом в любой «хамской» ситуации будет один — простое, житейское, общеизвестное правило трех «Д» — основа основ контраварийного вождения.

Согласитесь, оживленная дорога — не место призывать к порядочности людей, которые уже сложились как хамы, их уже, пожалуй, и не перевоспитать. Все, что в силах законопослушных автомобилистов, а таких, мы уверены, все-таки большинство, — по мере возможности не уподобляться хамам, подавая дурной пример, не растить их самим же, действуя точно также, новое поколение хамоватых водителей. Со временем, почувствовав иное отношение, они все-таки станут ездить по правилам, а не, как говорят в народе, по понятиям. Ведь ясно, как божий день, — первостепенная задача любого участника дорожного движения — обеспечить и себе, и едущему рядом, безопасный проезд. В любой ситуации, которая может возникнуть в переполненном автомобильном потоке, инстинкт самосохранения не должен подавляться желанием наказать хама и отстоять свою правоту. Кому она, ваша правота, будет нужна, случись, не дай Бог, непредсказуемое.

Раушан УТЕУЛИНА.

Только факты

А «улов» был таков

Акмолинские полицейскиесотрудники ДПСподвели итоги очередного оперативнопрофилактического мероприятия «Безопасная дорога», прошедшего на территории области с 6 по 9 октября. За четыре дня плотных проверок у полицейских вновь было много работы, ибо нарушителей ПДД на наших дорогах, увы, меньше не становится. Как и тех, кто садится за руль «под градусом», в полной уверенности, что держит ситуацию под контролем.

Цели этой традиционной спецоперации — профилактика дорожно-транспортных происшествий и стабилизация уровня аварийности на дорогах. В течение четырех дней в разных концах области надзор за дорожным движением осуществляли порядка 1300 полицейских — сотрудников дорожно-патрульной службы. Им на подмогу на местах выходили участковые инспекторы полиции.

Казалось бы, четыре дня — срок небольшой, однако за время, пока проводилась эта спецоперация, стражи порядка зафиксировали в общем 1755 нарушений Правил дорожного движения. И если бы дело обошлось только этим. К сожалению, армия водителей, позволяющих себе принять спиртное и сесть после этого за руль, достаточно велика и в нашей области. Только вдумайтесь в цифру: за эти четыре дня были задержаны за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения… 100 человек. Всем им грозит лишение водительских прав сроком на три года. А четверым автолюбителям, которые совершили такое правонарушение повторно, грозит ответственность уголовная. Что же, у этих горе-водителей, а вернее сказать, преступников будет время крепко запомнить, что появление нетрезвого водителя как в плотном потоке транспорта в большом городе, так и на загородной дороге в любую минуту может привести к ДТП с тяжелыми последствиями.

Ну, и приведем пример для пущей наглядности. Так, в Есильском районе сотрудники батальона дорожной полиции в 4 часа утра остановили автомашину марки «Ауди-А6» для проверки документов ее владельца. От 28-летнего местного жителя несло алкоголем, поэтому он был направлен на медицинское освидетельствование. Эксперты установили у мужчины алкогольное опьянение средней степени. Дальнейшая проверка показала, что задержанный водитель пьяным за руль садился уже неоднократно. Более того, в феврале 2012 года решением Есильского районного суда был лишен права управления автотранспортом сроком на 5 лет. В настоящее время нарушителю грозит уголовная ответственность, а также штраф в размере 500 МРП либо арест до 90 суток.

Кроме того, за период ОПМ «Безопасная дорога» к административной ответственности за превышение скоростного режима привлечено 342 водителя, за неиспользование ремней безопасности — 338, за использование сотового телефона — 179.

Рахим БЕКОВ,
по материалам прессслужбы ДВД области.

Советы автоледи

Осторожно, за рулем Она, или Как научиться водить

Этот шутливый заголовокреакция едва ли не большинства автолюбителеймужчин. Насколько ее «заслужили» леди за рулем и как водить, учитывая, что на городской дороге с огромным потоком машин каждый день возникают нестандартные ситуации?

«В этом вижу только плюсы. Опасаются, значит будут держаться подальше, — также шутливо отвечает автоледи со стажем Айгуль Акмолдина из г. Кокшетау. — Мужчины вообще склонны приписывать женщинам кучу недостатков, анекдотов по этому поводу достаточно. Правда, и мы даем немало поводов». И добавляет: «Сегодня новичкам непросто-автомобилей очень много, культура вождения «хромает». Конечно, от форс-мажора уникального рецепта нет, но могу поделиться некоторыми советами с теми, кто только начинает водить», — говорит она.

124-5-3

Моя собеседница за рулем почти 12 лет. Рассказывает, что верное средство перестать бояться — понять, что научиться ездить — острая необходимость. Она считает, что научиться водить может каждый, все дело в навыках, которые должны нарабатываться, доводиться до автоматизма, разумеется, с хорошо усвоенной теорией — знаниями правил дорожного движения. «Без опыта никто не водит автомобиль как гонщик,- уверена Айгуль. — Сама свои первые выезды после получения водительского удостоверения вспомнить без улыбки не могу: по прямой-то двигалась медленно, не говоря о маневрах. Было страшно до жути. В какой-то момент поняла, что никто не справится с этим, кроме меня самой, и сразу стало легче». Поэтому вот первый совет: не ищите в себе слабости и комплексы, не слушайте зудящих мужей (или других, кто не уверен в вас). Кстати, на первых порах слабонервным и невыдержанным не место в вашей машине. Второе, по ее словам, не менее важное: водитель-новичок должен «почувствовать» руль. «Ездила по ночным улицам, рано утром, чтобы ощутить скорость, понять габариты своего автомобиля, научиться пересекать регулируемый перекресток. Движение в это время не столь интенсивное, поэтому можно «отрабатывать» повороты, развороты без боязни создать аварийную ситуацию. Как правило, верно «вписаться», скажем, в поворот, сразу редко получается», — добавляет она.

Третий совет — постоянная практика. «Как можно чаще выезжать, каждый день самостоятельно оттачивать навыки вождения, — продолжает автоледи. — Пользуйтесь любой возможностью, например, сначала в ближний магазин за продуктами, на работу и обратно по одной и той же дороге, в салон красоты подальше от дома. А потом, после тренировочных выездов, постепенно осваивать и оживленные улицы, когда уже чувствуешь, где педаль газа, а где тормоз. «Всем, кто решил сесть за руль, — терпения и силы воли, — искренне желает Айгуль. — Научиться водить автомобиль в целом нелегко. Это ответственный шаг, далеко не развлечение, и относиться к нему легкомысленно нельзя. Не бросайте начатое! Как только увидите первые успехи, придет уверенность, а вождение станет неотъемлемой частью жизни, если не любимым занятием».

Аэлита ТАЕВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также