ЧИТАТЕЛИ В КОНТАКТЕ С «АП»: И «Учитель года», и «Ақмола ханымы», «Лесничий» нашел поддержку, Вместо жизни соцсети?, Хорошеет мой город родной, В клубе интересных встреч, О профилактике опасных инфекций

И «Учитель года», и «Ақмола ханымы»

118-1-1Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий.

В наше время те, кто мечтает хорошо зарабатывать, и при этом особо не выкладываясь, вряд ли выберут путь школьного учителя. Педагогика — удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали «сеять разумное, доброе, вечное», формировать новое поколение. От педагогов требуется многое: быть корректными, внимательно относиться к детям, проявлять незаурядный интерес к своей работе, предмету.

Одним из таких энтузиастов является учитель английского языка средней школы №5 аула Акмол Целиноградского района Светлана Жунусова. Она свободно владеет казахским, русским и английским языками. По национальности украинка, что никаким образом не повлияло на ее стремление выучить казахский язык.

121-4-1

Светлана Васильевна родом из Баянаула, а точнее, из отдаленного аула Узынбулак. Окончив сельскую школу, окрыленная мечтами о будущем, она легко поступает в Алматинский институт иностранных языков. Там же красивая и обаятельная девушка встречает своего будущего мужа Маната Жунусова. В 1984 году молодая семья Жунусовых начинает свой жизненный путь в поселке Пригородный Державинского района бывшей Тургайской области. Да так и задержалась учительница на 30 лет в сельской школе.

— У меня две дочери, живем со свекровью, ей уже под 90 лет. Мы с Манатом очень счастливы, потому что Насипа-апа всю жизнь с нами рядом и воспитала всех своих детей хорошими людьми. Мы научились у нее многому, а самое главное, получили ее благословение, которое нам помогает в жизни, — говорит Светлана Жунусова.

О заслугах ее можно говорить долго. Весной этого года в конкурсе «Учитель года» Светлана Васильевна заняла первое место, продемонстрировав многогранность своих талантов. Например, свободно владея государственным языком, она исполнила на казахском языке песню, посвященную учителям. Быстро нашла общий язык на 20-минутном отрывке урока в незнакомом кабинете с незнакомыми учениками. Ей удалось настроить детей на работу: они отвечали, читали, составляли предложения. «Лучший педагог-2016» — это достойная награда для такого учителя, как С. Жунусова.

В этом году в школе нового районного центра был введен проект «Три языка». В течение восьми лет также беспрерывно работает творческий кружок «Полиглот», который помогает детям быстро освоить специфические уроки. А летом нынешнего года, во время каникул, учащиеся охотно посещали такой же специализированный кружок «Школа языков». В этом направлении педагогический коллектив работает на постоянной основе.

Светлана Жунусова — обладатель приза областного конкурса «Ақмола ханымы», что свидетельствует и о ее человеческих качествах.

Известный немецкий философ К. Фрелих писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». А школа аула Акмол по праву гордится таким педагогом, как Светлана Жунусова.

Динара КУСЕЛЬБАЕВА.
Целиноградский район.

«Лесничий» нашел поддержку

Доброе дело всегда значимо, а если оно имеет продолжение, то важнее вдвойне, считает директор Краснокордонской основной школы Наталья Соболева. Она имеет в виду давнюю традицию этой учебной организациизаботу о лесе, которую и школьники, и педагоги считают своей наиважнейшей обязанностью и долгом. Вот уже более четырех десятилетий здесь действует школьный клуб «Лесничий», в состав которого входят ученики всех возрастовот самых маленьких до старшеклассников. Детвору учат любить и понимать природу, оберегать ее.

Сегодня и не сосчитать, сколько истинных друзей леса выпустила в жизнь маленькая сельская школа! А недавно ее администрация выступила с новой инициативой — на определенном участке земли открыть мини-питомник, где под руководством взрослых, опытных специалистов дети могли бы выращивать редкие для Красного Кордона виды деревьев и растений, например, пихту или можжевельник, которые в местных условиях не произрастают. При этом достигаются весьма важные цели — приобщение школьников к полезному труду, научное наблюдение за ростом и развитием посадочного материала и, конечно, воспитание в душе каждого ребенка любви и бережного отношения к окружающему миру природы. Работая в мини-питомнике, дети таким образом еще и вносят свой вклад в озеленение и благоустройство родного села.

121-4-2

Хорошая инициатива краснокордонцев нашла поддержку в лице руководителя областного штаба МТО «Жасыл ел» Владимира Одинцова, который предложил проводить эту работу совместными усилиями и оказать помощь сельской школе в посадке растений, контроле за ними и т.д.

Недавно состоялось торжественное открытие питомника. Тепло поздравила коллектив учителей и учащихся с этим поистине замечательным событием ветеран педагогического труда, бывший учитель и завуч этой школы Валентина Леонова, подчеркнув, что Краснокордонская ОШ издавна славилась своими достижениями и добрыми традициями, одна из которых — охрана окружающей среды. Детское лесничество, созданное в начале семидесятых годов прошлого столетия, занималось этой проблемой не по-детски серьезно, проводя огромную работу в экологическом направлении, участвуя и побеждая в различных соревнованиях и конкурсах, разрабатывая и успешно защищая свои проекты, проникнутые заботой о флоре и фауне родного края.

И это неслучайно, ведь село Красный Кордон можно смело назвать «сердцем» Зерендинского районного филиала государственного национального природного парка «Кокшетау». Здесь живут и трудятся люди, посвятившие свою жизнь служению матушке-природе, дети и внуки которых с малых лет впитали любовь к удивительному и прекрасному миру растений и животных. Поэтому клуб «Лесничий» давно и прочно стал «визитной карточкой» школы, ее гордостью. Как справедливо заметила госинспектор по науке филиала РГУ ГНПП «Кокшетау» Надежда Лантух, ученики этой школы никогда не позволят себе сломать дерево, разорить птичье гнездо, никогда не подвергнут лес опасности пожара и не пройдут мимо грозящей ему беды.

Помогать словом и делом школьникам в выполнении взятых на себя обязанностей вызвались госинспекторы ГНПП Денис Добычин, Абай Каирбеков, Вадим Скальский, Марат Секенов, которые приняли участие в церемонии открытия мини-питомника и помогли первокласснику Диасу Оразы вбить «первый колышек» — установить табличку, обозначившую территорию опытного участка.

Пока шло открытие мини-питомника, моросил дождь, что во все времена считалось хорошей приметой. Наверное, природа решила именно так обозначить свое участие в столь нужном, благородном деле, а потом в знак одобрения выпустила на небосвод яркое солнышко, пожелав юным природолюбам и лесоводам интересной, плодотворной деятельности…

Светлана КИМ.
Зерендинский район.

ВИРТУАЛЬНОСТЬ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Вместо жизни соцсети?

Может ли негативно сказаться на психике чрезмерное увлечение социальными сетями: «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook» или «Twitter»?

Конечно, здесь пользователям открывается море возможностей для переписки с друзьями, родственниками или коллегами, для просмотра мультимедиа, полезной и не очень информации, можно объединяться в группы по интересам, а также делиться с окружающими последними новостями из своей жизни, главное — это все в рамках одного сайта. Именно многофункциональностью и объясняется популярность таких ресурсов. Но, несмотря на все вышеописанные неоспоримые преимущества, бед натворить сети могут немало.

Вызывают ли социальные сети зависимость?

К сожалению, это так. Возникновение привязанности обусловлено несколькими факторами. Во-первых, центры удовольствия, расположенные в нашем головном мозге, стимулируются во время работы в сетях. Приятные ощущения возникают, когда мы замечаем под своим фото или новостью позитивный отзыв, комментарий или «лайк». Позитивные эмоции — тоже стойкий «наркотик» и мало кто от них откажется, поэтому мы все чаще и больше времени проводим за усовершенствованием своего профиля в сети.

Платформы, рассчитанные на большое количество пользователей, устроены таким образом, что информация поступает небольшими порциями. Пользователь может одновременно слушать музыку, общаться с друзьями, комментировать события, читать интересные посты, смеяться над анекдотами -дела несложные и осуществимые в комплексе. К такой доступности наш организм, точнее мозг привыкает точно также, как к щелканью орешков или семечек.

Сделали новое фото? Совсем не нужно бегать по всем друзьям и показывать его — достаточно выложить снимок в интернет и наслаждаться десятками, а то и сотнями комментариев друзей и знакомых. Согласитесь — все так удобно, что менять ничего не хочется.

Плохое настроение, ни книжек, ни фильмов не хочется… А вот почитать в сети интересную статью, которую и искать не нужно, очень даже то. Интернет-ресурс сам ее вам предложит, и вроде проблема решена!

«Минусы» социальных сетей

Многофункциональность любимых сайтов значительно снижает возможность длительной концентрации внимания на одном объекте. Мышление не может справляться с обдумыванием конкретной задачи — мы все время распыляемся на более мелкие вопросы. Детское мышление особенно подвержено такой деформации, благодаря пластичности психики юного поколения.

Мы начинаем зависеть от информации. Мозг постоянно требует «пищу», привыкнув получать ее ежедневно, в небольших количествах, подобно жвачке. От полученной информации впечатления сменяются, подобно цветам радуги — одно краше другого, а утомление вызывается даже самой работой за компьютером, независимо читаете ли вы просто шутки или смотрите картинки.

Если вы сидите в соцсети и читаете на первый взгляд «умную» статью, это еще не значит, что мозг занимается полноценной интеллектуальной деятельностью. Вы просто что-то делаете, не обращая внимания на качество информации, подпитывающей ваш мозг. Весь этот процесс напоминает набитый конфетами рот, причем лакомства разных видов и сортов. Как вы думаете, легко ли почувствовать вкус каждой конфеты, если они превратились в единое месиво? Такое пичканье мозга превращает даже умного человека в замкнутого зомби. За постом про несчастную собаку, которую бросили хозяева на произвол судьбы, следует веселящий рассказ о товарищах-неудачниках, а после лирического стихотворения вы наталкиваетесь на пошлый анекдот — разве можно в таком калейдоскопе эмоций прочувствовать их все одновременно? Разве можно сразу испытывать сочувствие, разочарование, радость и грусть? Самое пагубное, что такое неполноценное получение эмоций может перенестись в реальную жизнь — мы не сможем оказать сочувствие тому, кто просит милостыню или порадоваться за удачи друзей.

Как минимизировать вред от социальных сетей?

Чтобы не навредить себе во время поглощения информации, общения и просмотра прочих интересных вещей, регулируйте время, отведенное на посещение социальных ресурсов. Совсем не обязательно заходить туда ежечасно, чтобы посмотреть, что там без вас произошло. Лучше прогуляйтесь, сделайте уборку или нарисуйте картинку — пусть мозг немного отдохнет. Подумайте о том, сколько бы всего полезного вы сделали, если бы не комментировали фотографии и не обсуждали события. Посчитайте, чего вы себя лишаете из-за обыкновенного сайта! Займитесь самообразованием и совершенствованием — станьте немного лучше, освободитесь от ненужной привычки, осознайте, что это просто необходимо. Не стоит вычеркивать социальные платформы из своей жизни — ведь такой разрыв может быть весьма болезненным, просто используйте те возможности, которые считаете наиболее полезными — отыскать одноклассника, узнать о новинке кинематографии или прослушать любимую музыкальную композицию. Каждый может найти для себя что-то хорошее, а от плохого влияния отказаться навсегда.

Айнагуль АЛХАИРОВА,
специалист отдела пропаганды ОЦФЗОЖ.

WWW.APGAZETA.KZ

Хорошеет мой город родной

На интернетсайт нашей газеты пришло письмо от одного из наших читателей, в котором он рассуждает о том, как менялся и рос его родной город Кокшетау, делится своим мнением о дальнейшем улучшении. Вот, что он написал:

«С каждым годом хорошеет мой родной город Кокшетау. Я в какой-то мере был свидетелем и в какой-то мере «зачинщиком» некоторых изменений в городе. Первый генплан застройки г. Кокшетау был разработан при первом секретаре Кокчетавско-го обкома партии Еркине Ауельбекове. Прибрежная зона озера Копа должна была стать зоной отдыха. Начиная от места впадения речки Кылшакты в озеро до района, прозванного в народе «Бармашка», ограничением, кажется, ул. Кузнечной, все частные жилые строения должны были быть снесены, а на свободной площадке высажены деревья, установлены малые объекты для отдыха.

Первым объектом, помнится, была площадка рынка «Шайба». Начали проводить очистку озера Копа. Установлены были драги. Но чтобы выполнить эти работы нужны были огромные средства, помимо запланированных. Ввиду отсутствия достаточных средств, эти работы были приостановлены. В каждый приезд в область в то время главы республики Динмухамеда Кунаева руководство просило средства. Каждый новый руководитель области хотел оставить после себя память. К примеру, при Оразбеке Куанышеве были снесены дома по улице Горького, начиная от ул. Карла Маркса (нынешняя Абая) до речки Кылшакты. Все строительные и крупные организации, заводы обязаны были возводить жилые дома, общежития. Все вначале строилось без включения в годовой план. Сколько это стоило нервов и здоровья…

В нынешнем году исполняется 35 лет со дня открытия филиала Целиноградского сельхозинститута — детища Оразбека Куанышева. Сменивший его на посту руководителя области Мактай Сагдиев, продолжил развитие города дальше в северном направлении. Здесь уже работать было легче, поскольку обходились без сноса. Жалко, что речка Кылшакты, начиная от района вокзала и до впадения в озеро, пребывает в унылом состоянии. Раньше под кураторством бывшего первого заместителя облисполкома К. Налаева часть берега речки была забетонирована.

Такие «одетые» в бетон берега речушки, протекающей через весь наш город, всегда были моей мечтой.

А другую мечту осуществил незнакомый мне человек. Спасибо ему. Он установил на горе Букпа наименование нашего города. Теперь хорошо было бы восстановить как памятник прошлому ветряную мельницу на берегу озера, на месте впадения в него речки Кылшакты. Если есть старожилы, живущие там, они помнят ту мельницу. Очень жалко, что снесли детский городок в парке. Автором его был городской архитектор Анатолий Никулин. На мой взгляд, в городе надо больше развивать малую архитектуру. Она бы здорово украсила областной центр».

Кайрат ИСКАКОВ.

ЗНАКОМСТВО С ПАРКОМ

В клубе интересных встреч

Что мы знаем о государственном национальном природном парке «Кокшетау»? Узнать о его работе по сохранению и восстановлению уникальных горнолесных и озерных экосистем узнавали кокшетауские школьники на заседании клуба интересных встреч в областном историкокраеведческом музее, которую посвятили 20-летию ГНПП.

121-4-3

Соорганизаторами мероприятия для молодежи стали филиал РОО «Единая детско-юношеская организация «Жас ¥лан» и центр внешкольной работы «Әулет». Гостями стали сотрудники парка во главе с заместителем директора ГНПП «Кокшетау» Алибеком Кокишевым, которые рассказали старшеклассникам немало увлекательного, знакомя их с историей родного края. Так, ребята узнали, что основная территория ГНПП в 60 километрах от Кокшетау занимает более 182000 гектаров и включает горно-лесные массивы, акватории Зерендинской, Шалкарской, Имантауской и Айыртауской природных зон. Этот парк создан одним из первых среди 12-ти национальных парков Казахстана, появившихся на карте за годы независимости. Потом гости ответили на вопросы учеников, которые, к примеру, интересовались состоянием акмолинских озер и рек, восстановлением лесов после пожаров и многим другим.

Камиля АХМЕТ.

ДЛЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ

О профилактике опасных инфекций

Как уберечься от ВИЧинфекции, почему увеличивается количество детей, рожденных с ВИЧ, и насколько распространена инфекция в Казахстаневсе эти непростые, но важные для каждого молодого человека вопросы обсуждали воспитанники областного Дома юношества «Жастар» г. Степногорска на лекции по теме «Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ».

Специалист областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом Нуру-бек Конуспаев показал ребятам слайды и рассказал о том, как передаются ВИЧ и половые инфекции, как определить свой ВИЧ-статус, как обстоит ситуация с заболеваемостью СПИДом в Казахстане. Особое внимание Н. Конуспаев уделил взаимосвязи употребления наркотиков и заражения ВИЧ, рассказав о том, что рискованное поведение -движущий фактор распространения инфекции. Отвечая на вопросы, ребята продемонстрировали неплохие знания о путях передачи инфекции, рассказали о своем отношении к методам защиты и о том, как важно противостоять давлению сверстников.

Психолог областного центра формирования здорового образа жизни Толкын Ахметова провела для ребят тренинг для определения степени доверия к окружающим людям. Каждый, кто проходил лабиринт, где препятствием были руки участников, рассказывал о своих ощущениях: кто-то испытывал страх, кто-то — чувство защищенности от того, что рядом близкие люди.

Интересно прошла деловая игра «За и против», ребята разделились на три команды: «Партия «Здоровье», «Партия «Жулдыз» и «Команда Мажилиса». Выступая в роли общественных и государственных деятелей, юноши и девушки представили аргументы и высказали свои позиции по поводу прав людей с ВИЧ и отношения к ним общества. Искаженная информация о путях передачи инфекции порождает у людей страх заразиться и приводит к искажениям и дискриминации: отказывают в приеме на работу, в школу, в оказании медпомощи. В ходе дискуссии ребята сделали вывод, что необходимо оказывать эмоциональную поддержку и помощь ВИЧ-положительным людям, проявляя терпимость, сочувствие и солидарность.

Каждого молодого человека в жизни могут поджидать опасности, и подобные беседы необходимы для формирования ответственного отношения молодежи к собственному здоровью, чтобы юноши и девушки могли определить для себя правила безопасного поведения и избегать рискованных ситуаций.

Татьяна ХАУСТОВА,
воспитатель областного Дома юношества «Жастар».
г. Степногорск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также