ҚҰРБАН АЙТ МҮБАРАК БОЛСЫН!: Курбан означает сближение, У каждого к вере свой путь, Дорогой служения и веры, Следуя заповедям божьим…

Курбан означает сближение

На днях на площадке региональной службы коммуникаций брифинг, посвященный празднику Курбан айт, провел представитель Духовного управления мусульман Казахстана по Акмолинской области, главный имам центральной мечети имени Науана Хазрета Канат Коянбекулы Кыдырмин.

110-3-2

Главный имам области рассказал о сущности этого религиозного праздника, порядке его проведения и общественно значимых мероприятиях, запланированных в рамках подготовки и проведения Курбан айта.

Этот священный праздник способствует укреплению единства народа Казахстана, взаимопонимания между представителями различных этносов и религий. Курбан айт воспитывает в людях великодушие и отзывчивость, является отражением чистоты помыслов и добрых поступков, которые укрепляют нравственные начала в обществе.

В завершение брифинга главный имам поздравил всех акмолинцев с праздником Курбан айт.

110-3-1Также накануне праздника Курбан айт наш корреспондент взял интервью у представителя ДУМК в Акмолинской области, главного имама областной соборной мечети им. Науана Хазрета Каната Кыдырмина, который мы и предлагаем вашему вниманию.

Уважаемый имам, думается, не будет лишним, если мы еще раз расскажем нашим читателям о сущности религиозного праздника Курбан айт, первый день которого начинается в понедельник, 12 сентября.

— Смысл Курбан айта по шариату в том, что само слово «курбан» происходит от арабского слова «каруба», что означает «быть близким». Совершая символическое жертвоприношение, верующий в своем сердце стремится приблизиться к Аллаху.

В то же время Курбан айт за многие века после принятия ислама стал неотъемлемой частью духовного наследия казахского народа. Он сконцентрировал в себе идеалы нравственного совершенствования, стремления человека к состраданию и милосердию. С учетом важности этого праздника, по инициативе Елбасы, первый день Курбан айта, который празднуется три дня, объявлен в Казахстане выходным днем, чтобы верующие могли выполнить все предписания и принять участие в айт-намазе.

У мусульман есть два айта: Ораза айт (праздник разговения) и Курбан айт (праздник жертвоприношения). Курбан айт принято называть большим айтом.

Символический ритуал жертвоприношения совершается в память об испытании, назначенном Всевышним пророку Ибрагиму. Так ведь?

— Да. Всем, кто знаком с Кораном, известна история пророка Ибрагима, который, по велению Аллаха, должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Повеление это пришло ему во сне, и еще несколько ночей после этого Ибрагим пытался понять — не плод ли это его собственного воображения. Убедившись наконец, что именно Аллах взывает к нему, Ибрагим стал перед труднейшим в жизни каждого родителя выбором — поступить как любящий отец или как истинно верующий. И он рассказал об этом своему сыну. Исмаил смиренно принял свою участь и даже давал отцу советы, как лучше произвести то, что задумал Господь.

Но в тот момент, когда все было готово к жертвоприношению, раздался голос Аллаха: «О, Ибрагим! Ты исполнил мою волю!»… С небес был спущен баран, который и стал в тот день настоящей жертвой перед лицом Бога.

Конечно, сегодня такая история покажется нелепой и жестокой. На самом же деле, надо понимать, что Аллах не желает крови и жертв. А, напротив, хочет довести человека до совершенства. Эта кораническая притча — не история убийства или пролития крови, а свидетельство настоящей преданности, самопожертвования, стойкости и подчинения Истине.

А есть какието условия выполнения жертвенного ритуала, какие животные годятся для этого и на что предназначено их мясо?

— Человек, приносящий жертву, должен быть совершеннолетним, в здравом рассудке, иметь постоянное место проживания. Жертвенными животными могут быть пятилетний верблюд, двухлетний крупный рогатый скот или годовалый баран (овца) или коза. Животные не должны быть увечными, тощими или питавшимися отбросами. Верблюда и КРС могут забить на айт совместно семь человек или один в зависимости от степени достатка. А овцу — только одна семья.

Мясо жертвенного животного делится на три части: две части раздают бедным, сиротам, малоимущим, а третью мусульманин оставляет себе, но может и ее раздать, оставляя своей семье лишь ее часть для приготовления праздничного обеда. Некоторую часть мяса можно использовать для угощения гостей, которые приходят во время Курбан айта.

Кстати, о гостях. У всех у нас есть сослуживцы, друзья и соседи других национальностей, придерживающиеся другой веры. Хорошо ведь, когда за праздничным столом собираются люди разных национальностей.

— Конечно. Ислам побуждает верующего хорошо относиться ко всем людям, вне зависимости от их национальности, культуры или религии. Мусульманину запрещено посягать на жизнь, честь, свободу и веру другого человека. «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности», говорится во втором аяте пятой суры Корана.

Как и когда начнется Курбан айт?

— Официально празднество Курбан айта начнется во всех мечетях мусульманского мира в понедельник, 12 сентября. В нашей центральной мечети им. Науана Хазрета айт-намаз начнется в 7.30 утра. Животное, забитое до айт-намаза, не считается жертвенным. Его мясо годится для обычной повседневной пищи. Жертвенное животное режется только после намаза, после благословения местного имама.

В прошлом году почти в это время в Кокшетау была открыта новая соборная мечеть. Это чтото изменило в жизни мусульманской паствы города?

— Прежде всего, не может не радовать то, что за истекший год значительно увеличилось число прихожан. Особенно это заметно по пятницам, когда на намаз единовременно собираются до 3000 человек. В этом году в ночь Ляйлат-аль-Кадр или Ночь Могущества и Предопределения, которая выпала с 1 на 2 июля, в мечети собралось около 4000 человек.

В начале октября прошлого года решением муфтията в мечети им. Науана Хазрета прошло мероприятие под названием «Пайғамбарға салауатты бірге айтайық, жамағат!». Жителям Кокшетау и гостям города была представлена священная для мусульман реликвия — волос из бороды пророка Мухаммеда, который хранится в музее ДУМК.

Открытие новой мечети дает возможность более широко проводить проповедническую работу. В частности, по разъяснению сущности радикальных течений в религии. При мечети открыт специальный благотворительный магазин.

В государственных органах накануне праздников составляется план мероприятий. Практикуется ли такое в мечети?

— Обязательно. Всем имамам на местах даны указания, каждый определил план своих действий. Прежде всего, в дни праздника не только священнослужители, но и все члены уммы должны напоминать как можно большему числу людей, в том числе и иноверцам, об исламском празднике.

При городских, районных и аульных мечетях будут организованы угощения для гостей праздника, пройдут спортивные состязания.

В первый день Курбан айта мы пригласим в мечеть маленьких детей из малообеспеченных семей и детей-сирот Кокшетау и близлежащих сел. Для них будет организована экскурсия по новой мечети, накроем стол, раздадим подарки. Список таких детей у нас уже есть.

Специальное чаепитие будет организовано и для студентов, прибывших из отдаленных сел. Цель — приобщение молодежи к духовности, проведение разъяснительной беседы, чтобы оградить ребят от чуждых для нас религиозных течений. В дни праздника планируем посещение онкологической больницы и тубдиспансера. Думаем поздравить людей, страдающих от тяжелых недугов, вручить им цветы и небольшие сувениры. Такую акцию мы уже проводили.

Как и в прошлом году, на базаре «Эз», что в микрорайоне «Жайляу», и на мясокомбинате «Бижан», расположенном при выезде на трассу Бурабай — Астана, будут организованы халальные пункты убоя животных.

В дни Курбан айта представители мусульманского мира, в том числе казахстанцы, совершают хадж. Есть ли среди них акмолинцы?

— Сказать точно, сколько акмолинцев выехало, не могу. Думаю, как и ежегодно, около 50 человек. Десять из них, знаю, из Кокшетау. Уже достоверно известно, что в числе совершающих хадж — пенсионерка из Кокшетау Сара Махметова, которую на свои средства отправил сын Алмас, Бекишев Ниязбек. Захай Галымбек лично повез свою мать Дамели. В числе совершающих хадж имам Тайтобинской аульной мечети Целиноградского района Еркин Ушкильбаев, он выехал на средства ДУМК. Возглавляемая им мечеть заняла третье место в республиканском конкурсе за звание лучшей сельской мечети. Совершает в эти дни хадж и наиб-имам нашей мечети Нурлан Бакбергенов.

Записал Даулет АХМЕТЖАНОВ.

 Уважаемые акмолинцы!

От всего сердца поздравляю вас со священным праздником мусульман — Курбан айт!

Благодатный праздник Курбан айт призывает всех к миру, согласию, взаимопониманию и сочувствию. Являясь важным событием для мусульман всего мира, он способствует укреплению единства народа Казахстана, взаимопонимания между представителями различных этносов и религий.

Курбан айт стал поистине народным праздником. Он — олицетворение доброты и милосердия, совершения благих поступков, великодушия и отзывчивости.

В нашем государстве представители разных конфессий живут в мире и согласии. Мирно соседствуют мечети и православные храмы, костелы и синагоги как результат межконфессионального согласия и толерантности казахстанцев.

Открытие новой центральной мечети в Кокшетау — это знаковое событие не только для мусульман, но и праздник для всех акмолинцев. Новое культовое сооружение, названное в честь великого учителя Науана Хазрета, является зримым символом преемственности духовного наследия нашего народа.

Дорогие земляки!

Пусть великий праздник Курбан айт наполнит вашу душу солнечной добротой и ярким светом. Храните мир и любовь в сердцах, и пусть ваша щедрость будет вознаграждена здоровьем, успехом и благополучием!

Сергей КУЛАГИН, аким Акмолинской области.

Дорогие акмолинцы!

Сердечно поздравляю вас со священным праздником Курбан айт!

Курбан айт испокон веков укрепляет единство народа, олицетворяет самые высокие нравственные ценности — добро, сострадание и милосердие.

Являясь неотъемлемой частью богатейшего духовного наследия нашего народа, праздник воплотил в себе основы подлинного созидания и духовного обновления, заложенные в одной из самых миролюбивых религий — исламе.

Истинные ценности ислама вернулись к нам собретением независимости. Они сыграли значимую роль в духовном развитии нашего народа.

Благодаря политике Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева, Казахстан признан во всем мире как образец межконфессионального и межнационального согласия.

Уверен, что приверженность незыблемым принципам толерантности, бережного и уважительного отношения к вековым традициям представителей всех конфессий будут и впредь способствовать консолидации народа, укреплению единства и стабильности в нашей стране.

Пусть Курбан айт прибавит нам сил и вдохновения, настроит на добрые дела и поступки, принося радость и надежду в каждый дом, в каждую семью. Желаю всем мира, добра и благополучия!

Дулат НУРМУЛДИН, секретарь Акмолинского областного маслихата.

МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЕ

У каждого к вере свой путь

110-3-3Отличника народного образования Казахской ССР, Почетного гражданина Енбекшильдерского района, бывшего руководителя областного управления культуры Мурата Идрисова хорошо знают в нашем регионе. Вот уже 13 лет его имя упоминается с приставкой «кажы».

Мурат кажы, когда Вы начали читать намаз и как к этому пришли?

— Для меня примером были мои отец Идрис и мать Амина. Благодаря их воспитанию я никогда не считал себя атеистом.

Каждый человек к Богу приходит своим путем. Такую потребность я ощущал всегда. А сделать серьезный шаг удалось в конце января 2003 года, когда сын Ораз, он предприниматель, организовал для нас, родителей, хадж в Мекку. Перед поездкой вместе с супругой в мечети г. Алматы прочитали свой первый в жизни намаз. К тому времени я знал лишь две суры из Корана: Фатиха и Ыкылас. Побывали в Мекке, Медине, Муздалифе, стояли на горе Арафат, прошлись вокруг аль Каабы, пили священную воду, сделали жертвоприношение. Наш активный попутчик имам с. Алкатерек Акжарского района Микаш Бакиров учил нас чтению молитв. Самым трудным было запоминать, не зная арабский язык, суры.

Говорят, что нет большей награды, чем награда за тот хадж, который будет принят Аллахом. Что бы Вы посоветовали будущим паломникам?

— Большинство духовно зрелых людей совершают хадж единожды. Для того чтобы провести его в условиях жаркого климата и постоянного скопления тысяч людей в ограниченном пространстве необходимо быть в хорошей форме и подготовить себя к этому. Но главное условие — это ваше искреннее намерение совершить хадж только ради поклонения Всевышнему Аллаху. Деньги, накопленные нечестным способом, не могут быть использованы для этого. Все долги перед государством и гражданами должны быть полностью погашены до отправления. Попросите прощения у тех, кого обидели в прошлом. Уладьте все споры и конфликты. Дорога к Дому Аллаха будет лишь тогда благословенна, когда душа ваша и совесть очистятся. С обрядами хаджа, его обязательствами и запретами ознакомьтесь заранее. Для сопровождения лучше нанять грамотного и опытного специалиста из числа священнослужителей.

В вашей статье в республиканской газете «Ардагер айнасы», посвященной государственным и общественным деятелям Казахстана, приведены некоторые подробности совершения хаджа отцом Абая.

— Еркин Ауельбеков и Сеилбек Шаухаманов, о которых идет речь в материале, представляли два наших края: Сарыарку и Сырдарью. Несмотря на дальность расстояний, корни дружбы жителей этих регионов были глубоки. Так, кызылординец Мыркы из рода Жаппас в ту далекую пору на чужбине, в трудную минуту выручил отца Абая, одолжив ему крупную сумму денег. А Шаухаманов приводил автору и главному герою фильма «Құнанбай» Доскану Жолжаксынову примеры из жизни отца Абая, подчеркивающие его мудрость и набожность. Вот они. Кунанбай к воротам священной Мекки подошел в сопровождении двухсот человек. На вопросы «Кто вы такие? Откуда?» он ответил: «Девиз наш — Алаш. Мы — вольный народ Великой степи, одинаково почитающий төре (чингизидов) и кожа (представителей духовного сословия — выходцев из Аравии)».

В дни прощания старшего султана с местом паломничества рядом с ним находился известный поэт и духовный просветитель из Сырдарьи Калжан ахун. В то время люди после хаджа считали за честь остаться в Мекке и умереть на священной земле. Даже мечтали об этом. Не исключением был и Кунанбай, обратившийся к своему окружению с просьбой дать благословение. Калжан ахун был растерян. Язык не поворачивался произнести: «Оставайся и умирай». Молчали и другие старшие по возрасту. Тогда вызвался дать благословение мальчик-би Бозжан: «Если хочет, чтобы исполнилось его желание, пусть остается. Но если он прислушается к желанию народа, то возвращается».

Ваши пожелания?

— Как педагог со стажем, хочу высказать мнение по подготовке кадров в духовных учебных заведениях страны. Мы могли бы заимствовать модели Уфы и Казани, но измененные с учетом местных особенностей. В Алматы в прошлом году несколько выпускников «Нұр Мүбарак» пошли работать не в мечети, а на Зеленый базар. Потому что в духовном вузе оказались людьми случайными. Чтобы подобное не повторилось, в медресе желательно принимать не после 11-го, а 9 класса, пока мировоззрение абитуриента еще окончательно не сформировалось. Обучать надо арабскому языку, истории ислама, законодательству РК, политэкономии, правоведению, информатике, педагогике и психологии.

У нас религиоведение преподается в старших классах и нередко историками советского периода или вообще атеистами. Здесь есть тоже над чем подумать.

Чтобы число приверженцев псевдорелигиозных течений не пополнялось новыми заблудшими, власти принимают меры социального характера по трудоустройству, интеллектуальной занятости и организации культурного досуга молодежи. Но этого мало. Без доброго личного примера нам детей, а теперь уже и внуков, правильно не воспитать. Великий Абай, другие исторические личности Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Ораз Джандосов, Алихан Букейханов, Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин, Мухтар Ауэзов, Ершик Токпакпаев и многие другие начальное образование получали в медресе. Все они черпали знания из Корана и ни один из них не свернул с праведного пути. Не постигнув самим истину, удержать от ошибок своих последователей невозможно.

Марат НУРСЕИТОВ.

НАСЛЕДИЕ

Дорогой служения и веры

Момакан имам (настоящее имя Оразхалы к Абдулжаббарулы, а Момакан — имя, данное ему матерью), родился в 1897 году в ауле Карагаш, который ныне находится в Тайыншынском районе СевероКазахстанской области. По воспоминаниям имама, ему не было еще и года, когда он нечаянно упал в очаг, разведенный посреди юрты, обжег левую руку. Она у него усохла и была короче другой, поэтому родители, видя, что для физического труда он непригоден, отдали его в семилетнем возрасте на учебу к аульным муллам. В 1913 году, когда ему было 16 лет, он поступает учиться в медресе Науана Хазрета Таласулы в Кокшетау. В медресе будущий имам учился пять лет. Годы его учебы пришлись на очень тяжелое для всей страны время. Не было хлеба, одежды, но, нанимаясь на работу к зажиточным людям города, он продолжал учебу.

Однажды летом 1916 года Момакана, собирающегося ехать на учебу, позвал к себе зажиточный бай Ташен кажы Бекмагамбетулы. Он сказал молодому человеку: «Я слышал, ты хорошо учишься. Не переживай, что нет денег, будут сложности, дай знать, я тебе помогу. В Кокшетауском приходе работает мой хороший знакомый Аскар. Когда тебе будет что-нибудь нужно, обращайся к нему, он тебе поможет». Ташен кажы сказал жене, чтобы она положила ученику на дорогу его долю (сыбага). Та передала ему мяса и масла, а бай дал пять рублей серебром. В медресе в то время учились более 80 учеников. Из аула Момакана были 5 юношей, среди них особенно в бедственном положении находился Исхак Бейсенбайулы. Когда Момакан и Исхак пришли к торговцу Аскару, он сказал: «Вы те самые ученики, о которых говорил Ташен кажы? Берите все, что вам нужно». Момакан и Исхак выбрали себе одежду, книги и другие нужные в быту вещи. Как вспоминает Момакан, эта доброта и участие Ташена кажы взбодрила их, придала новые силы для учебы.

В 1920 году Момакан стал имамом мечети Ташена кажы. Являлся им до 1928 года. В том году Советская власть назначила имамам продналог в 600 рублей. Как пишет в своих воспоминаниях имам Момакан, родственники собрали ему на уплату налога 25-30 лошадей. Понимая, как сложно приходится родственникам и семье, Момакан имам был вынужден вернуться в родной аул, где учил детей, затем в годы коллективизации работал в колхозе счетоводом. С начала 1930-х годов до конца Великой Отечественной войны трудился на руднике Аксу (пос. Масалы) заведующим мастерскими. С 1948 года по 1955 годы работал сборщиком сырья на маслозаводе в Тайынше. И как бы трудно ни приходилось в жизни, Момакан соблюдал все предписания ислама.

В 1956 году было решено открыть в г. Кокшетау мечеть. Для этого в ауле Койсалган был за 20 000 рублей куплен у Габдуллы, отца Героя Советского Союза Малика Габдуллина, четырехкомнатный дом. Его перевезли в Кокшетау, установили заново, так появилась городская мечеть. 4 октября 1956 года, приехавший из Алма-Аты священнослужитель Гилманулы Садуакас зарегистрировал в горисполкоме новую мечеть и назначил Момакана Алиева ее имамом. На прошедшем в Ташкенте в 1958 году втором курултае мусульман Средней Азии и Казахстана имам Момакан был избран членом казиата и наибом.

110-3-4Преданный служитель ислама Момакан Абдулжаббарулы до конца своих дней (6 августа 1969 года) служил имамом Кокшетауской мечети. Наряду с религиозной деятельностью, он занимался изучением казахского фольклора, генеалогии казахского народа, оставил после себя книги «Бабалар шежіресі», «Қазақ-түрік тарихы».

После смерти имама, наш земляк, уроженец Бурабая, краевед Карта Кантарбаев выпустил сборник «Естелік альбом», собрав в нем все написанное ученым муллой. Это издание сегодня редкость, так как было выпущено всего в нескольких экземплярах.

В фондах областного музея хранится множество личных вещей имама Момакана, переданных его сыном Жантемиром и снохой Багилой Рахметжанкызы. В числе экспонатов — пояс (белбеу), на пряжке которого имеется надпись на арабском языке «Рузыхалық Әбдүлжәббарұлы». Пояс изготовлен для муллы Момакана местным зергером в 20-е годы XX века. В музее хранятся его портфель, семейные фотографии, снимок, где он снят с писателем Сабитом Мукановым.

Среди вещей из семьи Алиевых особо выделяется медный самовар с фабричным клеймом «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в г. Туле». Рассказывают, что из него супруга имама, гостеприимная Асем Каппасқызы разливала многочисленным гостям своего мужа по-особенному вкусный чай.

Кумис КАСЫМБАЕВА, научный сотрудник областного историкокраеведческого музея.

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

Следуя заповедям божьим…

Дом, в котором счастливо проживают с детьми и внуками супруги Руслан Тумгоев и Лилия Цурова, приметен издалека. Выделяется он не роскошью и богатством отделки, а своей, если так можно сказать, открытостью не обнесен высоким забором, чистые окна его выходят на улицу, большой участок перед ним до самой кромки проезжей части выложен разноцветной брусчаткой. У палисадникааккуратная садовая скамейка. Чуть поодаль, тоже на улице, находится крытая, выкрашенная в синий цвет, водокачка, у которой всегда многолюдно.

О ней — этой водокачке, работающей бесперебойно и зимой, и летом, знают многие горожане. Сюда приезжают они за чистой и вкусной водой. О ее удивительных качествах они могут тут же рассказать «новичку», впервые оказавшемуся здесь, у скважины. «Хоть сейчас везите эту воду на лабораторные пробы, — уверенно восклицает пожилой мужчина, наполняя пластиковые баклажки, — она будет отменной». Подошли еще люди с ведрами, скорее всего, из соседних домов. Подъехали и остановились у водокачки сразу несколько машин…

110-3-5

— Мы давно уже привыкли к тому, что у нас во дворе всегда многолюдно, словно предугадывая вопрос, — говорит Лилия Цурова. — Скважину мы пробурили двадцать два года назад, с тех пор и делимся водой со всеми, кому она нужна.

Их источнику, как говорится, и рекламы не надо. Всяк, кто раз попробовал живительной влаги из него, обязательно вернется сюда не раз. Приезжают за водой к этому дому даже жители сел Красный Яр и Бирлик. Есть один постоянный пользователь из г.Тайынши, который при каждом приезде в город старается побольше набрать, как он говорит, этой целебной воды.

Муж Лилии Руслан постоянно следит за исправностью водокачки, надо — поменяет насос в скважине, глубина которой 56 метров (быть может, поэтому вода такая удивительно чистая и приятная на вкус). Главное, чтобы источник работал круглый год, без сбоев. Так оно и происходит.

Семья эта, владеющая водокачкой, глубоко верующая, чтение намаза привычно как для старших, так и для молодых. Вырастив двух дочерей и двух сыновей, Руслан Тумгоев и Лилия Цурова не нарадуются внукам — их у них трое. Это счастье, ниспосланное Аллахом, говорят они, а то, что семья вот уже много лет обеспечивает водой земляков — это своего рода ответная благодарность Всевышнему, а также людям, которые, пользуясь водой из их источника, благодарят, высказывают добрые пожелания. Так нам заповедано, уверены Руслан и Лилия: жить в мире с Богом, в ладу со своей совестью, одаривая добротой, словно кристально чистой водой, знакомых и незнакомых людей.

Ильяс СЕРИКОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также