ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ: Найти себя в профессии, Поздравления…, Кому преподавать основы религиоведения, Победители конкурса — из Кокшетау, Черная полоса со счастливым финалом, До книги надо «дозреть», иначе вы неинтересны, Любить тех, кому преподаешь…, Четверть века в числе лучших, Зачем механику философия

Найти себя в профессии

Нет, наверное, такого человека, кто не помнил бы свою первую учительницу: все счастливые моменты из школьной жизни у каждого из нас так или иначе связаны с учителями. Поздравления с профессиональным праздником и слова признательности звучали накануне Дня учителя в ресторане «Інжу» п. Бурабай, где чествовали лучших педагогов области. Поздравить учителей приехал и глава региона Сергей Кулагин.

Праздник получился и торжественным, и трогательным. В празднично украшенном зале ресторана собрались те, кто много лет отдал любимой профессии: педагоги школ, колледжей, детских домов и интернатов со всей области. Настроение дня создавали лучшие артисты региона, звучали стихи и добрые пожелания в адрес педагогов.

118-1-2

— Наше торжество проходит в год 25-летия Независимости Республики Казахстан, — сказал, выступая на празднике, аким области Сергей Кулагин. — Наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев как-то сказал, что будет время, когда мы будем вспоминать о трудностях с иронией. И действительно: в 90-е годы, когда я приезжал в села, главными вопросами были: «Когда будут свет, спички, сахар?».

Все это мы преодолели. Считаю, что от призвания учителя нельзя отказаться. Ведь если бы все вы в тяжелые времена бросили свою работу, ушли торговать, не трудились за мизерную зарплату или вовсе без нее, мы получили бы сейчас необразованную нацию. Этого не случилось. За годы Независимости только в нашей области открыто более 500 детских садов, построена 41 школа. Только в этом году проведен ремонт в 17-ти организациях образования на 1,5 млрд тенге. И эта работа будет продолжаться. Развивается и специальное образование. Выпускникам нужно дать возможность бесплатно получить рабочую профессию — это очень мудрое решение Главы государства.

— Хочу поблагодарить вас всех, — подытожил Сергей Витальевич, обращаясь к педагогам, -за то, что готовите будущее нашей нации, воспитываете патриотов страны, находите подход к каждому ребенку — ведь все они такие разные. Спасибо вам за знания и творчество!

С теплыми пожеланиями обратился к учителям и секретарь областного маслихата Дулат Нурмулдин, поблагодаривший педагогов за труд и терпение, за успешное воспитание молодежи. Поздравить учителей с профессиональным праздником в п. Бурабай также приехали заместитель акима области Нурлан Нуркенов и руководитель облуправления образования Балым Избасарова.

И вот наступил самый торжественный момент дня: вручение наград лучшим из лучших. За значительный вклад в развитие образования области и высокое профессиональное мастерство Благодарственные письма акима области получили 15 педагогов: учитель географии Омурлыкской СШ Жаркаинского района Кульшайра Алмуханбетова, учитель физики СШ №1 г. Кокшетау Назифа Закирова, заведующая детским садом №2 «Болашак» г. Есиль Жанат Коккузова и другие. Сергей Кулагин поздравил с победой в республиканском конкурсе «Үздік педагог-2016» преподавателя педагогического колледжа им. Ж. Мусина г. Кокшетау Нургуль Мукушеву и учителя русского языка и литературы Кокшетауской СШ №18 Айгуль Кенжебаеву. Руководителю отдела укрепления и развития учебно-материальной базы управления образования Акмолинской области Салтанат Смагуловой вручена Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Праздничная программа продолжилась до самого вечера: артисты постарались сделать так, чтобы в этот день педагоги почувствовали себя настоящими «звездами» и героями дня.

-Для меня День учителя — это не только праздник, но и возможность встретиться с коллегами, узнать что-то новое, — рассказывает мастер производственного обучения Есильского агротехнического колледжа Альфия Губайдулина. Сама выпускница того же колледжа, она уже 30 пет воспитывает будущих поваров. Секрет ее мастерства — любовь к профессии и к студентам, многие из которых, окончив обучение, открывают свой бизнес. Узнать о педагогических находках и новаторских открытиях коллег ей и десяткам других учителей довелось на областном педагогическом форуме «Инновационные аспекты образования», который состоялся в тот же день в п. Бурабай.

118-3-1

На этой диалоговой площадке состоялась презентация самых интересных находок в сфере образования. Например, учитель начальных классов СШ №1 г. Щучинска Ольга Ботина презентовала авторскую учебную программу «Основы логики», благодаря которой малыши учатся правильно мыслить и находить ответы на непростые логические задачки. Кстати, Ольга считает, что за компьютерами и электронными гаджетами — будущее, если направить любовь детей к ним в правильное русло. Поэтому на уроках она разрешает детям пользоваться мобильными устройствами для выхода в интернет и поиска информации, а домашние задания отправляет ученикам на электронную почту. Интересными находками поделились педагог областной специализированной школы-интерната №3 для одаренных детей Дана Искакова, учитель Отрадненской СШ Буландынского района Наталья Соколова и другие преподаватели — будущие участники республиканского ежегодного конкурса «Лучшая авторская программа». Все они, энергичные, заинтересованные, влюбленные в свою профессию, — словно живое подтверждение слов, произнесенных на форуме к.п.н., директором областного учебно-методического кабинета управления образования Гульнар Кушпаевой: «Труд педагога — это дорога, ведущая к счастью».

В завершение областного форума руководитель облуправления образования Балым Избасарова вручила подарки представителям учительских семей-ровесников Независимости Республики Казахстан, в этом году отметивших 25-летие совместной жизни.

Айгуль ОСПАНОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Уважаемые учителя и работники образования!

По традиции в первое воскресенье октября мы отмечаем один из самых дорогих для всех нас профессиональных праздников — День учителя! В этот раз знаменательный день проходит в юбилейный год — год празднования 25-летия Независимости Республики Казахстан.

Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев придает образованию особую роль, неустанно подчеркивая, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана.

За годы независимости в нашей области открыты свыше 500 дошкольных организаций, построена 41 школа.

Происходящая в настоящее время модернизация системы повышения квалификации, основанная на подготовке педагогов к работе в условиях быстро меняющегося мира, способствует росту профессионального мастерства педагогов, демократизации процессов, происходящих в системе образования.

Ваши знания и эрудиция, преданность делу, любовь к родной земле, умение терпеливо и трепетно растить в каждом ученике личность — это капитал, который обеспечит нашей области и всей стране достойное будущее.

Без преувеличения можно сказать, что в образовательных учреждениях Акмолинской области сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал. Здесь работают мастера своего дела, среди вас немало обладателей государственных наград, почетных званий, высоких квалификационных категорий, победителей и лауреатов конкурсов. Особого восхищения достойны ветераны, которые продолжают трудиться, являясь примером для молодых учителей, образцом глубокой верности своей профессии.

Сегодня в школах и учреждениях образования региона трудятся более 22 тысяч педагогических работников, в т.ч. более 13 тысяч учителей. Более 500 носят звание «Почетный работник образования».

Мы выражаем вам огромную признательность за самоотверженный труд, желание идти в ногу со временем. Пусть ваши выпускники станут прекрасными специалистами, добрыми и надежными, интеллектуально богатыми и физически развитыми людьми.

Дорогие учителя!

Поздравляю вас с профессиональным праздником! Пусть этот праздничный день принесет вам массу положительных эмоций, теплые поздравления и пожелания от ваших коллег и учеников. Крепкого вам здоровья, оптимизма, успехов в работе и жизненного благополучия!

Сергей КУЛАГИН, аким Акмолинской области.

***

Дорогие учителя, преподаватели, ветераны педагогического труда!

От всей души поздравляю вас с одним из самых дорогих для всех нас праздников — Днем учителя!

Нет более надежного фундамента для построения мира и устойчивого развития общества, чем качественное образование и квалифицированные, заинтересованные в результатах своей работы преподаватели, пользующиеся уважением и поддержкой.

Без преувеличения можно отметить ваш значительный вклад в осуществление реформ, проводимых по инициативе Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева.

В Акмолинской области всегда гордились и гордятся своими учителями. Именно вы растите образованную, духовно развитую молодежь, которая завтра будет определять судьбу нашего региона, всего Казахстана.

Сегодня особо хочется поблагодарить ветеранов педагогического труда, внесших неоценимый вклад в развитие системы образования области и воспитание подрастающего поколения.

В этот праздничный день желаю вам доброго здоровья, благополучия, счастья, неиссякаемой энергии, постоянного движения вперед, к вершинам знаний и творческому росту!

Дулат НУРМУЛДИН, секретарь Акмолинского областного маслихата.

Кому преподавать основы религиоведения

Конституция Республики Казахстан провозглашает светский характер нашего государства. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Необходимо пояснить, что светское государство не является религиозным или антирелигиозным. Его развитие регулируется гражданскими нормами, источником власти и решений являются граждане страны и их законные представители. То есть, законодательство устанавливает примат государственного права над религиозным при разрешении вопросов публичноправовой и гражданских сфер. Свобода совести и вероисповедания являются частным делом граждан.

Разъяснение этих фундаментальных положений является непременным на курсах повышения квалификации, которые проходят в нашем учреждении преподаватели школьного курса «Светскость и основы религиоведения». Так теперь называется дисциплина «Основы религиоведения». Произошедшее в этом году переименование призвано подчеркнуть светский характер не только самого предмета, но и всего школьного образования.

В Законе РК «Об образовании» в числе основных принципов названы светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение прав и свобод человека.

Востребованность и актуальность религиоведческого просвещения не только молодежи, но и всего населения вызваны и самим характером поликонфессионального казахстанского общества, и современной ситуацией в мире — активизировались силы, стремящиеся религиозный фактор обратить в политический. Именно от уровня религиоведческой грамотности человека во многом зависит его собственный выбор того или иного вероисповедания, религиозного культа, нравственно-этическое воспитание в целом.

На начальном этапе введения курса остро встал вопрос о профессиональных кадрах. Небольшое количество вузов республики готовили религиоведов, молодые специалисты в школы не шли. Главная причина — недостаточное количество даже не столько выпускников, сколько предусмотренных программой часов по данной дисциплине. Она преподается на факультативной основе для учащихся девятых классов в объеме одного часа в неделю. Даже в крупных городских школах обеспечить учителя должной нагрузкой не представляется возможным, что уж говорить о небольших сельских школах.

В инструктивно-методических письмах МОН РК говорится, что преподавать курс имеют право учителя истории или учителя, прошедшие специальные курсы повышения квалификации.

Почему выбор пал на школьных историков? Во-первых, предмет относится к образовательной области «Обществознание», во-вторых, в содержании предметов «Всемирная история», «История Казахстана», «Основы правоведения» есть темы, связанные с историей религии, вкладом религии в общую культуру человечества, правовыми нормами, регулирующими   государственно-конфессиональные отношения в Республике Казахстан.

Принцип светскости предполагает, что главным для изучения должна стать история развития верований человека в культурологическом контексте и преподавание религиоведения не должно носить религиозный характер.

В филиале АО НЦПК «Өрлеу» в 2014 году прошли курсы 286 педагогов, в 2015 году — 160 человек. В 2016-2017 учебном году предполагается обучить на казахском и русском языках две группы учителей.

Задачи проводимых курсов повышения квалификации для учителей религиоведения заключаются в следующем: расширение и углубление предметных, психолого-педагогических знаний, развитие профессионализма с помощью инновационных методов и форм работы, изучение существующего опыта, ознакомление с достижениями других учителей, совершенствование педагогической и методической деятельности.

Важной задачей, стоящей перед современной школой, является формирование у подрастающего гражданина культуры межконфессиональной коммуникации, готовности жить в согласии с представителями других верований и взглядов. Религиоведение в этом плане должно стать школьной дисциплиной, формирующей толерантное, патриотическое мировоззрение школьников.

Серик УАЛИЕВ,
старший преподаватель филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области.

ЗНАЙ НАШИХ!

Победители конкурса — из Кокшетау

Победителями республиканского конкурса «Үздік педагог-2016» стали педагоги из г. Кокшетау Нургуль Мукушева и Айгуль Кенжебаева, сообщает «Региональная служба коммуникаций» управления внутренней политики.

На республиканский конкурс «Үздік педагог-2016», прошедший в Астане, съехались лучшие педагоги со всех регионов Казахстана. Поэтому соперничать друг с другом им было очень непросто. В результате на конкурсе преподавателей организаций ТиПО лучшей стала преподаватель методики ознакомления детей с природой и основами экологии дошкольного отделения педагогического колледжа имени Ж.Мусина г. Кокшетау Нургуль Мукушева. Нургуль Сериковна — педагог с 16-летним стажем. Начинала она работать воспитателем детского сада, а восемь лет назад пришла в колледж. Кстати, родилась она в семье с большими педагогическими традициями. Ее дед Хамит Мұқышұлы учительской профессии посвятил 40 лет жизни, учительницами стали три ее родные сестры и одна двоюродная. Нургуль Мукушева уверена: она стала победительницей конкурса, потому что обожает свою работу.

Будущих воспитателей она учит по особой методике, ею подготовлены учебно-методическое пособие «Балаларды табиғатпен таныстыру әдістемесі», пособие для студентов дошкольного отделения «Балабақша оқу іс-әрекетін ұйымдастыруда қуыршақ театрын қолданудың жолдары».

118-1-3

А среди преподавателей общеобразовательных средних школ победила учитель русского языка и литературы СШ №18     г. Кокшетау Айгуль Кенжебаева.

Айгуль Кадыровна — тоже из учительской семьи. Ее мама Орынбасар Махамбетова 42 года посвятила педагогике, благодаря чему никакой другой профессии для себя Айгуль и представить не могла. За всю жизнь о сделанном когда-то выборе она ни разу не пожалела: «Я работаю в школе уже 31 год и очень люблю детей и свой предмет», — признается Айгуль Кадыровна. По ее мнению, литература учит добру и справедливости, любви и благородству, пониманию и отзывчивости. Об этих главных жизненных ценностях рассказывает и любимая книга педагога — «Плаха» Чингиза Айтматова.

Айгуль Кенжебаева сотрудничает с Российским центром науки и культуры. Участвуя в научно-практической конференции «Учитель — учебник — ученик», организованной Казахстанским общественным объединением преподавателей русского языка и литературы, отмечена в номинации «Учитель-пропагандист славянской культуры».

Рахим БЕКОВ,
Екатерина ЛЬВОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Черная полоса со счастливым финалом

За что мы говорим «спасибо» учителям? За хорошие знания, за доброе отношение, за счастливые детские годы. Но встречается один случай на тысячу, когда своим благополучием и надеждой на будущее коллективу школы обязана целая семья. Так случилось у Самал Ахметжановой: ее непростая жизнь стала налаживаться благодаря директору Кокшетауской школы 11 Айгуль Нугертаевой, где учится младший сын Самал, а теперь работает и она сама.

118-3-3Когда Самал позвонила в редакцию со словами благодарности школе, мы, признаться, и не думали, что услышим такую необычную историю. У Самал три сына, младшему, Махамбету, только восемь. Так совпало, что именно восемь лет назад женщина рассталась с мужем. Ей пришлось съехать из дома, который принадлежал главе семьи, и она с детьми осталась буквально на улице. Обратилась в отдел ЖКХ г. Кокшетау, записалась в очередь на жилье, а пока очередь не подошла, получила комнату в общежитии прямо напротив школы №11, где учились тогда старшие дети.

Самал была вынуждена оставить детей со своей мамой и отправиться на заработки в Астану. И все было бы хорошо, но мама заболела: ее парализовало. Самал вернулась в город. Сама тянула детей, ухаживала за мамой, хваталась за любую работу: и на автомойке пришлось потрудиться, и на рынке продавцом. Старшие мальчишки Ильяс и Раимбек подрабатывали на каникулах грузчиками, чтобы хоть как-то помочь. А когда мама Самал умерла, наступила черная полоса. Любая, даже самая сильная женщина, лишившись последней поддержки, единственного родного человека в жизни, впадет в депрессию. Но Самал не сломалась — она продолжала бороться. Ходила в центр занятости, в акимат с единственной просьбой: помогите найти работу…

Сейчас Самал говорит, что когда к ней в общежитие постучала директор школы Айгуль Бексултановна, была в шоке: до сих пор никто не интересовался, как и на какие средства выживает ее семья. А со стороны директора это был не просто интерес. Увидев подвешенные к потолку и наспех соединенные изолентой провода в комнате общежития, Айгуль Бексултановна прислала к Ахметжановым школьных рабочих, которые на безвозмездной основе провели в комнату электричество, заменили разбитое стекло в оконной раме. Со школьного огорода передала семье овощи: картофель, морковь, свеклу, капусту. Помогла устроить старших сыновей-погодков в колледж на бесплатной основе. А в начале сентября, когда в школе появилась вакансия уборщицы, директор сразу предложила эту работу Самал Куккузовне.

— Из 900 учеников нашей школы 143 живут в малообеспеченных семьях, — ассказывает Айгуль Бексултановна. — онечно, по мере возможности мы стараемся всем помогать. В случае Самал Куккузовны мы занимались также и поисками отца детей, который задолжал около двух миллионов тенге алиментов. Мы его разыскали, но разговор результата не принес. Выплачивать долги он отказывается, так как у него новая семья, в которой тоже растут дети…

Сейчас по поводу взыскания алиментов Самал Ахметжанова обратилась в прокуратуру, однако пока результата нет. Остается только удивляться, как может спокойно жить отец, зная, что оставил троих детей без жилья и средств к существованию.

-Я сейчас только начинаю приходить в себя, — говорит Самал. — аньше я не жила — выживала. А теперь у меня такое чувство, словно кто-то вытащил меня из огромного болота. Я уже не боюсь, что завтра нечем будет кормить детей. И все это благодаря Айгуль Бексултановне. Таких людей больше нет…

А вот сама Айгуль Нугертаева не считает, что сделала для Самал что-то невероятное. «Я считаю, что главным для нас должно быть правило: сначала посмотри, а потом — омоги», — говорит она и поясняет, что учителя обходят семьи учеников дважды в год, составляют акты жилищно-бытовых условий. Но на самом деле, кроме официально запротоколированных мероприятий, коллектив школы проводит огромную психологическую работу, не говоря уже о постоянной безвозмездной помощи. Есть даже случаи, когда, благодаря неустанной опеке учителей, некоторые нерадивые или пьющие родители самостоятельно приводили свою жизнь в порядок: бросали пить, начинали работать и заботиться о своих детях. На такой результат работает весь коллектив, в том числе частная компания ИП «Новоковский»: за счет фирмы в школьной столовой ежедневно питаются 15 школьников.

Подобные истории со счастливым концом, когда оказана конкретная помощь, — еще редкость. Сейчас, показывая уютную светлую школу, Самал Куккузовна то и дело останавливается, чтобы познакомить меня с тем или другим учителем. Она благодарна каждой из них в отдельности и всем вместе. «Моя семья сегодня — это мои трое детей и коллектив школы, — говорит она. — Это та опора и поддержка, благодаря которой я живу».

В городском акимате Самал Ахметжановой пообещали, что к Новому году у семьи будет квартира. Это значит, что черная полоса заканчивается. Наверное, она и нужна была в жизни этой хрупкой женщины лишь для того, чтобы полнее чувствовалось счастье.

Владислава КОКОРИНА.

Мнение собственное

До книги надо «дозреть», иначе вы неинтересны

В агротехническом колледже 4 Аршалынского района преподает замечательный педагог Нурзия Хазеева. Больше 30 лет она учит доброму, прекрасному своих учеников, а теперь и студентов на примерах из русской литературы.

После окончания Целиноградского педагогического института по распределению молоденькая учительница русского языка и литературы попала в тогда еще Вишневский район. «Направили в Родниковскую основную школу. В этом селе и Андрея встретила, он из армии вернулся, поженились, так и осталась там. Сына и дочь вырастили, уже 30-летие совместной жизни отметили. Он тоже учительствовал, поэтому понимали мы друг друга хорошо»,- вспоминает она. — А в этой школе вся моя жизнь прошла — с 1984 по 2006 годы. Сначала вела уроки русского, немецкого языков, литературы. Немецкий знаю, потому что выросла в селе, где жили немцы. Потом стала завучем, директором вплоть до закрытия школы. Предложили должность заведующей детским садом в другом селе, там проработала три года, а когда перебрались в Аршалы, стала преподавать в колледже».

118-6-1

Интересуюсь, увлекает ли литература будущих «сельхозников»? Нурзия Сарсенгалиевна переспрашивает: «Вы хотите знать, читают ли они? Кривить душой не буду, многие читают только то, что положено по учебной программе, и то в сокращенном варианте. Другие признаются, что вообще не читают ничего. И аргументируют это тем, что чтение книг — это бесполезная трата времени. Я уверяю: другим будет с вами неинтересно, потому что не о чем будет разговаривать. Бедность словарного запаса объясняется отсутствием в жизни человека книг. Чем больше человек читает, тем легче ему, к примеру, убедить другого человека. В современной жизни, в которой так много коммуникативных связей, чтение — едва ли не главное. Много читаете — вам же от этого лучше!»- считает она. По словам опытного педагога, классика, в том числе и литературная, — основа основ. «Иногда понимание приходит позже, до определенной книги надо «дозреть», но не отказываться от прочтения, — говорит она. — И если хотя бы один человек из группы прислушается ко мне, то все мои труды не напрасны. Что бы ни говорили, наша профессия почетна, я благодарна всем своим выпускникам, которые дают мне почувствовать это. Я ведь педагогом решила стать, глядя на собственных учителей, а свою первую учительницу до сих пор помню».

Вчерашние ученики тоже вспоминают о Нурзие Сарсенгалиевне с благодарностью, не забывают звонить без всякого повода. Не потому ли, что всегда была не просто безликим «предметником», а искренне переживала за каждого? «Учитель должен быть немного психологом, мы же даем не только знания по дисциплине, но и представления о жизни. Вложить в учеников как можно больше хорошего — вот, что важно. А без человеческого контакта это плохо удается. Не настаиваю, чтобы полюбили именно мой предмет, просто хочется, чтобы когда-нибудь они смогли рассказать своим детям не только о Пушкине, но и о земляках Митченко, Алейникове, в честь которых названы наши улицы»,- продолжает она.

Некоторые выпускники моей собеседницы выбрали учительскую стезю, вторые нашли себя в ином. И те, и другие сохранили любовь к произведениям, с которыми познакомились в школе. По ее мнению, привить тягу к литературе непросто, учитывая то, насколько глубоко вошел в сегодняшнюю жизнь интернет. В то же время всемирная паутина при грамотном использовании может помочь увлечь учеников. «Сейчас ведь учителя шагают в ногу со временем, приходят новые методики и формы проведения занятий, используются новые технологии. Особенно мне нравится посещать уроки молодых учителей, находить что-то для себя, душой не стареть»,- улыбаясь, говорит Нурзия Сарсенгалиевна.

Камиля АХМЕТ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Первый опыт

Любить тех, кому преподаешь…

О молодом специалисте, учительнице начальных классов Алене Мухиной нас попросили рассказать ее коллеги, когда мы, будучи в командировке в Буландынском районе, посетили школугимназию города Макинска.

До начала уроков еще целая перемена, и школа гудит, как улей. Девчонки и мальчишки радостно носятся по коридорам, что-то оживленно обсуждают, некоторые заглядывают в книжки и тетрадки, другие торопятся в столовую. Она — излюбленное место школьников и учителей: вкусные запахи свежей выпечки просто манят, не устоишь. Вот и начальное звено. Все начищенные, наглаженные, а нарядные какие… Они чинно сидят на стульчиках за партами и внимательно слушают своего преподавателя. Алена Мухина сама больше похожа на старшеклассницу, чем на педагога — стройная девушка с озорным блеском в глазах.

118-6-2

Для нее этот год не менее в новинку, чем для ее подопечных. В первый раз пошла она первого сентября в школу в новом для себя качестве — учительницы. А на летних каникулах постоянно прибегала в будущий класс навести порядок, придать уют помещению, где ее малыши потом будут проводить не один час своей маленькой жизни. На помощь Алене пришла вся ее семья, поддерживала и делала вместе с ней поделки мама, что-то столярил отец… Они и на школьный звонок пришли вместе с дочерью. Смеялись: «Опять в школу провожаем».

О том, что она станет учительницей Алена знала еще учась в школе. Старшеклассницей она постоянно работала вожатой в пришкольном лагере, придумывала для своих подопечных разные увлекательные занятия. А став выпускницей, поступила в КГУ им. Ш.Уалиханова на отделение педагогики и методики начального обучения. Училась с интересом, что называется, «взахлеб», заслуженно получила красный диплом по окончании вуза. И вернулась в родную школу. Когда я смотрю на учителей, возникают мысли: «Неужели не устают каждый год объяснять одно   и   то же?   Черточки-палочки, счет и снова алфавит…»

— Я детей люблю, и работу свою обожаю, поэтому мне это не надоедает, — отвечает молодой специалист. — Тем более что дети все разные, каждый из них — это совершенно другой мир. Всегда вспоминаю слова: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

— Почему выбрала именно младшие классы? Дети начального звена — это чистый лист, они такие бесхитростные, такие живые и интересные, с ними очень увлекательно работать. И я учу их не только писать, считать и читать, но и дружить, быть достойными, уважать себя и окружающих.

С волнением думает Алена о том, что впереди в ее жизни множество конкурсов, смотров, открытых уроков. И уверяет: «Всегда буду совершенствоваться, стремиться быть для детей любимой учительницей. Но понимаю: просто не будет. Ведь работа педагога не заканчивается со звонком. Учитель — это человек, который «несет» свою работу домой. Нужно и тетрадки проверить, и к урокам подготовиться, и наглядные пособия, если надо, смастерить. Но зато какое удовлетворение получаешь, когда на уроках видишь, как дети с замиранием сердца слушают объясняемый тобой материал».

Марина МАРКЕВИЧ.
Буландынский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Ровесник Независимости

Четверть века в числе лучших

Наверное, каждый гость нашего города, проезжая по улице Горького и увидев здание детского сада «Аққу», обязательно восхищенно спрашивает у местных: «Что это?» А ведь так, наверное, и должен выглядеть детский сад мечты: сказочный терем с куполами, цветными витражами, диковинной башней и мостами, переброшенными через реку Кылшакты. На карте города он появился 25 лет назадв год обретения Независимости Республикой Казахстан.

Эта сказка была подарена детям строителями УПТК № 207 треста «Кокшетаусельстрой» №2. Аскар Хасенов, трудившийся тогда руководителем треста, в своей книге «Строить значит созидать» пишет: «Строительство «Аққу» с самого начала было нелегким. Но главный архитектор Кокшетау М.Б.Алибаев одобрил проект, выбрал место и сказал: «Стройте смело, не пожалеете».

118-6-3

Однако построить здание мало: его нужно украсить, облагородить территорию, вдохнуть в него жизнь, привнести человеческое тепло. Сегодня, глядя на красоту этих аллей, даже не верится, что педагоги сами занимались благоустройством огромной территории, высаживали зелень, цветы, разбивали клумбы. Делалось это тогда под руководством заведующей детсадом, отличника народного просвещения РК Риммы Беккер. С 1995 года руководителем сада работала Галия Жунис — человек, безоглядно преданный своему делу. Галия Кабдешевна в тяжелые времена сумела уберечь детский сад от закрытия, а коллектив — от распада. Наоборот, вместе преодолевая трудности, педагогический коллектив сплотился, а грамотное руководство стало примером. Сегодня Галия Кабдешевна на пенсии: теперь она воспитывает собственных внуков, а за свой труд в свое время была награждена Знаком почета имени И. Алтынсарина, выпущенным к 20-летию Независимости РК.

Конечно, нельзя преувеличить роль ветеранов педагогики, за эти годы воспитавших и выпустивших из стен детсада не одну сотню малышей — это Алма Кудайбергенова, Алма Шуматова, Зейнат Рахимжанова, Нина Лардыгина.

Идут годы, выпускаются дети, меняются руководители, а вместе с тем меняется и расцветает детский сад. Сегодня его посещают 320 детей, созданы все условия для воспитания и обучения малышей: здесь уютно, чисто, светло. В холлах постоянно обновляются выставки поделок, лестничные пролеты украшают изображения сказочных героев, в каждой группе и спальне — особое оформление.

118-6-4

Но главное достоинство детского сада — это, без сомнения, его педагоги. В музыкальном зале ребят встречает музыкальный руководитель Ольга Корябкина. Малыши учатся рисовать и создавать красивые поделки с руководителем изостудии Оксаной Яковлевой, весело и увлекательно проходят занятия физкультурой под руководством инструктора по физическому воспитанию Елены Барковой.

— Несмотря на то, что многие детки в нашей группе начали посещать детский сад только в августе, они быстро прошли адаптационный период и уже совершенно освоились в группе, — говорит одна из родителей, Татьяна Ташкина. — Наши воспитатели Рамина Хамитовна Фазылова и Макпал Идрисовна Куанбекова каждое утро встречают малышей с улыбкой, стараются, чтобы они ни минуты не сидели на месте. Их заботу, внимание, увлеченность своей работой чувствуют не только наши дети, но и мы сами. За полтора месяца в садике наши дети уже успели поучаствовать в нескольких мероприятиях.

Работать именно так — с любовью к детям, стремясь подарить им новые знания о мире и частичку своей души — стараются воспитатели с огромным стажем и богатым опытом Светлана Ковко, Анар Жикетова, Нина Белова, Найля Свиденко, Айнур Апенова, Татьяна Лошкомойникова, Айша Шайханова, Татьяна Ташкина, методисты Татьяна Светличная, Гуляим Каримова. Педагогические приемы у них перенимают молодые талантливые воспитатели Айнагуль Манапова, Молдир Депу, Ботагоз Ибраева, Жибек Тумамбаева, Анастасия Жураковская, Рамина Фазылова, Макпал Куанбекова, Айнур Аканбаева. Угодить вкусным и полезным угощением стараются повара Ирина Якубовская, Ольга Бирюкова, Айман Бокенеева и Салима Кажкенова.

Много лет помогает строить воспитательно-образовательный процесс опытная завхоз Ирина Сыроватина, не обойтись и без поддержки помощников воспитателей Натальи Кармановой, Назгуль Альтиной, Надежды Лавриненко, Шолпан Еликбаевой, Махаббат Амиржановой.

— Организованная в нашем детском саду предметно-развивающая среда помогает в развитии познавательной и творческой активности детей, — рассказывает заведующая детсадом Айнагуль Бейсенова. — Наша задача — обеспечить формирование гармоничных отношений ребенка с окружающим миром. В саду у нас работает логопед, ведутся занятия по английскому и казахскому языкам. Мы стараемся разглядеть в каждом малыше способности и таланты, чтобы дети развивались всесторонне. Наши юные художники, артисты и певцы, гимнастки и каратисты неоднократно побеждали на смотрах и конкурсах.

С 2012 года сад является базовой площадкой по теме «Развитие и совершенствование познавательного интереса участников педагогического процесса в условиях современного дошкольного учреждения». Педагоги коллектива участвуют в городских, областных, республиканских конференциях, семинарах-практикумах, конкурсах, мастер-классах. Ведут они и научную работу, готовят и выпускают методические пособия.

Нынешний День учителя работники детского сада «Аққу» встречают с хорошим настроением: за 25 лет ровесник Независимости Республики Казахстан превратился в один из лучших садов Кокшетау и его достопримечательность. А их душевное тепло, энергия и любовь, конечно, помогут сохранить традиции и доброе имя детского сада.

Екатерина ЛЬВОВА.

Точка зрения

Зачем механику философия

Зачем будущему электрику или механику изучать социологию или философию, которые в работе ему, скорее всего, не пригодятся? Сегодня многие считают, что нужно «облегчить жизнь» студенту, сократив общеразвивающие предметы. Однако не будем торопиться.

Настоящий профессионал — это, в первую очередь, гражданин, ответственная, думающая личность, умеющая жить в социуме, обладающая мудростью. Только мудрость, как и добро, и милосердие всё чаще попадают в разряд дефицитных категорий. Для воспитания компетентного специалиста нужны и важны различные науки, но как преподаватель социальных дисциплин хочу выделить философию.

Уроки философии, которые студентам поначалу кажутся лишними, не очень понятными, скучными, с течением времени открываются как увлекательное постижение человеческой культуры, мира в целом. Мнения читателей, наверное, разделятся. Кто-то станет утверждать, что важно, учитывая склонности студентов, учить их конкретным полезным знаниям, а мудрость сама придет с годами. Как преподаватель и гражданин, настаиваю, что мудрости нужно учить с детства, а философия, (кстати, само название науки переводится как «любовь к мудрости») — занятие весьма полезное и интересное. Философия учит глубокому пониманию жизни, логике, делает человека интересным и для себя, и для окружающих. В условиях быстро меняющегося мира необходимо отказаться от устаревших стереотипов, но при этом важно сохранить культуру, научить молодых людей мыслить и действовать конструктивно — критически, разумно, творчески. Даже студенты-скептики со временем признают важность этой науки, находят в ней массу полезных, занимательных мыслей.

Каждая встреча со студентами — это каждый раз отчасти творческий экспромт, ведь уроки философии далеко не всегда укладываются в заготовленные разработки. В этом и сложность, и необыкновенное чувство новизны, открытия каких-то истин вместе с аудиторией. Традиционной остается лекция, но она всё более похожа на беседу неравнодушных, думающих людей: кто-то старше, мудрее, а кто-то весьма скептичен и критичен. «Настройка» мысли и души на беседу начинается, например, с обсуждения какой-либо притчи или с таких вопросов: какие ассоциации у вас вызывает слово философия, кого можно считать философом, что такое добро; студентам предлагается поделиться впечатлениями дня, недели, оценить, что хорошего и полезного сделано ими для себя, для близких, для общества.

Продуктивность занятий определяется не только работой педагога, студенты достаточно заинтересованы и в самостоятельной работе: изучение текстов, работа с афоризмами и изречениями, написание рефератов и философских эссе, портфолио и др.

Шаг за шагом они все полнее осваивают уроки нравственности, человеческой культуры, развивают общий уровень эрудиции, культуры мышления и речи, самостоятельность суждений и действий, осознают ответственность за свою судьбу и судьбу человечества.

Философия как тип мышления, как учебная дисциплина — скучно?.. Думаю, все же интересно.

Галина ДЕМИНСКАЯ,
преподаватель социальных дисциплин Высшей школы г. Щучинска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также