Что в имени твоем…

Мнение собственное

Взяться за перо и написать эту статью меня заставил телефонный разговор с алматинской родственницей. Тетя между слов сообщила, что у нашего общего знакомого появилась «Тойота». По наивности я решила, что тот приобрел японскую автомашину. Нет, оказывается, у него родилась внучка, которую назвалиТаётой!

Мне вспомнился аул Кекозек, население которого резко увеличивалось летом из-за нас, внуков, съезжавшихся отовсюду в ласковые объятия дедушек и бабушек. Аул дал нам чувство родства, а, значит, общности и защищенности, научил соблюдать условности, т.е. этику межличностных отношений, воспитал уважение к нашим обычаям и традициям. Именно здесь я поняла, возможно, тогда еще смутно, что мечты, помыслы, надежды родных связаны с нами. И это нашло отражение в наших именах. Ведь они значимы по смыслу и обязывали нас ко многому в будущем, к памяти о наших корнях.

А имя человека — это мощный информационный и смысловой код. Оно в значительной степени формирует его дальнейшую судьбу. Как назовешь корабль, так он и поплывет. Поэтому обряд имянаречения — «азан шакыру» — очень значимое событие у казахов.

Имя ребенку дают старейшины рода или уважаемые друзья семьи. Ведь имя человека дает информацию о его родовом происхождении, месте и условиях рождения. То есть представляет его на нескольких уровнях, выделяет человека среди окружающих.

Ребенку при рождении дают строго определенное имя. Причем внутри клана нет двух одинаковых имен: каждый должен пройти свой неповторимый путь. Не называют в честь кого-то из старших рода в силу определенных условностей. Мы не зовем старших по именам, а только определяем степень родства с ними. Например, коке — самый старший брат в семье. Его статус равносилен статусу отца. Женеше — его жена.

У казахских снох, как у всех мусульманских, большие обязанности перед родственниками мужа и множество табу. К старшим — предельное почтение, а младшим деверям и золовкам невестки выбирают ласковые прозвища и всячески их балуют и защищают.

У казахов изначально существовало немало вариантов имянаречения. Это было связано с временами года, погодой, многочисленными приметами, религиозными мотивами, со знаменательными событиями. И в этом была самобытность нашей нации. В отсутствии заимствованных имен, обращении к своим истокам — отличие от других народов.

Особые имена существовали в семьях, где дети часто умирали. Им давали имена, имеющие смысловое понятие — «Пусть будет!», т.е. Журсин, Турсын, Болсын, Амангелды. В силу суеверия иногда детям давали не совсем благозвучные имена, чтобы их не сглазили. Например, одного из моих предков звали Кул (раб). Говорят, он был таким исполином, что ездил на верблюде, потому что ни один конь не выдерживал его вес, а в военных походах управлялся только одной дубинкой, которую никто больше не мог поднять.

Таким образом, имя казаха всегда дает о нем полную информацию.

По имени казаха можно определить долгожданный ли он, сын Арман, первенец ли Тунгышбай, младший ли в семье Кенжебек. И даже возраст отца в момент рождения его детей. Ему было 50 лет, если сына зовут Елубай, а дочку — Елукен. Если девочку зовут Улболсын (дословно «Пусть будет мальчик!»), то, однозначно, в этой семье только дочери.

За годы своего существования казахская письменность менялась четыре раза — были тете жазу, жадидское, то есть арабское просвещение, латиница и затем кириллица, используемая до сих пор.

Есть мнение, что с введением кириллицы алфавит стал громоздким. В казахской речи появились несвойственные звуки в, ц, ч, щ, ю, э и другие, а в грамматике — разделительные твердый и мягкий знаки, 14 аффиксов.

В наших именах тюркские корни, а с принятием ислама — и арабские. Но с новыми аффиксами фамилии стали несуразными в смысловом понятии. Причем они сильно искажались из-за их транскрибирования по законам русского языка. Если по фамилиям Бондаренко, Меладзе, Акопян, Банионис, Габлер, Войнович можно четко определить национальность их обладателей, то кем стали мы?!

С обретением суверенитета казахи вернулись к тому, что было традиционно для нашего менталитета. Но, к сожалению, в последнее время в нашем обществе появилась мода давать детям заимствованные имена, считая, что Изольда звучит красивее и современнее, чем Айгерим. Я не против таких имен, если они имеют смысл для их носителей. В свое время девочкам во всем мире, в том числе и казашкам, давали благородное имя Индира в честь Индиры Ганди, одной из ярчайших личностей в истории человечества. Бывает порой, что родители называют детей в честь своих друзей, людей другой национальности. И это замечательно, и заслуживает уважения! Один из моих старших братьев назван Виктором в честь вятского парня, спасшего ценой своей жизни моего дядю в кровавой сече 1942 года. Но иногда ситуация выходит из под контроля. В первые годы Советской власти иногда казахи носили имена Советбек, Тракторбай, Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин). Но в наше время у некоторых родителей не совсем здоровая фантазия и желание, грубо говоря, хоть в чем-то выделиться. Имя сына Отеувых из Иргиза состоит из 18 букв! Это элементарно мешало мальчику в его школьной жизни. А что с ним будет дальше? А его собрат по несчастью Джип, сын крутого казаха? Допустим, родится у него собственный сын и назовут его нормально Ермек. Но будут его величать Ермек Джип.

И поэтому очень хочется, чтобы казахские имена не вызывали насмешек, удивления, недоумения. Наоборот, пусть их благозвучие, высокий смысл вызовут уважение, а обладатели имен будут их достойны!

Зухра БЕКМАГАМБЕТОВА.

Аршалынский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также