Драма жизни языком сцены

Рампа

Двадцатый юбилейный сезон в Казахском музыкальнодраматическом театре им. Ш. Хусаинова открылся в минувшую среду премьерой драмы «Шакарим».

В основу постановки о жизненной трагедии казахского философа, мыслителя, историка, поэта, духовного последователя великого Абая режиссер-постановщик, заслуженный деятель РК, директор театра Муратбек Оспанов положил одноименную пьесу нашего земляка Темирболата Ахметова. Забегая вперед, отметим, автор присутствовал на премьере. Выйдя по окончании спектакля под бурные аплодисменты зрителей на сцену, он с благодарностью отметил, что 20 лет прошло с тех пор, как была написана эта пьеса. Многие режиссеры брались за ее постановку, но не у всех, к сожалению, это получалось. А «хусаиновцам», похоже, удалось освоить эту непростую драматургию, за которой кроется кропотливая и нелегкая работа всей творческой группы, имевшей безусловный успех. Новая работа театра, рассказывающая о драматической судьбе талантливого мыслителя, была восторженно встречена публикой, о чем говорил настоящий шквал зрительских аплодисментов, раздавшихся с последней актерской репликой в последней мизансцене.

121-8-2

Постановка, в которой современность органично переплетается с событиями века минувшего, стала посвящением 150-летию гениального казахского мыслителя и поэта Шакарима Кудайбердиева. А 2 октября минуло 85 лет с того дня, как он подвергся гонениям и репрессиям. Так что премьерная постановка совпала по времени с драматическими событиями, случившимися в начале прошлого века в жизни ученика и племянника Абая. Как известно, Шакарим Кудайбердиев, оставшись в семь лет сиротой, попал в дом отца Абая — могущественного Кунанбая, и жил без забот, в достатке под его покровительством. И все же атмосфера почитания искусства слова, науки и образования, все прогрессивное, чем славился аул ходжи Кунанбая, не могли не повлиять на мальчика. В 14-15 лет он под влиянием Абая начинает сочинять стихи, в 20 лет решает вплотную заняться политикой. Целиком и бесповоротно Шакарим отдается творчеству уже после 40 лет. Начало XX века знаменует время подъема его творчества. Он был свидетелем многих событий: установления советской власти в Казахстане, голодомора, массовой конфискации, оказавших большой влияние на мировоззрение поэта, участника движения «Алаш». С 1922 года он жил в местечке Шакпан в полном одиночестве. А 2 октября 1931 года Шакарим был безвинно осужден и тайком расстрелян. Реабилитирован он был в 1958 году, но оставался запрет на творчество поэта, обвинявшегося в «буржуазном национализме». Только после 1986 года стало возможно возвращение поэзии Шакарима народу.

Актерская игра завоевала зрителя сразу же, с первых минут пьесы, слаженная, ансамблевая. Сюжет построен так, что зритель знакомится сначала с автором произведения о Шакариме — писателем Дарханом (Толеубек Конбай), к которому однажды в гости заглядывает бизнесмен — потомок Шакарима. Воодушевленный писатель, несмотря на увещевания супруги Баглан (Жанар Кусаинова), памятующей о запрете на творчество поэта, произведения о нем, решается рассказать заинтересовавшемуся гостю о своей работе. Зачитывает отрывки своей повести. И вот зритель попадает в тот самый 1931 год, в ту минуту, когда начальник ОГПу при НКВД Федор Федорович Бак (Кайрат Мурзабулатов) поручает начальнику окружного ОГПу Абзалу Карасар-тову (Медет Хамзин) уничтожить Шакарима, тот позже приказ выполняет.

Переместиться из эпохи современной в прошлую — из городской квартиры то в кабинет офицера НКВД начала прошлого века, то в одинокую юрту Шакарима — помогают зрителю и декорации, автором которых является художник-постановщик Лейла Набиева. Они (декорации) гармонично сопровождают фабулу пьесы, позволяют публике лучше увидеть исторические факты, активизируют зрительское воображение и фантазию.

Особенно в актерском ансамбле выделялись две главные партии. Это сыгранная Кумарбеком Калкатаевым роль Шакарима и роль его палача Абзала Карасартова, которого прямо-таки превосходно исполнил Медет Хамзин.

К. Калкатаев роль Шакарима сыграл с большим внутренним драматизмом, с полным растворением себя в образе человека высокой нравственной привлекательности, чуждого жизненной грязи, духовно одинокого среди окружающих его жестокости, непонимания, давления и травли. Он сумел показать душевное одиночество Шакарима, муки человека, отстаивающего понятия чести и справедливости, сполна испытавшего на себе весь груз тоталитарного режима, погибшего, но не побежденного.

Не менее тонко и мастерски выразил все оттенки жестокого, циничного характера своего персонажа и Медет Хамзин. Он убедительнейше создал образ отрицательный, трусливый с начальством, наглый и циничный с теми, кто слабее его физически, причем сделал этот так выпукло и ярко, что невольно, кажется, даже перетягивал местами на своего персонажа центр тяжести спектакля. Вот, что значит не просто играть свою роль, а проживать ее истово, выкладывая все, что есть за душой.

Словом, нынешняя премьера, имевшая большой успех у зрителя уже в первый, самый волнительный для актеров день, безусловно, выдержит еще множество представлений, продолжив свою жизнь на сцене. Это очевидно.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также